Из разговора с простыми работниками магазинов розничной сети «Магнит» можно многое узнать об условиях работы в торговых сетях. Рабочие легко идут на контакт и охотно делятся информацией, хотя и высказывают опасения вроде «как бы чего не вышло».

Давайте же подробнее рассмотрим режим работы и условия труда рядовых работников сети «Магнит» в г. Краснодаре и разберем пару наглядных ситуаций.

При приеме на работу все выглядит заманчиво: счастливые лица сотрудников на рекламных брошюрах, там же указана ежемесячная белая заработная плата продавца от 26900 до 32200.

Что же входит в обязанности работника по факту? Здесь все просто – в его обязанности входит всё, что касается непосредственной работы магазина: приём товара, его раскладка на витрины, замена ценников, отпуск товара на кассе, проверка товара на истечение срока годности, слежка за воровством товара и уборка в магазине.

Рабочая смена в магазине длиться 12 часов. График работы ненормированный. Переработки – это норма, и достигают 40 часов в месяц (максимум, допустимый законом). Таким образом, в месяц работник вырабатывает до 200 часов. Как правило, штат сотрудников в магазинах не укомплектован полностью. Прибавим сюда замещение отпускников, текучку кадров и как результат большой объём работы для работающего персонала.

При всех вышеописанных условиях труда и переработках средняя заработная плата, которая доходит до сотрудника на руки, составляет 25 тысяч рублей. Из них только 7000 рублей составляет оклад, обязательный к выплате. Остальная сумма считается как премия, т.е. не обязательная часть выплат, которую и сокращают в случае наложения штрафов и/или недостачи.

Почему же так получается, что при таком тяжелом труде такая низкая оплата? И кто виноват? Нерадивые сотрудники, которые только и думают, как сбежать с работы или руководство?

Рассмотрим пару примеров ситуаций, которые носят систематический характер, и свидетелем которых я был неоднократно и лично как покупатель.

Ситуация №1. Работник выполняет текущую работу в зале по проверке товара на истечение срока годности, но тут наплыв покупателей и его вызывают на кассу отпускать товар, затем кто-то проливает молоко и он бежит делать уборку и т.д. и т.п. В результате, на прилавках магазина остается просроченный товар. Если просроченный товар берёт невнимательный покупатель, то это выгодно магазину – издержки производства для него снижены. Если внимательный покупатель находит просроченный товар и сообщает администратору магазина, то ответственному продавцу выносят выговор и лишают его части премии. Что опять же выгодно для магазина - сокращение размера премиального фонда оплаты труда.

Ситуация №2. Работник осуществляет замену ценников на товар, но его опять отвлекают на другую срочную работу. В результате на прилавках магазина остается товар, с неверными ценниками. Если товар по старой цене покупается незамеченным, то в случае недостачи, магазин распределяет её между работниками магазина, таким образом, в накладе не оставаясь. В случае, если покупатель замечает разницу между ценником и ценой в чеке, то у администрации магазина опять же есть возможность лишить работника премии за неисполнение должностных обязанностей.

Ситуация №3. Наработавшись за весь день, под вечер работник осуществляет отпуск товара на кассе и ошибается при выдаче сдачи, причем, как в меньшую, так и большую сторону. Разрешается аналогичным образом с ситуацией 2. Магазин в накладе не остаётся, но при этом всегда имеется возможность сократить издержки за счет сокращения премиального фонда оплаты труда работникам.

Посмотрев на развитие этих ситуаций, Вы можете сами ответить на вопросы: «Кому выгодно?» и «Справедливо ли распределяются риски и ответственность между участниками?».

Таким образом, в магазинах сети «Магнит», как впрочем, и в других розничных сетях, рядовые работники изначально поставлены в проигрышные условия, и обречены на тяжелый, рутинный, изнуряющий труд с низкой оплатой труда. В магазинах выстроена система эксплуатации работников и покрытия издержек, как за счет работников, так и за счет покупателей.

При этом достигается главная цель любой коммерческой организации – извлечение прибыли, как в отдельно взятом магазине, так и в торговой сети в целом. А владелец данной торговой сети на эти деньги может позволить себе заказать постройку стадиона и/или парка. Фразы защитников вроде «А мог бы вывести в офшоры!» и «Он заработал их честно!» оставим на их совести, так как совесть у всех разная.

Что можно порекомендовать рядовым труженикам сферы торговли? Советуем им объединиться в профсоюз для совместной экономической борьбы за улучшение условий труда и повышение заработной платы. С хорошо отлаженной системой эксплуатации можно бороться только слаженными действиями всего коллектива!

Автор: член Рабочей партии России, т. Лысков.