На текущей неделе Госдума рассмотрит пакет изменений в закон о занятости населения. До конца ноября, как пояснил журналистам первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, могут быть приняты поправки в закон, который серьезно не обновлялся уже почти 30 лет.
Депутаты совместно с Минтрудом предлагают создать единый портал занятости, уменьшить количество документов, необходимых для регистрации лишившихся работы граждан, и частично перевести взаимодействие служб занятости с соискателями в онлайн-режим.
Будет рассмотрена и еще одна инициатива — возвращение страхования от безработицы. Такой механизм существует во многих странах мира. В России он прежде тоже существовал. Сейчас самый подходящий момент, чтобы возобновить подобное страхование, так как ситуация с коронавирусом расстроила трудовые планы миллионов россиян. Согласно данным Росстата, сейчас в России уровень безработицы составляет 6,3%. Безработных у нас более 4 миллионов. И это только те люди, которых зарегистрировали в качестве безработных службы занятости. Скрытая же безработица намного больше.
«Защита доходов граждан, потерявших работу, — одно из важнейших направлений политики занятости. До 2001 года в России существовал механизм страхования от безработицы. Работодатель отчислял в специальный фонд занятости населения 2% от фонда оплаты труда работников. Безработный в первые три месяца получал пособие в размере 75% от среднего заработка, далее 60% и 40%. Но в 2001 году решили ликвидировать фонд, а пособия финансировать напрямую из бюджета. Сразу же вместо принципа замещения утраченного заработка был внедрен принцип выплаты пособия на содержание, — пояснил «Российской газете» проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. — Установлены нижний и верхний предел. При этом размеры пособий утратили фактическую связь и предыдущим размером зарплаты и даже с МРОТ. Сегодня пособие по безработице не равно прожиточному минимуму. Самый низкий его уровень — 1,5 тысячи рублей. Это одна из причин, почему люди стараются обходить службу занятости стороной. А в основном она собирает тех, кому статус безработного может чем-то помочь в системе социальной защиты».
По мнению Сафонова, хотя бы частичное восстановление страховых принципов — это движение в правильном направлении, однако не приходится надеяться на то, что люди начнут сами себя страховать. «Надо все-таки двигаться в сторону классической системы, которая существует в западных странах, где платежи в фонд занятости делает работодатель. И как и было в России», — добавляет эксперт.
Государство продолжает решать проблемы в экономике буржуазно-либеральными методами, главный из которых заключается в перекладывании ответственности и финансовых обязательств с себя на других. Создание фонда занятости представляет собой введение нового скрытого налога, который оплатят сами же граждане, потому что предприятия включат его в стоимость своих товаров и услуг. Мера, представляемая как забота о трудящихся, в действительности является очередной попыткой залезть к ним в карман и решить проблемы, вызванные ростом безработицы, за счет их самих. Подобные лицемерные действия правящего класса, выразителем интересов которого является партия «Единая Россия», в очередной раз показывают, что интересы рабочего класса и капиталистов противоположны. Российскому пролетариату пора объединяться и создавать свою партию, которая начнет борьбу за восстановление власти рабочего класса в России. В том числе и в вопросах борьбы с безработицей.