Исковое заявление о включении трудового стажа. Исковое заявлениео включении периода работы в общий трудовой и страховой стаж для назначения пенсии по старости. Расписка о приеме и регистрации вашего заявления

Каждый трудоспособный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность, имеет право на пенсионное обеспечение, если ему исполнилось определенное количество лет, которое определяется законодательством и выполняются некоторые обязательные требования.

Обычно размер выплат зависит от нескольких основных факторов, рассчитывается она для каждого в сугубо индивидуальном порядке.

Одним из важнейших показателей, благодаря которым размер выплаты может увеличиваться, — это периоды работы на должностях с вредными или опасными условиями труда, за него обычно полагаются и дополнительные льготы.

Что это такое?

Люди, которые осуществляют свою трудовую деятельность во вредных условиях труда, могут рассчитывать на получение дополнительных льгот во время выхода на заслуженный отдых (больше нюансов о льготной пенсии с неполным стажем по вредности читайте ).

При этом для них рассчитывается ЛС, который представляет собой периоды работы на специальных должностях. Перечень специальных видов работ описан в ФЗ № 173 , здесь указаны не только виды трудовой деятельности, но и занятость, которая к ним приравнивается.

ЛС полагается тем, кто работает во вредных и тяжелых условиях труда, а также гражданам, которые имеют некоторые заслуги перед Родиной, ко вторым можно отнести матерей, родивших 5 и более детей. Им предоставляется право на получение надбавки , также имеется возможность досрочно пойти на пенсию.

Когда можно выйти на пенсию?

Когда человек интересуется возможностью выхода на пенсию, ему стоит понимать, что для того, чтобы иметь на это право нужно соответствовать некоторым требованиям. Существует особый порядок выхода на отдых в связи с возрастом, при этом учитываются такие факторы, как:

  1. возраст потенциального пенсионера;
  2. отработанный трудовой стаж;
  3. наличие страхового стажа и льготного.

Если у гражданина стаж смешанный, то он может в некоторых случаях сам выбирать, по какому критерию ему насчитывать выплаты, поскольку при различных способах расчета сумма будет меняться.

Досрочно

Если у гражданина имеется ЛС, но у него есть право досрочного выхода на заслуженный отдых, но для этого необходимо соответствовать некоторым требованиям, которые описаны в Правилах расчета ЛС.

Имея ЛС, работник может выйти на пенсию раньше установленного законодательством срока. Если к моменту достижения этого возраста у него нет необходимого показателя, то он продолжает работать до тех пор, пока желаемый уровень не будет достигнут.

Минимальный ЛС для женщин, при котором они могут выйти на пенсию, на 10 лет раньше составляет 7,5 лет. В общем случае, существует два списка должностей, условия работы которых позволяет получить льготы.

В зависимости от того, по какому списку проходит должность потенциального пенсионера, определяется и способ сокращения пенсионного возраста, на данный фактор также оказывает влияние и половая принадлежность гражданина.

Назначение

Пенсия по ЛС представляет собой заслуженный отдых , во время которого кроме пенсии гражданин получает еще и льготу в виде надбавки к пенсии. Рассчитывается она для каждого в индивидуальном порядке, поскольку у каждого гражданина свои показатели страхового и ЛС.

Для начисления ЛС сейчас не является обязательным , за весь период трудовой деятельности он суммируется и по общему показателю ведется расчет пенсии.

Выход при неполной выслуге лет

ЛС может быть полным или неполным. Полным считается для женщин льготный стаж 7,5 лет, который дает право на досрочный выход на пенсию в 45 лет, для мужчин 10 лет льготного стажа позволят уйти на заслуженный отдых в возрасте 50 лет. Эти показатели относятся к Списку 1 должностей, за которые начисляется .

При этом также стоит понимать, что обязательным требованием является определенный страховой стаж , который составляет не меньше и для женщин и мужчин (о правилах подсчета и подтверждения страхового стажа читайте ).

Если расчет по неполному стажу, то здесь необходимым является выполнение условия – достижение половины установленного минимального стажа при вредных или тяжелых условиях труда ( ?). Если ЛС начисляется по Списку 1, то снижается пенсионный возраст таким образом – на один год за каждый календарный год работы во вредных условиях.

Если расчет ведется по Списку 2, то для мужчин снижается пенсионный возраст на один год за 2,5 года льготного стажа, а для женщин за каждые полные 2 года.

Нюансы оформления

Право на досрочный выход на заслуженный отдых дается тем гражданам, у которых имеется минимум половина установленного законодательно срока льготного стажа. Для это 7,5 лет, для 10 лет.

То есть, если рассматривать мужской пол, то имея 5 лет будущему пенсионеру срок выхода на пенсию рассчитывается в зависимости от Списка, по которому числится его должность. Для Списка 1 он сможет уйти на покой в 55 лет, по Списку 2 в 58 лет.

Для женщин, которые имеют стаж, к примеру, 4 года право досрочного выхода на покой приобретается в 51 год по Списку 1 или 53 по Списку 2. Это возможно только при наличии страхового стажа 20 и 25 лет для женского и мужского пола соответственно.

Расчет

Для того чтобы выйти на покой необходимо учитывать такие факторы и условия:

  • пенсионный возраст определяется в зависимости от того, в каких условиях работал человек;
  • при полном ЛС пенсионный возраст уменьшается на 10 лет;
  • при неполном ЛС необходимо иметь половину установленного минимума данного показателя;
  • определяющее значение имеет полный страховой стаж;
  • при невыполнении одного из условий право на досрочный выход на пенсионное обеспечение исключается, в таком случае пенсия будет назначаться в общем порядке.

Пенсия по ЛС будет рассчитываться как произведение , который для каждого является индивидуальным, и стоимости одного специального коэффициента для пенсии, который определяется законодательством. Учитывается тот коэффициент, который действовал на момент обращения гражданина для расчета выплат. С февраля текущего года он определен в размере 78,28 рублей.

Если стаж на РЖД

Если гражданин имеет ЛС на ржд, то для него предусмотрены особые условия выхода на покой. Так, для женщин право выйти за заслуженный отдых приобретается в 50 лет при выполнении условий наличия общего СС 20 и 10 лет работы на ржд. Имеется перечень должностей, которые могут участвовать при начислении ЛС ржд.

Важно! Для мужчин такая возможность появляется при достижении 55-летнего возраста, если период работы на ржд составляет 12,5, а СС имеется .

Как оформить?

Для того чтобы гражданину насчитали пенсию по ЛС он должен самостоятельно обратиться в органы пенсионного обеспечения по месту жительства и предоставить и другие документы. Рассмотрим перечень необходимых бумаг для обращения в ПФ РФ.

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Трудовая книжка.
  3. Справки с места работы о том, что работник осуществлял свою трудовую деятельность при вредных или тяжелых условиях труда.
  4. Другие документы по требованию ПФ.

Если не хватает ЛС, то его можно подтвердить, если он просто был не учтен . Для этого может потребоваться обратиться в архив или на предприятие для получения более точной и конкретной информации по поводу условий и продолжительности работы данного работника на указанной должности.

Правила подтверждения

Если требуется подтвердить ЛС, который не засчитан Пенсионным Фондом, то можно использовать архивные справки и документы или даже свидетельские показания людей, которые в момент вашей занятости на данной должности также работали с вами на данном предприятии.

Если на самом предприятии имеется информация о вашем ЛС, то вы можете предоставить подтверждающий документ в ПФ (о том, как получить справку о стаже работы для ПФ для подтверждения и оформления льготного и трудового стажа, можно узнать ). Если нет, то можно обратиться в архив, при этом нужно написать заявление на имя директора архива и ждать ответ.

Как это сделать?

Если ни на самом предприятии, ни в архиве вам не смогли помочь, то вы имеете право обратиться в суд с исковым заявлением . В качестве доказательной базы подойдут свидетельские показания людей, которые являлись вашими сотрудниками на момент работы на должности по списку 1 или 2.

После рассмотрения вашего дела суд вынесет решение и тогда у вас есть возможность подачи апелляции в случае отрицательного решения или вы можете отнести документ из суда в ПФ, который и станет подтверждением вашего ЛС.

Заключение

При начислении пенсионных выплат немаловажное значение оказывает наличие ЛС, который дает преимущество досрочного выхода на пенсию при определенных условиях или .

При расчете пенсии важно проследить, чтобы ПФ правильно указал все ваши данные и ЛС. Если вы наблюдаете некоторое несоответствие, то вы вправе бороться за отстаивание своих интересов. При выходе на пенсионное обеспечение важно также соблюдать определенную последовательность действий, позволяющую получить по праву то, что вы заработали за время своей трудовой деятельности.

Истец: г. Апатиты,

Представитель истца: Шеин

Иван Михайлович

адрес: г. Апатиты ул. Строителей д. 91 кв.2

Ответчик: ГУ - Управление ПФР в г. Апатиты Мурманской области Место нахождения: А,

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о включении периодов работы в трудовой стаж

и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

Я, 04 мая 1954 года рождения, в период с 09.03.1989 года по 09.01.1989 года в Краснодарском управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин объединения «Краснодарнефтегаз» в должности помощника бурильщика.

В соответствие с пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ от 01.01.01 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.


Принимая во внимание указанные обстоятельства, и руководствуясь пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 01.01.01 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», я обратился 12 августа 2010 года в отдел Пенсионного фонда РФ г. Апатиты с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Апатиты Мурманской области № 000 от 01.01.2001 г. мне было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого ЛТС по достижении возраста 56 лет 04 месяца - не менее 11 лет работы в РКС.

Полагаю, что указанным решением комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Апатит Мурманской области № 000 от 01.01.2001 г., нарушается мое право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Считаю, что комиссией ГУ - Управление ПФР в г. Апатиты Мурманской области неверно исчислен стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в период с 09.03.1986 г. по 09.01.1989 г., а следовательно и требуемый ЛТС.

В соответствие с протоколом комиссии ответчик включает в стаж работы период 1 год 04 месяца 12 дней (по фактически отработанному времени). Согласно ст. 300 Трудового Кодекса РФ при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени. Работодатель обязан вести учет рабочего времени и времени отдыха каждого работника, работающего вахтовым методом, по месяцам и за весь учетный период.

В соответствие с вышеуказанной статьей Трудового Кодекса РФ и, по моему мнению, комиссией ГУ - Управление ПФР в г. Апатиты Мурманской области в трудовой стаж должен был быть включен период работы 2 года 10 месяцев.

Считаю, что ответчиком неправомерно исключен из стажа период моей работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с 17.05.2007 г. по 01.03.2008 г. (продолжительность периода 08 месяцев 12 дней) в должности помощника машиниста буровой установки в компания Геотехнологии».

Обстоятельства, изложенные в настоящем заявлении, подтверждаются следующими документами, которые были переданы комиссии ГУ - Управление ПФР в г. Апатиты Мурманской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан:

1) Трудовая книжка от 01.01.2001 года;

2) Справка о работе № 36-05 С-56 от 01.01.2001 года;

4) Взыскать с ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Апатиты Мурманской области - судебные расходы на внесение исправлений в исковое заявление и оплату услуг представителя в сумме 5500 руб.

Приложение:

1) Квитанция об уплате гос. пошлины.

2) Копия пенсионного удостоверения.

3) Протокол заседания комиссии № 000 от 11 ноября 2010 г.

6) Копия трудовой книжки.

7) Копия договора юридических услуг.

8) Бланк строгой отчетности об оплате на сумму 5500.

9) Копия трудового договора представителя.

В [наименование суда, в который подается иск ]

Истец: [Ф. И. О. полностью ]

адрес: [вписать нужное ]

Ответчик: [наименование территориального органа

Пенсионного фонда Российской Федерации ]

адрес: [вписать нужное ]

Исковое заявление
о включении периода работы в общий трудовой и страховой стаж для назначения пенсии по старости

С [число, месяц, год ] я являюсь пенсионером по возрасту.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" я являюсь получателем пенсии по старости с [число, месяц, год ].

Для подтверждения страхового стажа мной в [наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации ] была представлена трудовая книжка.

По расчетам ответчика мой страховой стаж на момент обращения за назначением пенсии составил [значение ] лет.

Согласно сообщению ответчика от [число, месяц, год ] N [значение ] в общий трудовой и страховой стаж мне не может быть включен период моей работы с [число, месяц, год ] по [число, месяц, год ] в качестве [наименование должности ] в в связи с тем, что [указать причины, послужившие основанием для отказа во включении спорного периода работы в общий трудовой и страховой стаж ].

С данным отказом ответчика не согласен по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регламентируются Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).

Согласно ст. 2 указанного Закона страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со ст. 10 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 30 Закона под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности.

Статьей 13 Закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а в отдельных случаях могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 555, предусмотрен порядок подтверждения периодов работы, включаемых в трудовой стаж.

Так, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно, а также по причине небрежного их хранения, умышленного уничтожения не по вине работника, допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей.

[Число, месяц, год ] [наименование организации-работодателя ] ликвидировано.

Согласно ответу [наименование учреждения архива ] от [число, месяц, год ] N [значение ] документы по личному составу [наименование организации-работодателя ] на хранение в архив не передавались.

Таким образом, представить ответчику какие-либо иные документы, подтверждающие период работы в данной организации, не представляется возможным.

Однако факт моей трудовой деятельности в спорный период, помимо трудовой книжки, подтверждается показаниями свидетелей [Ф. И. О. полностью ], работавших вместе со мной в оспариваемый период в [наименование организации-работодателя ]. Работа данных свидетелей в [наименование организации-работодателя ] подтверждается [указать документы, подтверждающие работу указанных лиц в данной организации в спорный период времени ].

Таким образом, обязанность правильного заполнения и ведения трудовых книжек возложена на работодателя и невыполнение либо ненадлежащее выполнение последним своих обязанностей не может служить основанием для ущемления законных прав истца. ] в [наименование организации-работодателя ].

Приложение:

1) копия искового заявления;

2) квитанция об уплате государственной пошлины;

3) копия трудовой книжки;

4) копия сообщения ответчика от [число, месяц, год ] N [значение ];

5) копия ответа из архива от [число, месяц, год ] N [значение ];

6) [иные документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в исковом заявлении ].

[подпись, инициалы, фамилия ]

[число, месяц, год ]

О включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчете пенсии

По делу № 2-707/11

Принято Павловским районным судом (Алтайский край)

  1. Павловский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кирсанова С.В.,
  2. при секретаре Лодневой Т.М.,
  3. с участием истца Астраханцева С.В.,
  4. представителей ответчика Пятковой Ю.Н. и Торопова А.С.,
  5. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханцева С.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Алтайского края о включении периодов работы в общий трудовой стаж и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
  6. Установил:

  7. Астраханцев С.В. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Алтайского края о включении периодов работы в общий трудовой стаж и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом вновь зачтенного трудового стажа.
  8. В обоснование поданного иска указал на то, что он в период с (дата) по (дата) работал в крестьянско-фермерской хозяйстве (КФХ) «Ушакова А.А.» в должности начальника цеха керамики вплоть до своего увольнения из КФХ, именно такие записи сделаны в его трудовой книжке, которая указывает на периоды работы в данной должности и характере выполняемой работы. Согласно архивной справке администрации Павловского района документы по личному составу КФХ «Ушакова А.А.» на хранение в архивный отдел администрации района не поступали, поэтому подтвердить трудовой стаж документально не представляется возможным. Факт указанной трудовой деятельности можно подтвердить только приведенной записью в трудовой книжке работника и свидетельскими показаниями его коллег, работавших в указанный период в данном КФХ. Однако, Пенсионный фонд не включает данный период работы в общий трудовой стаж и не начисляет на него трудовую пенсию, по причине неуплаты в указанный период работодателем - КФХ «Ушакова А.А.» страховых взносов за своего работника в соответствующее подразделение Пенсионного фонда, от чего заявитель Астраханцев С.В. получает неполную пенсию и просит обязать ответчика включить в общий трудовой стаж период работы с (дата) по (дата) в КФХ «Ушакова А.А.» и произвести, в связи с этим, перерасчет ранее начисленной пенсии по старости, с учетом периодов трудовой деятельности, ранее исключенных из общего стажа, по причине неуплаты работодателем за него страховых взносов на его будущую пенсию.
  9. В судебном заседании истец Астраханцев С.В. уточнил свое исковое заявление и дополнительно попросил суд включить периоды его работы в КФХ «Ушакова А.А.», которые не вошли в его страховой стаж, а именно периоды работы с (дата) по (дата) и период с (дата) по (дата), в другие периоды работы страховые взносы за него все таки уплачивались, но не регулярно, в остальной части на поданном иске настаивает, утверждает, что в оставшиеся периоды его работы в КФХ он также осуществлял свою трудовую деятельность в качестве начальника цеха керамики КФХ «Ушакова А.А.», однако работодатель не в полном объеме или вообще не производил начислений страховых взносов в фонд его будущей пенсии, но в этом нет его вины, он был лишен возможности контролировать данные отчисления, которые из его заработной платы вычитались, но по назначению не перечислялись, а как-то повлиять на работодателя и заставить его в полном объеме перечислять за него страховые взносы, он не имел возможности. В настоящее время ему начислена пенсия по старости, но без учета периода работы на указанном предприятии и он необоснованно лишен части причитающейся пенсии, что является несправедливым, нарушает его конституционное право на получение пенсии в полном объеме и ставит в необоснованную зависимость от неправомерных действий работодателя, которые он был не в силу контролировать. Кроме того, в тот период происходили частые задержки выплаты зарплаты - до шести месяцев или работа оплачивалась в натуральном выражении - продукцией хозяйства, естественно в этом случае страховые взносы вообще не начислялись.
  10. Представители ответчика Пяткова Ю.Н. и Торопов А.С., возражая против удовлетворения иска, указывают на то, что действительно запись в трудовой книжке работника о периоде и месте работы имеется, однако не представлены сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение, от чего данный период обосновано исключен из общего трудового стажа заявителя и он не может его подтвердить иным образом, за исключением случая описанного в п.29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года №555, когда при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Истцу не был засчитан в общий трудовой стаж при назначении пенсии указанный период работы в КФХ «Ушакова А.А.», поскольку хотя запись в его трудовой книжке о данной работе имеется, однако полностью отсутствуют сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение данного работника КФХ, от чего представители ответчика просят поданный иск отклонить.
  11. Выслушав объяснения сторон и их представителей, допросив свидетелей и изучив представленные письменные доказательства, суд полагает, что заявленный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
  12. Согласно представленных материалов дела заявитель Астраханцев С.В. (дата) года рождения, с (дата), то есть по достижению пенсионного возраста 60 лет, является получателем пенсии по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  13. Пенсия ему назначена без учета спорного периода работы - с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата), поскольку работодателем - КФХ «Ушакова А.А.» в этот период страховые взносы на пенсионное обеспечение работника Астраханцева С.В. не перечислялись.
  14. Вместе с тем, в трудовой книжке работника Астраханцева С.В. от (дата) имеется запись № о его переводе с (дата) на работу в крестьянское хозяйство «Ушакова А.А.» приказом № от (дата), в этот же день принят приказ о его назначен на должность начальника цеха керамики КХ «Ушакова А.А.», а приказом № от (дата) работник Астраханцев С.В. уволен по ст.31 КЗоТ РСФСР (по собственному желанию) из КХ «Ушакова А.А.», то есть соответствующие записи в трудовой книжке работника полностью подтверждают период его работы в данной организации, вплоть до увольнения (дата)
  15. Согласно представленных суду архивных справок от (дата) № и от (дата) № из архивного отдела администрации Павловского района единые государственные реестры хранения на крестьянское хозяйство «Ушакова А.А.» после его ликвидации не поступали, также не поступали на хранение и приказы по личному составу, табели учета рабочего времени, трудовые договора, личные карточки работников формы Т-2 и иные кадровые документы указанного ликвидированного хозяйства.
  16. Аналогичные ответы об отсутствии запрашиваемой информации представлены суду и из комитета администрации Павловского района по экономике и управлению муниципальным имуществом и из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Алтайскому краю.
  17. Таким образом, истец Астраханцев С.В. действительно лишен возможности и не в состоянии иным образом, кроме обращения в суд, подтвердить указанный страховой стаж и свое право на дополнительны начисления к назначенной пенсии.
  18. В настоящее время назначение государственных пенсий регулируется Федеральным законом от 17.12.2001 года N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  19. В соответствии со ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
  20. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  21. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
  22. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
  23. В соответствии с установленными Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003г. №225 (в ред. Постановления от 19 марта 2008г.) трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
  24. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для работника основной.
  25. Работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  26. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе.
  27. Согласно ст.25 Закона РСФСР от 22.11.1990г. №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий трудовой стаж периода работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
  28. Действительно при рассмотрении данного дела установлено, что уплата страховых взносов работодателем - КФХ «Ушакова А.А.» за своего работника - Астраханцева С.В., за указанный период, произведена не была, однако, как установлено судом, из его заработной платы регулярно производились отчисления, в том числе, и на пенсионное обеспечение, то есть указанные неплатежы были допущены по вине работодателя.
  29. Кроме того, согласно п.3.6 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного приказом МСО РСФСР от 04.10.1991г. №190, согласованного с Пенсионным фондом РФ, Министерством труда и социального развития РФ и Министерством юстиции РФ с 01.01.1991 года, время работы в КФХ членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, также подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
  30. В соответствии с п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №555 от 24.07.2002 года, время работы граждан, работающих в КФХ, подтверждается трудовой книжкой и документами территориального органа Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов.
  31. Кроме того, согласно п.3 ст.13Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п.29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N555, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
  32. Суд в указанном порядке и по приведенным в законе основаниям допросил по делу свидетелей.
  33. Согласно показаниям свидетелей: П., Р., Н. они все работали вместе с Астраханцевым С.В. в спорный период времени в КФХ «Ушакова А.А.», в котором задерживали выплату зарплаты или платили ее натуральными продуктами своего производства, работники не знали как им начисляется страховые взносы на пенсию, однако окончательную зарплату получали за их минусом.
  34. Данный факт нашел свое полное подтверждение представленными в судебное заседание на обозрение трудовыми книжками свидетелей.
  35. Кроме того, свидетель П. суду дополнительно показала, что она в девяностых годах работала главным бухгалтером КХ «Ушакова А.А.» и непосредственно производила начисление зарплаты начальнику цеха керамики Астраханцеву С.В., при этом регулярно отчисляла страховые взносы на его пенсионное обеспечение, однако ввиду отсутствия наличных денежных средств на предприятии данные начисления не доходили до бюджета, часто зарплату платили в натуральном выражении и тогда взносы вообще не перечислялись.
  36. Суд, также допросил непосредственного руководителя КФХ «Ушакова А.А.» свидетеля У., который суду полностью подтвердил, что заявитель Астраханцев С.В. действительно с (дата) по (дата) работал в его крестьянском хозяйстве начальником цеха керамики, ему начислялась заработная плата, производились удержания во все фонды, в том числе и в Пенсионный фонд, почему нет бухгалтерских документов сказать не может, в архив их не сдавал и где они в настоящее время находятся не знает, возможно уничтожены за ненадобностью.
  37. Допросив указанных свидетелей, в том числе законного представителя работодателя и главного бухгалтера, суд пришел к убеждению, что существующее пенсионное законодательство позволяет подтвердить общий трудовой стаж работника, в случае возникновения спора, свидетельскими показаниями согласно ст.13 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», гласящей, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
  38. 2. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
  39. 3. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
  40. 4. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  41. В силу статей 7, 39, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии - это прерогатива федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты.
  42. В соответствии со ст.3 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
  43. Согласно п.1 ст.10 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  44. Однако, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007г. N9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой", указанный пункт 1 статьи 10 указанного Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
  45. Конституционный суд РФ Постановил, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
  46. Кроме того, исходя из действующего пенсионного законодательства, приведенной статьи 3 Федерального закона от 17.12. 2001 года N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и ст.39 Конституции РФ, как наивысшего законодательного акта, имеющего прямое действие на территории РФ и гласящей, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, суд полагает, что право пенсионера на получение пенсии своевременно и в полном объеме, не поставлено законодателем в зависимость от исполнения своих обязанностей недобросовестным страхователем-работодателем по уплате страховых взносов за работающего у него застрахованного работника в Пенсионный фонд.
  47. В силу ст.25 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке, следовательно сам по себе факт неуплаты страхователем страховых взносов не может служить достаточным основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованное лицо.
  48. Действующее трудовое, пенсионное и налоговое законодательство не содержат норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Работник лишен реальной возможности контролировать данные отчисления и как-то повлиять на работодателя и заставить его в полном объеме перечислять за него страховые взносы, он не имеет такой возможности в силу своего подчиненного и более слабого положения.
  49. Таким образом, из вышеуказанной нормы закона и приведенных доводов следует, что взыскание недоимки по страховым взносам является контрольной функцией органов Пенсионного фонда РФ, ответчик или иные уполномоченные в тот период государственные органы не были лишены возможности обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя недоимки по страховым взносам, однако по данному вопросу бездействовали, что привело к нарушению пенсионных прав конкретного гражданина-заявителя.
  50. Кроме того, следует принимать во внимание и ранее изложенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении от 24 февраля 1998 года №7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 ФЗ от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования на 1997 год», согласно которому страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд РФ - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы. Они являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам, которые рассматриваются в качестве страховых рисков и выступают основаниями государственного пенсионного обеспечения. Однако, уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений. Для граждан-плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ этот платеж с целью финансирования трудовых пенсий является прямым и обязательным вычетом из их заработка (дохода). Указанный целевой характер страховых взносов закреплен в законе, а средства Пенсионного фонда РФ, формируемые за счет страховых взносов, могут расходоваться только для выплат трудовых пенсий.
  51. Вместе с тем, целевое расходование средств на выплату трудовых пенсий вовсе не предполагает, что размер и общая сумма пенсии, на которые может рассчитывать ее получатель в течение всего периода жизни после выхода на пенсию, будет соответствовать сумме страховых взносов, уплаченных конкретными работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином. Тем самым получатели пенсий уравниваются в правах, а лишенным персонально-целевого назначения страховым взносам в Пенсионный фонд РФ придается обезличенно-безвозмездный характер.
  52. Таким образом, согласно действующему законодательству страховые взносы в Пенсионный фонд РФ представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
  53. При этом, неисполнение обязанностей страхователями-работодателями по своевременному и полному начислению и перечислению страховых взносов для начисления и формирования будущей пенсии работников, а также не выполнении обязанности по осуществлению контроля страховщиком со стороны уполномоченных органов государства, не должно влечь за собой уменьшение размера пенсии застрахованным лицам, в силу приведенных положений ст.39 Конституции РФ и Федеральных законов в области пенсионного обеспечения.
  54. При указанных обстоятельствах, суд признаёт исковые требования гражданина Астраханцева С.В. обоснованными и зачитывает указанные спорные периоды работы заявителя в общий трудовой (страховой) стаж работника, прямо влияющий на размер назначаемой пенсии по старости и возлагает на ответчика - Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Алтайского края обязанность произвести перерасчет, ранее назначенной пенсии, с (дата), с учетом дополнительно зачтенного стажа работы, дающего право на повышение размера пенсии по старости.
  55. По просьбе истца суд относит понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей, на его сторону и с ответчика их не взыскивает.
  56. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
  57. Решил:

  58. Иск Астраханцева С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Алтайского края о включении периодов работы в общий трудовой стаж и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии удовлетворить в полном объеме.
  59. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Алтайского края включить периоды работы Астраханцева С.В. с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) в качестве начальника цеха керамики КФХ «Ушакова А.А.» в общий трудовой стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии по старости.
  60. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Алтайского края произвести Астраханцеву С.В. перерасчет пенсии, с даты ее назначения, то есть с (дата), с учетом указанного стажа работы.
  61. Судебные расходы по делу отнести на сторону истца Астраханцева С.В. по его ходатайству.
  62. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, через Павловский районный суд Алтайского края.
  63. Председательствующий: С.В. Кирсанов

В [наименование суда, в который подается иск]

Истец: [Ф. И. О. полностью]
адрес: [вписать нужное]

Ответчик: [наименование территориального органа
Пенсионного фонда Российской Федерации]
адрес: [вписать нужное]

Исковое заявление
о включении периода работы в общий трудовой и страховой стаж для назначения пенсии по старости

С [число, месяц, год] я являюсь пенсионером по возрасту.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» я являюсь получателем страховой пенсии по старости с [число, месяц, год].

Для подтверждения страхового стажа мной в [наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации] была представлена трудовая книжка.

По расчетам ответчика мой страховой стаж на момент обращения за назначением пенсии составил [значение] лет.

Согласно сообщению ответчика от [число, месяц, год] N [значение] в общий трудовой и страховой стаж мне не может быть включен период моей работы с [число, месяц, год] по [число, месяц, год] в качестве [наименование должности] в [наименование организации-работодателя] в связи с тем, что [указать причины, послужившие основанием для отказа во включении спорного периода работы в общий трудовой и страховой стаж].

С данным отказом ответчика не согласен по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регламентируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту — Закон).

Согласно ст. 3 указанного Закона страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 14 Закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, предусмотрен порядок подтверждения периодов работы, включаемых в трудовой стаж.

Так, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Также указанными Правилами предусмотрено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

[Число, месяц, год] [наименование организации-работодателя] ликвидировано.

Согласно ответу [наименование учреждения архива] от [число, месяц, год] N [значение] документы по личному составу [наименование организации-работодателя] на хранение в архив не передавались.

Таким образом, представить ответчику какие-либо иные документы, подтверждающие период работы в данной организации, не представляется возможным.

Однако факт моей трудовой деятельности в спорный период, помимо трудовой книжки, подтверждается показаниями свидетелей [Ф. И. О. полностью], работавших вместе со мной в оспариваемый период в [наименование организации-работодателя]. Работа данных свидетелей в [наименование организации-работодателя] подтверждается [указать документы, подтверждающие работу указанных лиц в данной организации в спорный период времени].

error: Content is protected !!