Как группа «СОК» проиграла битву за АвтоВАЗ: расследование Forbes. Отсутствие вашей судимости- это не ваша заслуга,а наша недоработка.Ф.Э.Дзержинский Продажные мундиры ФСБ и налоговой полиции

Недавно в замечательном русском городе Самара появился новый мэр- некий Виктор Тархов, которого в это кресло как свидетельствует местная пресса продвинули братки с квадратными затылками. Чем за последнее время прославилась Самара? Подвижной и мобильной группой «СОК», аббревиатура которой расшифровывается просто: Самарские объединенные капиталы. При мэре Тархове группа «СОК» стала еще авторитетнее. И еще наглее. В губернской столице началась грубая деприватизация, прокатилась волна циничных покушений и убийств бизнесменов.

Был наперсточник - стал бизнесмен

Группа «СОК» появилась на стыке 1994-1995 гг. Ее отцами-основателями были люди «авторитетные» - известный в криминальных кругах «наперсточник» Юрий Качмазов, его ближайшие партнеры Вадим Перфильев и Евгений Кормашов. Была среди них и дама - дочь тогдашнего генерального директора ОАО «Пластик» (Сызрань) Татьяна Брюхнова. Позже к ним присоединились Дмитрий Богданов, криминальный авторитет Александр Литвинок по кличке «Ниссан» и его подельник Анвар Абдуразаков, кличка - «Анвар».

Некоторые члены группировки специализировалась на заказных убийствах, продаже наркотиков, вымогательстве, контролировали несколько автосалонов и крупных предприятий в Самаре, Тольятти и Сызрани, выпускающих автозапчасти. Абдуразаков- Анвар и Литвинок- Ниссан поддерживали самые тесные отношения с известным ОПГ Владимира Вдовина (кличка «Напарник») и Шамиля Даниулова («Шамиль»).
Активная фаза образования группы началась, когда учредители СОКа установили контроль над финансами и сбытом ОАО «Пластик». Параллельно шло проникновение на ОАО «АвтоВАЗ», брались под контроль и смежники автозавода. Это был 1997 г.

Продажные мундиры ФСБ и налоговой полиции

В том же, 1997 г. владельцы группы начали присматриваться к представителям силовых структур. Делалось это с подачи генерал-лейтенанта ФСБ Владимира Большакова, почетного вице-президента группы «СОК». В Самарской области были отмечены тесные контакты с руководителем областного управления налоговой полиции генералом Евгением Григорьевым, сын которого работал в одной из структур группы. Определенные отношения существовали с начальником областного управления ФСБ Виктором Евтушенко.

Все это время группа «СОК» принимала самое активное участие в переделе сфер влияния в различных видах бизнеса (производство автокомпонентов, строительный бизнес, операции с недвижимостью, управление промышленными предприятиями, различные финансовые операции индустрия отдыха и развлечений). Все эти пассажи сопровождалось применением оружия, убийствами (чаще всего они не раскрывались), исчезновениями людей и силовым давлением. Несмотря на то, что силовики задерживали исполнителей преступлений (ими оказывались сотрудники ЧОП ГК «СОК»), их отпускали на свободу «за отсутствием состава преступления».

В 2000 г. под контроль СОКа с согласия руководства ОАО «АвтоВАЗ» перешло ОАО «Ижмаш - авто». Одним из совладельцев предприятия было государство с 25% акций. Через два года выяснилось, что состав акционеров завода изменился, и доля государства в нем была сведена к минимуму. Позже активы предприятия перешли другой структуре.

Попытка исправить ситуацию была блокирована группой «СОК», использовавшей свои прочные к этому времени связи в органах местной власти, правоохранительных структурах Удмуртии и аппарате местного управления ФСБ.
В том же году группа «СОК» пытался взять под контроль ОАО «Завод им. Тарасова» (это крупнейший производитель электрооборудования для ОАО «АвтоВАЗ»). Потерпев поражение в борьбе за завод, группа отступила. Однако, осенью 2004 г. был убит член совета директоров предприятия Олег Новиков, а на его партнера Сергея Ермичева - через несколько месяцев- было совершено покушение.

Расстрельный список

2000 - 2004 г. - время агрессивного развития холдинга. В большинстве случаев представители группы СОК используют хорошо отлаженный механизм давления и устранения оппонентов. По какой схеме они работают? В начале делается предложение продать бизнес. В случае отказа «клиенту» наносят визит сотрудники правоохранительных органов и областной прокуратуры. Параллельно в отношении собственников проводится «разъяснительная» работа и повторяется предложение продать бизнес. В СМИ вбрасывается компромат настоящий или ложный. В случае нового отказа в отношении оппонентов принимаются радикальные меры, связанные с их ликвидацией или нейтрализацией на длительное время. Тут существует целый список:

Неудачная покупка ОАО «ЗиТ» (убийство одного из руководителей конкурирующей компании «Тадем» Олега Новикова);

Корпоративный конфликт вокруг ТД «Бонус» (нападение на гендиректора фирмы Сергея Голякова, последующий захват его бизнеса);

Покупка акций ОАО «Барнаултрансмаш» (конфликт с миноритарными акционерами предприятия, громкий скандал из-за незаконных экспортных поставок военного оборудования);

Покупка ОАО «Волгокабель» (угрозы акционерам со стороны неизвестных лиц);

Скупка бизнеса убитого главы ЗАО «Самарские автомобили» Сергея Гашимова (скандал между акционерами не закончился до настоящего времени; по одной из версий, убийство и последующая сделка могут быть звеньями одной цепи);

Скупка кредиторской задолженности ГП «ЗиМ» (игнорирование интересов мелких кредиторов);

Создание на базе Дворцов культуры развлекательных комплексов «Звезда», «Современник», офиса группы «СОК» (процесс сопровождался выселением детских коллективов);

Установление контроля над поставками комплектующих и сбытом запчастей ОАО «АвтоВАЗ» (убийства представителей конкурирующих ОПГ);

Установление контроля над ОАО «АвтоВАЗтранс», осуществляющим перевозки в интересах ОАО «АвтоВАЗ» (угрозы в адрес руководства компании);

Скупка акций и захват силами ЧОПа ОАО «Волгомост» (Саратов) (угрозы руководителям компании, давление на акционеров);

Попытка оспорить сделку по продаже земельного участка в районе Центрального парка культуры и отдыха (Загородный парк);

Корпоративный конфликт, предметом которого стал контроль над ОАО «Самарадорстрой» (давление на акционеров и слежка за ними);

Скупка акций ЗАО «Самарский дом молодежи» (давление на акционеров, генеральный директор и владелец компании скончался от сердечного приступа);

Участие в корпоративном конфликте вокруг страховой компании «Инвестфлот» (покушение на жизнь владельцев фирмы, поджог автомобилей учредителей фирмы; возбуждено уголовное дело против топ-менеджера группы «СОК» Игоря Ежова по обвинению в угрозе убийством).

Давление на футбольный клуб «Юнит» с целью забрать спортивную базу на стадионе «Волга»;

Корпоративный конфликт вокруг ОАО «Пластик»;

Выдавливание из бизнеса совладельца и генерального директора ОАО «Самарадорстрой» Владимира Филиппова.

Как избавлялись от мэра Лиманского

В 2002-2003 гг. группа «СОК» приняла активное участие в выборах губернатора Ульяновской области Сергея Морозова . Ряд топ-менеджеров группы занял посты в правительстве. Один из них, Рустем Шиянов, был избран в совет федерации от Ульяновской области: ему была отведена роль лоббиста интересов группы «СОК» в Самарской и Ульяновской областях.

В том же направлении работает сенатор Андрей Ищук (владелец самарской группы «Волгабурмаш»). Деятельность сенаторов уже вызывала много неоднозначных вопросов в правительстве Самарской и Ульяновской областей.

Другим проектом группы стали выборы мэра Сызрани и депутатов городской Думы. Для участия в кампании были приглашены московские политтехнологи, активно использовались черные пиар-технологии. Победил кандидат, поддержанный группой «СОК». Они полностью контролировали процесс выборов в Сызрани, и, по версии участников кампании, высока вероятность, что в ходе голосования в избирательные урны были вброшены дополнительные бюллетени.
Через какое-то время в Сызрани начался громкий корпоративный скандал, где СОК выступил против партнера по выборам, совладельца ОАО «Пластик» Владимира Симонова. Конфликт шел около года и закончился мировым соглашением, одним из условий которого стал переход контроля над Думой и городом к Владимиру Симонову.

Но самый скандальный политический проект с участием группы «СОК» связан с Самарой. В 2002 г. представители холдинга начали масштабную кампанию по дискредитации мэра Георгия Лиманского и части депутатов Самарской городской Думы. В руководстве группы «СОК» не скрывали, что главной задачей является взятие власти в Самаре под свой контроль.

Сферы интересов СОКа в губернском центре весьма обширны. Это строительство, операции с недвижимостью, управление объектами индустрии отдыха и развлечений, коттеджное строительство, продажа автомобилей, ГСМ и многое другое. Все они, так или иначе, завязаны на администрацию города. В ходе выборной кампании был использован весь набор ранее опробованных черных пиар - технологий. Процесс сопровождался дополнительным финансированием чиновников из Нижнего Новгорода, злые языки в качестве приближенных к кормушке называли начальника главного управления МВД РФ по Приволжскому федеральному округу, генерал-полковника милиции Владимира Щербаков. Значительные денежные ресурсы направлялись на раздачу «слонов» в столицу.

Кого облагодетельствовал Тархов?

После победы на выборах мэра Виктора Тархова (октябрь 2006 г.) группа «СОК» получила в качестве компенсации следующие посты в самарской мэрии:

Зам. главы города по имуществу Виктор Абрамов (ООО «Консул Ltd», аудитор группы «СОК»);

Руководитель департамента по архитектуре Сергей Мак (аффилирован группе «СОК») ;

Руководитель департамента транспорта Дмитрий Тверецкий,(ЗАО «СОК-транс»);

Глава Кировского района Валерий Выровцев (помощник вице-президента группы «СОК» Виталия Ильина);

Глава Красноглинского района Валерий Ламанов (сотрудник группы «СОК»);

Глава департамента образования Александр Каймаков (бывший директор гимназии №1, финансируемой группой «СОК»)

Зам. главы города по транспорту Валерий Графский (ОАО «АвтоВАЗтранс», топ-менеджер группы «СОК»)

Сенатор Ищук сидит на трех стульях

В районных администрациях поменялись и заместители глав. Их сменили люди группы «СОК». Через зама Тархова Виктора Абрамова был начат процесс деприватизации городской собственности. Инициируются судебные разбирательства против неугодных компаний и людей с требованием отдать собственность либо доплатить за нее значительные суммы. По Самаре прокатилась волна покушений на бизнесменов, лояльных к прежней администрации. В частности, было совершено покушение на главу группы «Самарский деловой мир» Алексея Шаповалова, он получил тяжелое ранение. Был расстрелян руководитель ЗАО «Итера-Самара» Игорь Самойленко. Получил тяжелое ранение генеральный директора ЗАО «Экспо-Волга» Андрей Левитан. Все эти преступления не раскрыты, но в каждом из них есть след группы «СОК».

Стоит отметить, что в последнее время владельцы группы стали активно работать с другой самарской ФПГ, группой «Волгобурмаш» (сенатор Андрей Ищук). Господин Ищук также принимал активное участие в выборах мэра Самары, кроме того, группы «СОК» и «Волгобурмаш» связывает общее прошлое. В окружении Ищука есть люди, представляющие в его бизнесе интересы Владимира Вдовина («Напарник»).

В свою очередь Андрей Ищук и глава группы «СОК» Юрий Качмазов сделали все возможное, чтобы партия «Единая Россия» и выдвигаемые «ЕР» кандидаты в органы исполнительной и законодательной власти потерпели поражение. При этом Андрей Ищук является… членом Политсовета регионального отделения «ЕР». Участие в политической жизни он успешно сочетает с лоббированием интересов подконтрольной ему фирмы «Авиатренд».

Г-н Ищук прикладывает значительные усилия для того, чтобы сорвать процесс вывода из кризиса ряда проблемных строительных компаний. При этом в СМИ его партнеры озвучивают денежные суммы, за которые готовы прекратить оказывать прессинг. Подобная позиция дестабилизирует ситуация с дольщиками проблемных компаний. Представители группы «СОК» и «Волгобурмаш», являясь членами партии «Единая Россия», в ходе выборной кампании мэра Самары, работали на стороне партии «Справедливая Россия».

Нападение на журналиста

Но какие-то силы пытаются противостоять натиску СОКа. Летом 2004 г. в офисах группы «СОК» силами сотрудников московского ФСБ и УФСБ других регионов страны были проведены обыски и выемка документов. Против руководителей группы было возбуждено сразу несколько уголовных дел. Однако, со временем все дела были закрыты. Как говорили в группе «СОК» - «благодаря связям в ФСБ и МВД России».

Весной 2005 г. группа «СОК» приняла участие в корпоративном конфликте акционеров ОАО «Самарская кабельная компания». Все это время за оппонентами велась слежка, некоторых из них вывозили в лес для профилактической беседы. Особое недовольство в группе вызвало освещение конфликта рядом СМИ. В пик разбирательств было совершено покушение на генерального директора ООО «Медиа-Самара» Дмитрия Сурьянинова , управляющего рядом изданий. В числе возможных версий нападения он озвучил версию о причастности к произошедшему людей из группы «СОК». В частности, фигурировало имя Анвара Абдуразакова. Нападение на журналиста имело широкий общественный резонанс.

Курс на «Тольятти»

Взяв под контроль Самару, группа «СОК» не остановилась. Ныне ее интересы направлены на город Тольятти. В конце 2006 г. выяснилось, что близкое к руководству группы «СОК» ООО «Новая земля» оформило на себя крупные земельные участки в Ставропольском районе. В том числе ту землю, на которой находится часть производственных цехов ОАО «АвтоВАЗ». Как только информация стала достоянием гласности, генеральный директор ООО «Новая земля» и руководитель спортивного клуба «Крылья Советов -СОК» Юрий Коноплев внезапно умер от сердечного приступа.

В настоящий момент группа «СОК» инициировала ряд судебных разбирательств с компаниями, арендующими эти земельные участки.
Незадолго до покупки структурой группы «СОК» земли в Тольятти был убит главный архитектор города Валерий Лопатин, один из его заместителей и заместитель главы Ставропольского района. В отношении руководителя департамента земельных отношений мэрии Тольятти было возбуждено уголовное дело.
После того, как стало известно, что земельной темой в Тольятти заинтересовалась группа «СОК», многие вещи стали на свое место. В начале 2007г. в отношении мэра Тольятти Николая Уткина стал развиваться аналогичный самарскому сценарий. Областная прокуратура обвинила градоначальника в превышении должностных полномочий и возбудила против него уголовное дело. В данный момент оно передано в суд.

Настораживает такой факт: как только Уткиным занялась прокуратура, один из его замов добровольно ушел в отставку и тут же был принят на работу в подконтрольное группе «СОК» ОАО «ВазИнтерСервис», а его место занял бывший председатель совета директоров ОАО «Пластик» и топ-менеджер СОКа Владимир Бондаренко.

Ожидается, что в ближайшее время еще четыре человека из группы «СОК» станут чиновниками тольяттинской мэрии.

«Мокрые» дела и депутаты

В 2006 г. случилось невероятное: группа «СОК» вдруг лишилась самого важного и самого прибыльного актива. Она утратила контроль над ОАО «АвтоВАЗ», сбытом новых автомобилей и поставками запчастей. Как говорится, и на старуху бывает проруха.

Но самарский холдинг переключился на работу в регионах. И сразу пошла цепь трагических событий. В конце 2006 г. был убит директор ульяновского ООО «РемСтройМост» Фарид Файззулин. Компания входила в состав самарского ОАО «Волгатрансстрой», выигравшего у подконтрольного группе «СОК» ОАО «Волгомост» тендер на строительство моста через Волгу в районе Ульяновска. Позже в ДТП погиб и один из заместителей Файззулина.

Группа «СОК» начала все глубже проникать в органы власти и все теснее налаживать отношения с представителями политической элиты. Особую роль в этом процессе сыграл депутат Государственной Думы РФ Владимир Мокрый. Именно этот «неподкупный» народный избранник занимался политическим консультированием владельцев группы «СОК». В свою очередь они финансировали его избирательную компанию, а также поддерживали и поддерживают инвестициями его проекты.

Ряды группы «СОК» расширяются и углубляются. И процесс идет непрерывно.

Качмазов Юрий Михайлович- Председатель совета директоров компании «СОК» в период 90-х и до 2010 года. Самарский олигарх.

Родился в 1966 году в Сызрани. Осетин по отцу. Служил в ВДВ.
Начинал обучение в Куйбышевском политехническом институте, но потом ушел в академический отпуск из которого не вернулся (рассказывают, что во время "катания колпачков" его застал проходящий декан института и произнес: "Ну-ну..."). Первоначально занимался мелким бизнесом ("наперстки", скупка и перепродажа валюты и золота) на самарских рынках.

По утверждению Forbes, "Качмазов, бывший студент самарского Политеха, отслуживший в десантных войсках, пришел на рынок "Энергетик" в поисках заработка и его взяли в бригаду наперсточников. Но на рынке он проработал не долго..."

Из воспоминаний одного из "ветеранов бандитских войн в Самаре": "Потом была московская тема. Качмазов и трое его друзей поехали разводить "лохов" в наперстки в..Москву. Уж кто там им помог- не известно. Но приехали они при деньгах. И стали заниматься золотом. Скупали на рынке золото. Причем "пахали" в прямом смысле- стояли с табличками "Куплю золото" и скупали по дешевке, а потом продавали. Так делался первоначальный капитал. И Качмазову это было "не в падлу". Многие "авторитетные" люди начинали с нуля..."

Позже переквалифицировался на перепродажу автомобилей с АвтоВАЗа.

Из воспоминаний современника тех событий: "По автомобильной теме они начинали с простой консигнации автомобилей с базы на Заводском шоссе (недалеко от Южного моста). Брали автомобили ВАЗ мелкими партиями у некоего комерса по фамилии СОКолов и отгоняли "нах остен".
Затем, открывая фирму на "башне" Ипподрома, дали ей название "СОК". Начинали с нескольких столов и двух простых ксероксов "Кэнон". Два Юры, Алексей, Рустем. Другие - стали подтягиваться потом..."

В 1995-1998 годах - генеральный директор ООО СОК. Устанавливается контроль над финансами и сбытом ОАО «Пластик» (г. Сызрань). Из воспоминаний современника тех событий: "А начиналось все с Сызрани. И госпожа Брюхнова работала там на "Пластике". И вот сидят Юра с Димой (Богданов?- О.И.) на кухне у Димы, пьют пиво. И уважаемый папа Димы- Юрий Николаевич (зам Козлова, кстати, в ЦСКБ) говорит им: не занимайтесь ерундой, займитесь бартером с "Пластика" на ВАЗ, благо родственница там у нас есть- главбух. Ну и поехала тема стремительно в гору и официально оформилась.."

Параллельно шло проникновение на ОАО «АвтоВАЗ», брались под контроль и смежники автозавода.

1998-2008 годах - член правления ЗАО «РосЛада». Практически все 90-е годы бизнес-начинания Ю.Качмазова имели поддержку от руководителя самарской областной налоговой полиции генерала Евгения Григорьева и начальника управления ФСБ РФ по Самарской области генерал-лейтенанта Владимира Большакова (впоследствии возглавлял Инспекторское управление ФСБ РФ, был зам.директора ФСБ РФ).

В 2000-2004 годах холдинг СОК принимает участие в переделе сфер влияния в различных видах бизнеса. К 2003 году через дилерские центры «СОКа» продавалось около 15% выпускаемых АвтоВАЗом автомобилей (около 100 000 штук). В 2004 году АвтоВАЗ обязался закупать определенный объем продукции только на заводах «СОКа». Тогда же был заключен договор о продаже запчастей на вторичном рынке исключительно через принадлежавший «СОКу» торговый дом «Соло». За разрыв эксклюзивного контракта завод должен был заплатить огромный штраф - 14 млрд рублей. При сотрудничестве с «СОКом» АвтоВАЗ продавал по 700 000 машин в год.

Основным направлением деятельности компании на тот период являлось производство автокомпонентов и автомобилей (второе место по выпуску автомобилей в России). Группа контролировала автозаводы «ИжАвто» (в 2005 году выпустил 52 800 автомобилей) и «РосЛада» (22 100 автомобилей). В группу также входили «Автосвет», ОСВАР, Димитровградский завод светотехники, Скопинский автоагрегатный завод, Димитровградский завод радиаторов, «ВазИнтерСервис» (с 2003 года), «Кинельагропласт» и др. Завод «РосЛада» с 1998 по 2006 годы выпускал автомобили из машинокомплектов производства ОАО «АВТОВАЗ». В 2005 группой на заводе «ИжАвто» был запущен проект по выпуску автомобилей «Kia Spectra». Предприятия группы выпускали товары народного потребления, строительные конструкции, оказывали транспортные услуги и т. п. Компании принадлежало мостостроительное предприятие ОАО «Волгомост», сеть кинотеатров в Приволжском федеральном округе, а также сеть автосалонов. Совокупная выручка группы в 2006 году составила $2,95 млрд (в 2005 году - 64,4 млрд руб.).

Группа "СОК" в итоге объединила 42 предприятия в 15 регионах. Общий оборот в 2004 г. – $2 млрд, в 2003 г. - $1,7 миллиарда. На автокомпоненты приходится 59% выручки, на автомобили - 34%, прочие виды бизнеса – 7%. В группу входят "РосЛада" и "Ижмаш-Авто", которые в 2004 г. выпустили 114,3 тыс. машин.

В начале 2000-х гг.ГК "СОК" пролоббировала приход к власти в г.Димитровграде Сергея Ивановича Морозова. Он стал мэром города,а до этого был начальником ГУВД Димитровграда.После этого СОК стал монополистом в этом регионе.

В 2006 году ГК "СОК" участвовала в финансировании выборной компании на пост мэра Самары В.Тархова. В октябре 2006 года, после победы на выборах мэра Виктора Тархова, ГК "СОК" получила 7 руководящих постов в самарской мэрии.

29 марта 2005 года ГК СОК распространила официальный меморандум, в котором впервые была предана огласке официальная информация о собственниках Группы. В меморандуме было указано, что владельцами СОКа являются его топ-менеджеры, а основным бенефициаром компании - её основатель Юрий Качмазов(70%).

Качмазова на тот период уже охраняют от 5 до 15 охранников (все нанятые в г.Сызрани) и передвигается он в кортеже из дорогих внедорожниках с номерами 010.

"Собственники СОКа скрывались за сотнями компаний, учрежденных в Самаре, Сызрани, Ижевске, Димитровграде, Угличе, Москве, на Британских Виргинских островах" ("Самарское обозрение" от 04.04.2005)

Юрий Качмазов и Владимир Каданников

Закат империи Юрия Качмазова начался в 2005 году, когда на «АвтоВАЗе» сменилась власть. Тогдашний председатель совета директоров автогиганта Владимир Каданников ушел в отставку, на смену ему пришла команда управленцев из «Рособоронэкспорта» (позднее - ГК «Ростехнологии»), которая начала масштабную «зачистку» города и завода от "неугодных элементов".

«СОК» максимально быстро и жестко отодвинули от всех рычагов управления на ВАЗе. Топ-менеджеры завода, подконтрольные Качмазову, покинули вазовскую высотку. Поставки машинокомплектов на «РосЛаду» прекратились. Часть контрактов на поставки комплектующих с компаниями «СОКа» были расторгнуты. В результате за два-три года группа растеряла практически все автокомпонентные активы.

9 декабря 2005 года в московском офисе ГК СОК прошла выемка документов. Формальной причиной для этого стали два уголовных дела, возбуждённые в процессе работы на АвтоВАЗе сотрудников МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. Одно возбуждено по факту хищения денежных средств. Второе связано с неуплатой АвтоВАЗом налогов в размере 230 миллионов рублей. По данным СМИ, целью оперативных действий было желание госструктур, к которым переходит контроль над АвтоВАЗом, вынудить СОК отказаться от кабального для завода контракта на поставки Группой запчастей к вазовским автомобилям (Коммерсантъ, 12.12.2005).

В 2008 группа «СОК» пыталась вести бизнес в Южной Осетии: президент республики Эдуард Кокойты, являвшийся якобы другом Качмазова, пригласил топ-менеджеров самарской компании на руководящие посты в новообразованном государстве. «СОК» в республике интересовали инфраструктурные проекты - ремонт автодорог, Рокского тоннеля, строительство аэропорта. Качмазов даже планировал в Южной Осетии построить себе дом. Но «СОК» в Южную Осетию так и не пустили. Под давлением оппозиции (по другим данным - из-за давления Москвы) эта деятельность была свёрнута.

В 2008 году компания «Рособоронэкспорт» сумела вытеснить представителей «СОКа» с «АвтоВАЗа», после чего группа стала терять свои позиции в Поволжье. В 2009 году «СОК» продал «ИжАвто» менеджменту предприятия.
Весной 2009 года председатель Счётной палаты Сергей Степашин поставил под сомнение законность сделки по продаже ГК СОК 75% акций «ИжАвто». В результате сделки собственником 75% акций «ИжАвто» стали дочерние структуры самого завода (ООО «Иж-Комплект», ООО «Гросс» и ООО «Норэкс»), то есть структура его собственности стала перекрёстной. Фактический контроль над заводом получил его топ-менеджмент во главе с гендиректором Михаилом Добындо.
Сам завод был практически остановлен, его долги достигли 300 миллионов долларов. На момент, когда о сделке стало известно, контрольный пакет акций «ИжАвто» уже был заложен в Сбербанке (Коммерсантъ, 08.05.2009)

В рейтинге российского Forbes в 2007 году Качмазов с состоянием в $700 млн занял 93 место.
По оценкам журнала «Финанс», в 2010 году Юрий Качмазов занял 126 место в рейтинге самых богатых россиян с состоянием 26,5 миллиардов рублей.

Глава Сбербанка Герман Греф пообещал сделать всё, чтобы привлечь собственников «ИжАвто» - ГК СОК - к уголовной ответственности. «Компания не вернула нам долги, в результате компания в стадии банкротства. Мы фактически взяли на себя управление компанией, - сказал Греф. - Конечно, мы не простим тем людям, которые допустили мошеннические действия, эту ситуацию. Думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто ». (Источник: BFM.ru, 17.09.2010)

В сентября 2010 года после обращения в Генпрокуратуру Сбербанка, было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве ОАО «ИжАвто». По мнению ряда экспертов, ударом для Группы стала борьба за активы «ИжАвто» с «АвтоВАЗом», в ходе которой владельцы СОКа «столкнулись с серьёзным противодействием группы лиц, имеющих аппаратную поддержку на самом высоком уровне».

АвтоВАЗ принялся сбивать цену за «ИжАвто» с 480 млн долларов до 350 млн. Качмазов перевел активы в офшор Shonapol Investment Ltd и прекратил переговоры. В 2009-м «ИжАвто» объявил об остановке производства и увольнении 90% из 5,5 тыс. рабочих, а в августе инициировал процедуру банкротства. Следственный комитет МВД обвинил главу СОКа в преднамеренном банкротстве предприятия и выводе активов на 6,7 млрд рублей. Так владельцем ижевского предприятия (пакета в 51%) оказался Сбербанк: завод задолжал ему 7,74 млрд рублей.

На период 2009-2010 гг. считалось, что Качмазов владеет следующими активами:
доля в ОАО «Волгомост»;
доля в группе компаний «КераМир»;
ООО «Строительство и ремонт дорог»;
50% ООО «Мост-Инвест»;
ООО «СОК – Автокомпонент»;
ЗАО «ВАЗинтерСервис» (Тольятти):
ОАО «БелЗАН» (Белебей, Башкортостан);
ОАО «Освар» (Вязники, Владимирская область);
ОАО «Завод «Автосвет» (Киржач, Владимирская область);
ОАО «Счетмаш» (Курск);
ЗАО «КинельАгроПласт»;
ООО «Димитровградский завод радиаторов»;
ООО «Димитровградский завод вкладышей»;
ООО «Самарские автомобили – Люкс»: дилерский центр Infiniti;
ООО «Самарские автомобили – Юг»: дилерские центры Peugeot и Mitsubishi;
ООО «Самарские автомобили»: дилерские центры Nissan, Mitsubishi, Peugeot и Ford;
ООО «Виват-Авто»: дилерский центр Citroen;
ООО «Автосалон на Ипподроме»;
ООО «Сельмаш» (Сызрань);
ООО НК «Мобиле»;
ООО «СимбирскЦемент» (Ульяновская область);
ЗАО «Мотор-супер» (Тольятти);
ЗАО «Самарская кабельная компания»;
«Самарские оконные конструкции»;
«Самарская общестроительная корпорация»;
КРЦ «Звезда»;
мультиплекс «КиноМост» (в ТРК «Космопорт»);
кинотеатр «Спутник» (Димитровград);
здание кинотеатра «Современник»;
около 1% акций ОАО «АвтоВАЗ» ()

Но в этот же период Ю.Качмазов начинает избавляться от своих активов. Помимо «ИжАвто», в 2008-2011 годах были проданы, выставлены на продажу или переоформлены на третьих лиц компании «Волгомост», «Самарские оконные конструкции», «Пластик», «АВТОВАЗТРАНС», ликёро-водочный завод «ТАЛКО», кинотеатры «Шипка» и «Самара», телекомпания «Орион» и др. В марте 2011 года компания продала свой крупнейший актив- компанию "Волгомост".

Качмазов избавился и от личного имущества.Через доверенных людей продал свою знаменитую роскошную яхту длиной 38 м. и многочисленный автопарк.

Теплоход «Смайл» (личная яхта Юрия Качмазова) относился к модельному ряду Timmerman40 и был построен в 2004 году международным консорциумом по строительству яхт класса «люкс» Timmerman Yachts. Длина «Смайл» составляет 38 метров, ширина 6, 8 метра. Яхта может плавать в смешанном режиме – как по внутренним водным путям, так и по морю. Дизайн судна разработан голландской группой Vripack Yachting International. Помимо своих технических данных, «Смайл» поражал гостей роскошной внутренней отделкой и интерьерами, выполненными с использованием мебели и аксессуаров известных итальянских домов.

На 2010 год Качмазов имел в окрестностях Самары огромную вилу- основное строение полностью остеклено, имело большую подземную стоянку. На территории находися домик охраны и собственная газовая котельная. Охранники были уверены, что охраняют не дачу, а режимный объект. По всей видимости,и от этой недвижимости Ю.Качмазов успешно избавился. Хотя есть версия,что значительную часть своего бизнеса Ю.Качмазов просто переоформил на своих подконтрольных людей и продолжает все это контролировать.

" Загородная вилла Юрия Качмазова сменила собственника. Земельные участки площадью около 5 тыс. кв. м под по­строенным в лесной зоне Красноглинского района Самары "дворцом", именуемым домом председате­ля совета директоров группы "СОК" Юрия Качмазо­ва, сменили собственника. Теперь ими владеет швейцарская компания Swiss Top villa management AG, соз­данная незадолго до сделки - в августе 2011 г. 15-16 ноября 2011 г. Росреестр зареги­стрировал права собственности швейцарской компании на че­тыре участка в Красноглинском районе Самары, где на протяжении несколь­ких лет возводился дворец для Юрия Качмазо­ва" ()

Качмазов покинул Россию в сентябре 2010 г. По одной версии, он реально опасался ареста и был предупрежден об опасности. По другой, ему дали спокойно вывести свои капиталы в обмен на "сдачу позиций в подконтрольных регионах и сферах".

14 февраля 2011 года следственный комитет МВД сообщил, что основной владелец самарской ГК "СОК" Юрий Качмазов объявлен в федеральный розыск. Он обвиняется в том, что в 2008-2009 годах вместе с рядом руководителей завода «ИжАвто» вывел на офшоры часть кредитов, полученных от Сбербанка. Кроме того, с «ИжАвто» также был выведен товарный остаток (автомобили), а само предприятие было впоследствии продано и обанкрочено. Общая сумма хищений - 6,7 миллиардов рублей. Уголовное дело возбуждено по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Вместе с господином Качмазовым в федеральный розыск объявлены бывший гендиректор «ИжАвто» Михаил Добындо, а также топ-менеджеры завода Андрей Фролов, Юрий Амелин и Евгений Страхов (все являются выходцами из ГК СОК).

Впоследствии следователи потребовали у суда арестовать всех заочно. 8 апреля 2011 года Качмазов, Фролов и Амелин были объявлены в международный розыск. На заседании Тверского суда Москвы, когда им избирали меру пресечения, они не присутствовали. Согласно постановлению суда, указанные лица должны быть заочно заключены под стражу.

Удивительно, но по статистике обвинительные приговоры по ст. 196 УК РФ носят единичный характер - только 5% от всех возбужденных уголовных дел по этим составам заканчивались вынесением обвинительного приговора. Но никто не сомневался, что в отношении Качмазова все будет "единично и особо"....

На данный момент Ю.Качмазов предположительно проживает на собственной островной виле в ОАЭ и эпизодически в Великобритании (являясь гражданином Великобритании). Имеет свой бизнес в различных государствах (Италия, Китай, и в России на третьих лиц). Перспективы выдачи ОАЭ российских бизнесменов наблюдатели относятся скептически – в Эмиратах преднамеренное банкротство не считается преступлением.

Качмазов практически никогда не давал интервью и редко выступал на публике. Не все топ-менеджеры российских автозаводов, с которыми вёл бизнес СОК, знали Качмазова лично. Малопьющий, регулярно занимался спортом (в 40 с лишним лет мог ходить на руках). Интересовался эзотерикой,индийской философией и йогой. Любимые виды спорта- футбол, лыжи и сноуборд.

Женат. Имеет четверых детей. Жена Илона до апреля 2011 года являлась президентом благотворительного фонда "СОК". В 2011 году также покинула территорию России.

Из интервью современника тех событий: "Знаешь, почему Качмазова все уважают? Он не способен на предательство. Правильный мужик. От него нож в спину не получишь. И потому все там были как братья...Не то, что нынешние барыги. Когда Качмазов был в Москве и работал с "наперстками", то они останавливались у одного самарского пацана. Он там хату снимал. А уже потом этот пацан пришел к Юрию и попросил дать работу. И Качмазов его устроил в казино. Он друзей никогда не забывал. Например, Олег "Хлеб" крутил в Москве наперстки. А потом присел на наркоту. Опустился...Качмазов его и вытащил. Взял на работу. Был такой Боря..Он тогда развелся и не мог трудоустроиться. Депрессия....Качмазов взял его кем то типа завскладом. Борис увидел как там все прут и наеб..ют- и навел порядок. Потом Борис стал старшим менеджером по продажам на АвтоВАЗе (если я правильно произношу должность). Качмазов ценил людей честных и трудолюбивых.
Знаешь, Качмазов всегда был коммерсантом,но никто и никогда ему не сказал: "Барыга". Вот такое было к нему уважение. Он делал темы. И от них имели все- и бандиты, и коммерсы, и менты. И еще. Вот ты в основном про него пишешь, что он то забрал, то отобрал. Но он то, в отличии от многих, забирал не для того, чтобы раздербанить, а чтобы... воссоздать. Для работы...Для страны"
.

Качмазов Юрий Михайлович - известный бизнесмен, который имеет огромнейшее состояние и занимает одно из ста рейтинговых мест среди российских миллиардеров. Он известен и как предприниматель, который контролировал "АвтоВАЗ", "Волгомост" и другие подобные предприятия. Уже являясь гражданином Великобритании, с 2011 года в России был объявлен в федеральный розыск.

Детские годы

Родился Качмазов Юрий Михайлович в 1966 году в Сызрани Куйбышевской области. Его отец по национальности осетин. После окончания школьного образования служил в ВДВ.

Образование

После возвращения из армии Юрий Михайлович поступил в политехнический институт города Самары. Но вскоре взял академический отпуск, после которого уже в институт не вернулся. Существует версия, что однажды его застал на рынке, где он «катал колпачки», декан института, и в итоге студента потом исключили.

Начало карьеры в малом бизнесе

Бывший студент политехнического института Качмазов Юрий Михайлович, биография которого интересна и насыщена, еще в студенческие годы стал заниматься мелким бизнесом. Так, сначала он пытался заработать на самарском рынке «Энергетик» в игре «наперсток», а затем еще занимался скупкой и перепродажей золота и валюты.

Работа в Москве

Вскоре Качмазов Юрий Михайлович, фото которого есть в этой статье, уезжает вместе с тремя друзьями в столицу. Там он также продолжает играть на рынках в «наперстки», пытаясь заработать свои первые деньги и наживаясь на тех, кто азартен и попадается в его сети. Неизвестно, кто помогал ему в это время, но вскоре он опять вернулся в Самару за золотом, которое скупал, имея уже приличные деньги. Так, бизнесмен, имеющий огромное состояние, начинал с нуля.

Работа в "АвтоВАЗе"

Немного заработав в мелком бизнесе, Качмазов Юрий Михайлович решил перейти в "АвтоВАЗ", где занимался перепродажей автомобилей. Теперь начинающий бизнесмен брал автомобили на базе, которая располагалась на Заводском шоссе, как раз недалеко от Брали автомобили ВАЗ небольшими партиями у коммерсанта. Но в это же время шло постепенное внедрение в "АвтоВАЗ".

Фирма "СОК"

На основе перепродажи автомобилей вскоре было открыта и новая фирма, которая получила название "СОК". Для ее открытия был использован ипподром в Самаре, куда было доставлено небольшое имущество нескольких мелких бизнесменов. В это имущество входило несколько столов и два ксерокса.

Известно, что этот бизнес Качмазова поддерживали два генерала: Евгений Григорьев из налоговой полиции и Владимир Большаков из ФСБ. Так, в 1995 году генеральный директор компании "СОК" смог установить бартер между "АвтоВАЗом" и компанией "Пластик" города Сызрани. В результате этого в течение трех лет компания "СОК" смогла спокойно обеспечивать полный контроль над финансами и сферой сбыта в сызранской компании "Пластик" и частичный контроль над "АвтоВАЗом".

Во всем этом активно участвовал и Качмазов Юрий Михайлович, состояние которого в настоящее время огромно и позволяет ему находится в рейтинге самых богатых людей России. В 1998 году будущий известный бизнесмен становится еще и членом правления компания "РосЛада". В этом же году он становится еще и президентом совета директоров фирмы "СОК".

Начиная с 2000 года в течение четырех лет фирма "СОК" принимает активное участие в переделе сфер влияния в совершенно разных видах бизнеса. А вот уже с 2006 года Качмазов Юрий Михайлович и его партнеры активно участвуют в выборах. Это давало им возможность получать большое количество руководящих постов в самарской мэрии. Так, в 2006 году, после того как на выборах победил Виктор Тархов, которого поддерживала компания "СОК", у данной фирмы появилось семь руководящих постов.

Уже весной 2005 года Качмазов Юрий Михайлович позволил, чтобы фирма "СОК" распространила официальную информацию о том, кто входил в число собственников его группы. Как выяснилось, владельцами компании были различные топ-менеджеры, у которых было небольшое количество акций. А большая часть акций, семьдесят процентов, находилась во владении у Юрия Качмазова.

В это время Качмазов Юрий Михайлович, состояние которого очень велико, имел большое количество охранников. Примерно их цифра могла варьироваться от пяти человек до пятнадцати. Вся охрана преуспевающим бизнесменом была нанята в Сызрани. Сам бизнесмен Качмазов всегда передвигался лишь только на дорогих внедорожниках, причем всегда это должен был быть кортеж, у всех автомобилей номера были 010.

Собственники компании "СОК" долгое время скрывались за многочисленными фирмами, которые образовывались в разных городах. Например, в Сызрани, Самаре, Ижевске, Москве и даже на Виргинских островах.

Закат бизнеса Юрия Качмазова

В 2005 году на известном "АвтоВАЗе" неожиданно сменилась власть. Произошло это из- за того, что председатель совета директоров ушел в отставку. На смену директора Владимира Кадинникова пришли люди из Рособоронэкспорта, которые сразу же стали убирать неугодных людей, которые стояли у власти "АвтоВАЗа". Среди них оказался и Качмазов Юрий Михайлович, семья которого далека от бизнеса и общественной жизни. С этого момента начинается закат успешной бизнес-империи Качмазова.

Новый совет директоров известного "АвтоВАЗа" довольно жестко отодвинул от власти компанию "СОК", а все топ-менеджеры, которые были подчинены Юрию Михайловичу, были немедленно уволены. После этого сразу прекращены были и поставки на "РосЛаду" всех комплектов для машин. Часть контрактов с компанией Качмазова "СОК" была расторгнута, и фирма в течение последующих нескольких лет потеряла практически все свои активы в автомобильном бизнесе.

Качмазов Юрий Михайлович возвращается в 2008 году, но только уже в Южной Осетии, где его фирма "СОК" пыталась наладить свой бизнес. Началось все с того, что друг бизнесмена Качмазова президент республики, взял на руководящие должности в своем государстве топ-менеджеров из фирмы Юрия Михайловича. Для фирмы "СОК" в этом новом государстве были интересны те проекты, которые были связаны либо с ремонтом автомобильных дорог, либо со строительством аэропорта, либо с ремонтом

Известно, что Качмазов Юрий Михайлович, розыск которого продолжается и в настоящее время, даже задумывал построить себе большой дом в Южной Осетии, так как его отец был выходцем из этой страны. Но свою деятельность фирма Качмазова так в Южной Осетии и не развернула, так как этого не допустили московские власти.

Состояние бизнесмена Качмазова

В 2007 году Качмазов Юрий Михайлович, дети которого известны общественности, но не появляются на публике, в рейтинге российского журнала "Форбс" занял девяносто третье место, так как на тот момент он имел состояние, оценивающееся в семьсот миллионов долларов. В 2010 году" по оценке уже другого журнала - "Финанс", занял сто двадцать шестое место в рейтинге самых богатых бизнесменов России. Состояние Юрия Михайловича на тот момент составляло 26,5 миллиардов рублей.

Кроме этого, Качмазов Юрий Михайлович, дочь которого избегает любого общения с прессой, в 2009 году владел и большим количеством активов, среди которых были доли в "Волгомосте", "Мост-Ивесте", "Осваре", "Самарских автомобилях" и других компаниях, которые приносили существенный доход. В 2009-2010 гг. успешному бизнесмену принадлежал лишь только один процент акций "АвтоВАЗа".

Но вскоре поспешно Юрий Михайлович начинает избавляться от всех своих активов. Постепенно были проданы доходные активы "ИжАвто", "Пластик" и другие. А в 2001 году бизнесмен Качмазов продает даже свой самый крупнейший актив компании "Волгомост".

Но в эти годы коммерсант Юрий Качмазов избавлялся не только от активов различных компаний, но и от личного имущества. Прежде всего, он продал свою роскошную яхту, которая стала знаменитой из-за своей длины. Длина ее составляла тридцать восемь метров. Роскошная яхта "Смайл" была построена в 2004 году самой известной компанией, которая занимается строительством таких яхт. Ширина ее - 6,8 метров. Дизайн этого судна был специально разработан голливудскими специалистами. "Смайл" поражал всех гостей роскошью как в отделке, так и в интерьере. Вся мебель на этой яхте и все аксессуары изготовлены итальянскими мастерами.

Был продан со временем Юрием Михайловичем и многочисленный автопарк. В 2010 году коммерсант Юрий Качмазов продал и свою роскошную виллу, которая находится в окрестностях города Самары. Здание виллы было полностью остеклено, имела она огромную внутреннюю стоянку. На территории виллы есть даже собственная газовая котельная.

Следствие

В начале декабря 2005 года в офисе компании "СОК", который находился в столице, была проведена выемка документов. Причиной этого послужили два уголовных дела, которые были возбуждены в процессе проверки на "АвтоВАЗе". Первое уголовное дело было возбуждено по факту хищения денег. Второе уголовное дело было заведено в связи с тем, что "АвтоВАЗом" вовремя не были уплачены налоги, и этот долг достиг уже 230 миллионов рублей.

Все эти уголовные дела привели к тому, что бизнесмен Качмазов отказался от своих активов в "АвтоВАЗе". Вытеснение компании "СОК" привело к тому, что она потеряла свои успешные и доходные позиции и в Поволжье. В 2009 году Сергей Степашин, председатель Счетной палаты, предложил проверить и законность продажи 75 процентов акций компании "ИжАвто" фирме "СОК". В результате такого разбирательства завод остановился, и долги его вскоре достигли 300 миллионов рублей.

Когда же стало известно о новой сделке, то выяснилось, что все-таки контрольный пакет акций данного завода был заложен в Сбербанке. Герман Геф, глава банка, сделал все необходимое для того, чтобы привлечь виновных к ответу. Сбербанк обратился в генеральную прокуратуру в 2010 году. После этого сразу же было заведено уголовное дело по факту преднамеренного банкротства компании "ИжАвто". Следственный комитет вскоре объявил главу фирмы "СОК" в преднамеренном банкротстве и в выводе активов, общая сумма которых составила 6,7 миллиардов рублей.

В 2010 году Юрий Качмазов покинул Россию, а уже в феврале следующего года он был объявлен в федеральный розыск. В апреле 2011 года коммерсант Качмазов был объявлен и в международный розыск. Суд все-таки состоялся, и его осудили заочно.

Политическая карьера

Успешный коммерсант Юрий Качмазов активно участвовал и в политике. В 2006 году он как представитель компании "СОК" подписал трехсторонне соглашение между известной партией "Единая Россия" и правительством Самарской области о реализации образовательного проекта. Юрий Михайлович оказывал активную поддержку и в выборах мэров Сызрани и Самары.

Семья

Юрий Качмазов женат на Илоне Качмазовой, которая до 2001 года являлась президентом благотворительного фонда компании, которой руководил ее муж. В этом браке родилось четверо детей. А в 2010 году вся семья покинула Россию.

Фамилия: Качмазов

Имя: Юрий

Отчество: Михайлович

Должность: Председатель совета директоров компании «СОК»

Биография:


Родился в 1966 году.


1995—1998 годах — генеральный директор ООО СОК (г. Сызрань)


1998—2008 годах — член правления ЗАО «РосЛада».


С 1998 года — основной бенефициар, один из создателей, председатель совета директоров Группы компаний СОК.


По оценкам журнала «Финанс», в 2010 году Юрий Качмазов занял 126 место в рейтинге самых богатых россиян с состоянием 26,5 миллиардов рублей. На 2011 год единственным крупным активом ГК СОК оставался ОАО «Волгомост». Его актив — портфель на более 35 миллиардов рублей долгосрочных (до 2014—2015 года) заказов.


Жена Илона. Трое детей.


Источник: Ведомости

Досье:

Формально история ООО СОК начиналась в 1994—1995 годах с пяти человек — Юрия Качмазова, Владимира Перфильева, Евгения Кормашова, Татьяны Брюхновой и Дмитрия Богданова.


В 1997 году началась активная фаза образования Группы, когда учредители СОКа установили контроль над финансами и сбытом ОАО «Пластик». Параллельно шло проникновение на ОАО «АвтоВАЗ», брались под контроль и смежники автозавода.


В том же, 1997 году владельцы ГК начали присматриваться к представителям силовых структур. Делалось это с подачи генерал-лейтенанта ФСБ Владимира Большакова, почетного вице-президента ГК СОК. В Самарской области были отмечены контакты с руководителем областного управления налоговой полиции генералом Евгением Григорьевым и начальником областного управления ФСБ Виктором Евтушенко.


В 2000—2004 годах холдинг СОК принимал участие в переделе сфер влияния в различных видах бизнеса.


В октябре 2006 года, после победы на выборах мэра Виктора Тархова, ГК СОК получила 7 руководящих постов в самарской мэрии.


Источник: Пресс-атташе.ру, 22.02.2007

29 марта 2005 года ГК СОК распространила официальный меморандум, в котором впервые была предана огласке официальная информация о собственниках Группы. В меморандуме было указано, что владельцами СОКа являются его топ-менеджеры, а основным бенефициаром компании — её основатель Юрий Качмазов.


Собственники СОКа скрывались за сотнями компаний, учрежденных в Самаре, Сызрани, Ижевске, Дмитровграде, Угличе, Москве, на Британских Виргинских островах.


Источник: Самарское обозрение (Самара), 04.04.2005

Топ-менеджеры нескольких автозаводов, сотрудничающих с СОКом, оценили долю Качмазова минимум в 70%.


Юрий Качмазов — одна из самых таинственных фигур в российском бизнесе. Он никогда не давал интервью и редко выступал на публике. Не все топ-менеджеры российских автозаводов, с которыми вёл бизнес СОК, знали Качмазова в лицо.


Источник: Ведомости, 05.04.2005

9 декабря 2005 года в московском офисе ГК СОК прошла выемка документов. Формальной причиной для этого стали два уголовных дела, возбуждённые в процессе работы на АвтоВАЗе сотрудников МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. Одно возбуждено по факту хищения денежных средств. Второе связано с неуплатой АвтоВАЗом налогов в размере 230 миллионов рублей. Как соотносятся эти расследования с оперативными действиями в отношении СОКа, в правоохранительных органах не пояснили.


По данным СМИ, целью оперативных действий было желание госструктур, к которым переходит контроль над АвтоВАЗом, вынудить СОК отказаться от кабального для завода контракта на поставки Группой запчастей к вазовским автомобилям.


Источник: Коммерсантъ, 12.12.2005

15 апреля 2009 года 74,786% акций завода были проданы ГК СОК топ-менеджменту завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо. На тот момент собственником остальных акций была кипрская компания Shonapol Investments Ltd, представляющая интересы СОКа.


Источник: BFM. ru, 22.10.2009

Завод «Ижмаш», подконтрольный госкорпорации «Ростехнологии», приобрёл крупный пакет акций «ИжАвто». Согласно некоторым данным, продавцом 24,7 % ценных бумаг выступила самарская ГК СОК.


До настоящего момента главным претендентом на «ИжАвто» считался его основной кредитор — Сбербанк. Ижевский автозавод, долги которого перевалили за 11,3 миллиарда рублей, стал частью автомобильного холдинга, создаваемого «Ростехнологиями» на базе АвтоВАЗа, КАМАЗа и других предприятий отрасли.


Источник: acars. ru, 15.12.2009

Весной 2009 года председатель Счётной палаты Сергей Степашин поставил под сомнение законность сделки по продаже ГК СОК 75% акций «ИжАвто». В результате сделки собственником 75% акций «ИжАвто» стали дочерние структуры самого завода (ООО «Иж-Комплект», ООО «Гросс» и ООО «Норэкс»), то есть структура его собственности стала перекрёстной. Фактический контроль над заводом получил его топ-менеджмент во главе с гендиректором Михаилом Добындо.


Сам завод был практически остановлен, его долги достигли 300 миллионов долларов. На момент, когда о сделке стало известно, контрольный пакет акций «ИжАвто» уже был заложен в Сбербанке.


Источник: Коммерсантъ, 08.05.2009

Глава Сбербанка Герман Греф пообещал сделать всё, чтобы привлечь собственников «ИжАвто» — ГК СОК — к уголовной ответственности. «Компания не вернула нам долги, в результате компания в стадии банкротства. Мы фактически взяли на себя управление компанией, — сказал Греф. — Конечно, мы не простим тем людям, которые допустили мошеннические действия, эту ситуацию. Думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто».


Источник: BFM. ru, 17.09.2010

В сентября 2010 года после обращения в Генпрокуратуру Сбербанка, было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве ОАО «ИжАвто».


Как показала проверка, владевшая автозаводом ГК СОК, в конце 2009 года намеревалась продать проблемный актив «АвтоВАЗу». Однако из-за конфликта сторон сделка была отменена. Группа продала 75 % акций завода его топ-менеджменту. Тогда же на предприятии была введена процедура наблюдения. В результате в марте 2010 года решением Арбитражного суда Удмуртии ОАО «ИжАвто» было признано банкротом.


По мнению экспертов, ударом для Группы стала борьба за активы «ИжАвто» с «АвтоВАЗом», в ходе которой владельцы СОКа «столкнулись с серьёзным противодействием группы лиц, имеющих аппаратную поддержку на самом высоком уровне».


Источник: BFM. ru, 14.02.2011




14 февраля 2011 года следственный комитет МВД сообщил, что основной владелец самарской ГК СОК Юрий Качмазов объявлен в федеральный розыск. Он обвиняется в том, что в 2008—2009 годах вместе с рядом руководителей завода «ИжАвто» вывел на офшоры часть кредитов, полученных от Сбербанка. Кроме того, с «ИжАвто» также был выведен товарный остаток (автомобили), а само предприятие было впоследствии продано и обанкрочено. Общая сумма хищений — 6,7 миллиардов рублей. Уголовное дело возбуждено по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Вместе с господином Качмазовым в федеральный розыск объявлены бывший гендиректор «ИжАвто» Михаил Добындо, а также топ-менеджеры завода Андрей Фролов, Юрий Амелин и Евгений Страхов (все являются выходцами из ГК СОК).


Источник: Коммерсантъ, 15.02.2011

Конфликт ВТБ и Банка Москвы перешёл на уровень личных обвинений между его руководителями. Заявление Андрея Костина на съезде Ассоциации российских банков, поставившего Банк Москвы в один ряд с банками-банкротами, спровоцировало реакцию Андрея Бородина. Он посоветовал Костину «обратить внимание на возглавляемый им банк» и упрекнул ВТБ в отсутствии профессионализма. «Каким профи нужно быть, чтобы купить за 100 миллиардов рублей кота в мешке»,— сказал он.


Этот виртуальный конфликт сопровождается вполне реальным уголовным расследованием по факту выдачи Банком Москвы необеспеченного кредита на сумму 12,76 миллиардов рублей, которые в конечном итоге оказались на личных счетах Елены Батуриной.


Следственный комитет при МВД РФ планировал провести с Бородиным и Акулининым следственные действия, связанные с официальным предъявлением постановления о привлечении их в качестве обвиняемых в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 201 УК РФ). Постановление было заготовлено следователем еще 25 марта. Однако в назначенный день оба подозреваемых к следователю не явились. Кроме того, адвокаты Бородина и Акулинина не представили в следственный комитет каких-либо документов, свидетельствующих о наличии уважительных причин для неявки подзащитных. Как и сведений о том, что те находятся в Лондоне.


Несмотря на то, что постановление не было вручено, 30 марта следственный комитет при МВД РФ обратился в Тверской суд Москвы с ходатайством об отстранении Бородина и Акулинина от занимаемой должности на время проведения следствия. Суд отказался рассматривать ходатайство из-за «неполноты представленных материалов», а также отсутствия обвиняемых.


В МВД РФ заявили, что следствие надеется получить от Акулинина и Бородина письменные объяснения причин выезда в Великобританию с указанием сроков пребывания за рубежом. Если они не аргументируют свой отъезд, то могут быть объявлены в федеральный розыск и в дальнейшем заочно осуждены по делу о выдаче необеспеченного кредита на 12,76 миллиардов рублей, оказавшихся на личных счетах супруги экс-мэра Москвы Юрия Лужкова.


Андрей Бородин покинул Россию, обосновавшись в Лондоне, его официальные заявления направлены исключительно в адрес руководства ВТБ. Об остальном президент Банка Москвы, возглавляющий его с момента основания, предпочитает не распространяться. Хотя уровень его осведомлённости не может быть политически безопасным.


Бородин опроверг информацию о том, что он бежал из России: «Я сейчас болею, но, как только поправлюсь, обязательно вернусь в страну, всё происходящее воспринимаю как психологическое давление на меня». Несмотря на «психологическое давление», Бородин не отступил от своих требований. Свою долю он согласен продать «как минимум по цене, которую ВТБ заплатил за пакет города» и по-прежнему готов выкупить пакет правительства у ВТБ по той цене, в которую он обошёлся банку.


Справка: Сделка по продаже доли столичного правительства в Банке Москвы была закрыта 22 февраля. ВТБ приобрёл пакет в 46,48% акций в самом банке и блокпакет в Столичной страховой группе, владеющей 17,32% Банка Москвы, за 103 миллиарда рублей (весь банк был оценен в 203 миллиарда рублей). Президенту Банка Москвы Андрею Бородину и его советнику Льву Аллалуеву принадлежат 20,36% Банка Москвы. Пакет в размере 6,41% принадлежит двум офшорным компаниям «Джи Си Эм» и «Джи Си Эм Инвестментс». Credit Suisse International владеет 2,77%. Еще 3,88% принадлежит Сулейману Керимову. Капитализация Банка составляла 179,5 миллиарда рублей.

Как сообщила «ВК» 26 апреля, Тверской районный суд Москвы по ходатайству Следственного комитета МВД принял решение о заключении под стражу главы группы компаний «СОК» Юрия Качмазова и двух ее топ-менеджеров. Заочный арест руководителей до недавнего времени крупнейшего холдинга губернии вызвал в регионе большой резонанс. Впрочем, комментируя этот факт, эксперты напоминают, что группа компаний уже фактически прекратила свое существование в прежнем качестве.

Долгое разбирательство
«Дело Качмазова» продолжает развиваться по стандартному и, увы, зачастую нерезультативному сценарию. За выдвижением обвинений топ-менеджерам «СОКа» последовало их объявление в розыск внутри России, а теперь - международный розыск и заочное заключение под стражу. Столичный суд в понедельник выдал разрешение на арест Юрия Качмазова, Андрея Фролова и Юрия Амелина. Однако осуществить задержание обвиняемых будет непросто: их местонахождение следствию неизвестно. По предположениям различных СМИ, владелец группы «СОК» может сейчас находиться в Лондоне или в Арабских Эмиратах, хотя его семья, согласно тем же источникам, остается в Самаре. Как показывает практика сходных дел (например, менеджеров «Волготанкера»), в подобных обстоятельствах следствию бывает сложно добиться экстрадиции обвиняемых на родину.
Напомним, что руководителей «СОКа» обвиняют в преднамеренном банкротстве Ижевского автомобильного завода. Арбитражный суд Удмуртии в 2009 году признал несостоятельность ОАО «ИжАвто» и ввел на автозаводе процедуру наблюдения. При этом были уволены около пяти тысяч работников предприятия.
В том же году Сбербанк РФ, который является держателем 8,25 млрд руб. из общего долга завода в 11,3 млрд руб., направил в Генпрокуратуру заявление о противозаконных действиях руководства компании «ИжАвто». Была организована проверка, которая выявила признаки преступлений при выводе активов ОАО. И 10 сентября 2009 г. в Ижевске было возбуждено уголовное дело по статье 196 УК РФ, но конкретные обвиняемые появились значительно позже.
Сегодня следствие называет доказанную сумму ущерба, причиненного акционерам и кредиторам ОАО«ИЖ-Авто», в размере 6,7 млрд рублей.
Подъем на олимп
Империя Юрия Качмазова ведет историю с 1994 года, когда группа «СОК» начинала свой бизнес с торговли автомобилями Lada. Впоследствии группа вышла на рынки коммерческой недвижимости, машиностроения, автокомпонентного производства, дорожного строительства и т.д.
Ключевым моментом для «СОКа» стало сотрудничество с «АвтоВАЗом». Занимаясь реализацией машин, группа Качмазова постепенно проникла в структуры управления заводом. И к середине 2000-х годов «соковцы» практически полностью контролировали сбыт тольяттинского автогиганта. К тому же холдинг подчинил себе десятки предприятий-поставщиков ВАЗа.
Затем группа открыла новое направление - выпуск автомобилей. В Сызрани на заводе «РосЛада» была запущена сборка вазовской «классики», а затем «девяток». В числе прочих автомобильных активов «СОКу» удалось заполучить удмуртский завод «ИжАвто».
Закат империи
Закат империи Юрия Качмазова начался в 2005 году, когда на «АвтоВАЗе» сменилась власть. Тогдашний председатель совета директоров автогиганта Владимир Каданников ушел в отставку, на смену ему пришла команда управленцев из «Рособоронэкспорта» (позднее - ГК «Ростехнологии»), которая начала масштабную «зачистку» города и завода от криминальных элементов.
«СОК» максимально быстро и жестко отодвинули от всех рычагов управления на ВАЗе. Топ-менеджеры завода, подконтрольные Качмазову, покинули вазовскую высотку. Поставки машинокомплектов на «РосЛаду» прекратились. Часть контрактов на поставки комплектующих с компаниями «СОКа» были расторгнуты. В результате за два-три года группа растеряла практически все автокомпонентные активы. Последним был завод «ИжАвто», однако и он потерял всякий смысл вне привязки к ВАЗу. Уже в 2005 году Качмазов попытался продать предприятие новым хозяевам тольяттинского автогиганта. Переговоры о продаже «ИжАвто» шли несколько лет, но так и не закончились сделкой. Теперь, кстати, удмуртский завод все же достанется тольяттинскому заводу. Только продаст его уже не «СОК», а Сбербанк, которому «ИжАвто» достался за долги.
В 2008 году финансовые показатели ижевского предприятия резко упали, а кризис доконал его окончательно. Перед этим «СОК» перекинул акции завода на топ-менеджеров, создав перекрестную схему владения предприятием (такая же была у ВАЗа до вмешательства «Рособоронэкспорта»).
«Сейчас группа «СОК», по сути, уже прекратила существование как мощный холдинг с несколькими направлениями бизнеса, - говорит директор консалтинговой компании «Бизнес Плюс» Иван Калинин. - Мы видим распродажу останков некогда могучей империи, а личные перспективы экс-владельцев и топ-менеджеров «СОКа» в России близки к нулю».
Качмазов умыл руки, но кредиторы завода, главным из которых был Сбербанк, не дали ему уйти спокойно. Герман Греф лично пообещал наказать тех, кто довел «ИжАвто» до банкротства.

Василий Секлетов, начальник филиала Национального центрального бюро Интерпола в Самарской области, подполковник милиции:
- Через наш филиал ежегодно направляется в Интерпол несколько материалов на лиц, подозреваемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, в том числе экономических. Объявить в международный розыск можно, когда федеральный не дал положительных результатов, или если есть основания полагать, что человек покинул пределы страны. Эти лица могут скрываться не только от органов предварительного следствия, но и от суда. Иногда они покидают Россию по поддельным документам и находятся в розыске сколь угодно долго, так как законодательство приостанавливает течение срока давности, пока человек находится в розыске.

Владимир Рахманов, адвокат:
- Президент Медведев считает, что нужно подходить щепетильно к аресту как мере пресечения при расследовании экономических преступлений. Виновность в экономических преступлениях вообще трудно доказывать, тем более такой состав, как преднамеренное банкротство. Я считаю, столь жесткая мера нелогична. И если такое решение принято, то, вероятно, арест Качмазова кому-то очень нужен.

Анна Мариасис, эксперт АНО «Центр судебных экспертиз»:
- В рамках федерального законодательства фиктивное и преднамеренное банкротство рассматривается в двух ракурсах - как административное правонарушение и уголовно наказуемое деяние. Статистика возбуждения уголовных дел по делам о преднамеренном банкротстве с точки зрения защиты интересов государства и третьих лиц - негативная.
Обвинительные приговоры по ст. 196 УК РФ носят единичный характер - только 5% от всех возбужденных уголовных дел по этим составам заканчивались вынесением обвинительного приговора.

error: Content is protected !!