История милиции в России. Справка. Когда было создано Министерство внутренних дел Российской империи? История полиции в Российской Империи

Поли́ция - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 « Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации »)

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции . Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Полиция России
Годы существования
Страна
Входит в
Тип

военизированная организация

Включает в себя

участковых, оперуполномоченных

Функция

защита жизни, здоровья, прав и свободы граждан, борьба с организованными преступными группами, борьба с экономическими преступлениями, уголовный розыск, административное правонарушение, дорожная автоинспекция, борьба с незаконной иммиграцией, контроль за оборотом наркотиков

Численность
Часть
Покровитель

Правительство Российской Федерации

Девиз

« Служа закону - служим народу »

Цвета

чёрный
васильковый

Снаряжение

служебное оружие, боевое стрелковое огнестрельное оружие, служебные собаки, наручники, полицейская дубинка

Знаки отличия

С 1889 г. начальник полиции в уезде стал называться уездным исправником.

XX век

В 1903 году в сельской местности, первоначально в 46 губерниях, была введена уездная полицейская стража. К 1916 г. она распространялась на 50 губерний.

9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:

  1. Личного задержания.
  2. Розысков.
  3. Наблюдения.
  4. Справочного регистрационного бюро.

По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.

После февральской революции постановлением Временного Правительства от 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён.

Один из ленинских « Апрельских тезисов » к докладу « О задачах пролетариата в данной революции » от 4 апреля ставил задачу « устранения полиции, армии, чиновничества ».

Постановлениями Временного Правительства « Об утверждении милиции » и « Временном положении о милиции », изданными 17 апреля 1917 года учреждается « народная милиция ». Народная милиция объявляется исполнительным органом государственной власти на местах, « состоящем в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений ».

Проект формы милиции 1917 года. Одесская карикатура

Одновременно с государственной « народной милицией » советы рабочих депутатов организовывали отряды « рабочей милиции » и другие вооружённые формирования, которые находились под влиянием различных политических сил, а порой и вне их. При этом рабочая милиция не состояла в подчинении у комиссаров городской милиции.

Образованный 3 июня под эгидой большевиков Совет петроградской народной милиции вступил в конфликт с начальником городской милиции, выставив политические лозунги в связи с отказом дополнительно платить за службу в рабочей милиции рабочим, получающим полную зарплату на заводах. Разрушалась важнейшая государственная структура.

Принцип самоорганизации сил правопорядка реализовывался партией большевиков некоторое время и после октября 1917 года. В постановлении НКВД « О рабочей милиции » от 28 октября (10 ноября) 1917 года не предусматривались организационные формы государственного милицейского аппарата. Армия и полиция ликвидировались, а их функции переходили к вооружённому народу.

Рабочая милиция носила характер массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности.

10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: « Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены ».

Полиция в современной России

Налоговая полиция

20 мая 1993 года принят Закон « О федеральных органах налоговой полиции », в соответствии с которым как правопреемник Главного управления налоговых расследований учреждён Департамент налоговой полиции России. Федеральным законом от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации(ФСНП России). Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 306 ФСНП России упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД России. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.

Военная полиция

Идея создания военной полиции появилась в 1989 году и приобрела особую актуальность к середине 90-х годов ХХ века, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная полицейская служба. В 1996 году в Госдуму был внесен проект закона, однако принят он не был. В 2005 году идею поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин, однако и в тот раз дальше слов дело не пошло. О военной полиции вновь вспомнили осенью года и уже через год министр обороны РФ подписал соответствующую директиву. Военная полиция находится в стадии формирования, по планам её численность в будущем составит 20 тыс. человек.

Закон о военной полиции был принят Госдумой 24 января и одобрен Советом Федерации 29 января, подписан Президентом 4 февраля 2014 года. 25 марта 2015 года Владимир Путин утвердил Устав Военной полиции ВС РФ.

Наркополиция

Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД России)

Впервые о реформе заговорили осенью года. В соответствии с планами, полиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную полицию. Таким образом, по мнению тогдашнего заместителя руководителя кремлёвской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД России. Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД России, ФСБ России и налоговой полиции - Федеральная служба расследований. Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД России, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции , включающей в себя криминальную полицию , полицию общественной безопасности , миграционную полицию и спецуправления, но ничего из этого выполнено не было.

Реорганизация милиции в полицию (реформа МВД России 2011 года)

Второй нарукавный знак Полиции с изображением флага России

Автомобиль ДПСFord в Твери

22 января 2010 года на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД России Р. Нургалиева С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: « Милиции общественной безопасности, насколько я знаю - её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции - это решение абсолютно правильное ».

На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД России предложил уже на следующий день предоставить законопроект « О полиции » для всеобщего обсуждения в Интернете.

Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию :

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя - полиция .

Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект « О полиции » (тот же законопроект с изменёнными названиями « милиция » на « полиция »).

Согласно опросу, проведённому ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему.

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта « О полиции » приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику « презумпция законности » полиции (« требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное »), хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.

Несмотря на критику со стороны определённых слоёв общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект « О полиции » в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было.

Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

Подписал закон о полиции . Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении этого важного документа. Закон - первый шаг к обновлению МВД .

1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.

Однако, несмотря на реформу российская полиция остается крайне бюрократизированной и неэффективной структурой и работает не на людей, а на показатели - так называемые « палки ». Поэтому на одни преступления она закрывает глаза, а другие даже сама фабрикует.

Положение полиции в Российской Федерации

В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Задачи этой структуры регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом « О полиции », положением « О службе в органах внутренних дел », другими федеральными законами и международными договорами.

Структура

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации ( МВД России ) - центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел в стране. Во главе - Министр внутренних дел Российской Федерации, специальное звание, соответствующее штатной должности - генерал-полковник полиции / генерал полиции Российской Федерации.
  • Департамент, Главное управление, Управление - подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главные управления, Управления и отделы внутренних дел.
  • Главное управление МВД России ( ГУ МВД России ) - осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД России по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями - подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД России стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В субъектах Российской Федерации, имеющих численность населения более 2 млн человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области и т. п.). Руководитель ГУ МВД России, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант - генерал-полковник .
  • Управление

Российской империи? Чтобы ответить на этот вопрос, надо немного заглянуть в историю. Почему?

Тот факт, что каждого государства есть своя история - это общепринятое и традиционное понятие. Со школьной скамьи мы изучаем эту науку, рассказывающую об образовании и становлении как нашей родной страны, так и других стран мира.

Но существует ли история определенных министерств и ведомств, входящих в политическую структуру государства? Конечно, ведь у них есть свое начало, этап становления и формирования, взлеты и падения лидеров и руководителей, слабые и сильные стороны.

Прежде чем узнать дату создания империи, давайте проведем короткий экскурс в историю данной государственной структуры, рассмотрим ее задачи и цели.

Цели возникновения

На момент образования Министерства внутренних дел Российской империи в государстве уже было учреждено ведомство полиции, которое отвечало за осуществление безопасности и охрану правопорядка по всем губерниям. Поэтому цели данного департамента были немного другими.

Надзор над ссыльными

В 1822 году был издан еще один Указ императора, разработанный Михаилом Михайловичем Сперанским, регламентирующий процесс отправления арестантов и каторжников к месту ссылки. Например, были детально описаны правила и сроки движения в пути. Согласно документу, арестанты должны были быть закованы в кандалы и клеймены (позднее - наполовину обриты).

Как видим, деятельность Министерства внутренних дел охватывала множество различных граней социальной и политической жизни общества.

Награды и отличия

Начиная с 1976 года, по повелению Александра II, сотрудников данного учреждения стали награждать медалями “За беспорочную службу”. Высшие должностные лица Ведомства также были удостоены высоких знаков отличия. Например, императорским Орденом Святого апостола Андрея Первозванного были пожалованы такие видные деятели, как А. Х. Бенкендорф (начальник жандармерии) и Д. В. Голицын (московский генерал-губернатор), а также министры Перовский, Ланский, Толстой.

Конец истории

Серьезные изменения в составе и структуре МВД Российской империи произошли в связи с февральскими событиями 1917 года. Были полностью упразднены некоторые должности и департаменты. Также была образована Чрезвычайная комиссия по расследованию злоупотреблением властью данных подведомств. Вследствие народных бунтов происходили многочисленные уничтожения и разгромления государственных архивов.

Было создано Временное полицейское управление, цель которого была обеспечить граждан личностной и имущественной безопасностью.

Но достичь чего-то кардинального новое министерство не успело. Начались октябрьские события 1917 года.

Регулярная полиция начала создаваться в России при Петре I. Именно в это время в употребление впервые вводится заимствованный из Западной Европы термин «полиция» . В обязанности создаваемых полицейских структурах входило: поимка воров, надзор за гулящими людьми, прекращение драк и ссор на улицах, наблюдение за выполнением строительных и противопожарных правил, за устройством и чистотой улиц, безвредностью продаваемых жизненных припасов, недопущение обмера, обвеса и других обманов при торговле и т. п. Пётр I Великий

В 1715 г. в Санкт-Петербурге – новой столице Российского государства был образован орган управления общей полицией – Главная полицмейстерская канцелярия, при которой для исполнения полицейских обязанностей состояли солдаты и унтер-офицеры. Несколько позже, в мае 1718 г. , была учреждена должность генералполицмейстера (главы канцелярии), на которую был назначен А. Девиер. Именно с этого времени следует исчислять историю российской полиции как особого учреждения в системе государственных органов. Анто н Мануи лович Девие р (1682 - 1745) первый генералполицмейстер Санкт. Петербурга (1718- 1727 и 1744- 1745)

Петербургская полицмейстерская канцелярия (с ноября 1722 г. – главная) – первый центральный орган регулярной полиции России (1718 – 1775 гг.) Царь (Император с 1721 г.) Собственная Его Величества канцелярия Генерал-полицмейстер Присутствие Главный городской магистрат судебная палата полицейские команды Полицмейстерская канцелярия тюрьма с надзирателями Пожарная команда Секретари, канцеляристы, дьяки архитектурностроительная часть ГОРОДСКИЕ ПОЛИЦМЕЙСТЕРСКИЕ КОНТОРЫ (С 1733 г.) ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ: Охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Обеспечение пожарной безопасности. Надзор за благоустройством, санитарией и соблюдением правил торговли. Содержание, охрана и трудоиспользование осужденных и арестованных. Контроль за отбыванием населением полицейской повинности. команды фурманщиков Оберполицмейстер палач

Все полицейские служащие при поступлении на должность приносили присягу, в которой клялись «верным, добрым и послушным рабом» быть царю, царице и их наследникам, их права и прерогативы «по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и в том живота своего в потребном случае не щадить» После произнесения текста присяги чиновник целовал Евангелие и крест.

В 1733 году был издан законодательный акт «Об учреждении полиции в городах» , который стал правовой основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе всей страны. Нормативный акт регламентировал порядок создания полиции в губерниях и других городах. Полицейские органы в губернских городах стали называться полицейскими конторами, во главе который стоял полицмейстер из числа офицеров местных гарнизонов. Анна Иоанновна (28 января (7 февраля) 1693 - 17 (28) октября 1740) - российская императрица из династии Романовых.

Во время правления Екатерины II была учреждена сельская земская полиция (1775 г.). Административно-полицейскими учреждениями в уездах стали нижние земские суды. Их коллегиальное руководящее присутствие включало земского исправника, или капитанисправника, и 2 -3 -х земских заседателей из дворян и государственных крестьян, избираемых дворянством. Одной из главных задач исправника была организация охраны общественного порядка на территории уезда. Екатери на II Великая (21 апреля (2 мая) 1729 - 6 (17) ноября 1796) - императрица всероссийская (1762- 1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи.

Устав благочиния Структура. Устав включал в себя 14 глав и 274 статьи. Содержание. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния - коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, городничий, приставы гражданских и уголовных дел, а также выборные от граждан. Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах. «Устав благочиния» вводил должность частного маклера, который контролировал наём рабочей силы и условия найма. По некоторым уголовным делам суд осуществляла сама полиция. «Устав благочиния» перечислял ряд подобных правонарушений: азартные игры, брань, пьянство, иные нарушения общественного порядка; действия, направленные против богослужения; взяточничество, самовольная застройка и т. д.

8 сентября 1802 года было образовано 8 министерств: - военно-сухопутных сил, - военно-морских сил, - иностранных дел, - юстиции, - коммерции, - финансов, - народного просвещения - министерство внутренних дел. Манифест императора Александра I об учреждении министерств

Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей, крупнейший государственный деятель России первой половины XIX века, один из инициаторов и авторов проекта создания министерств.

Начальником канцелярии министерства внутренних дел был назначен Михаил Михайлович Сперанский, ставший затем знаменитым государственным деятелем, "светилом российской бюрократии".

Министерство внутренних дел с сентября 1802 г. по 18 июля 1803 г. Министр внутренних дел Товарищ министра внутренних дел Департамент внутренних дел Экспедиция попечения о народном продовольствии Экспедиция спокойствия и благочиния Экспедиция государственного хозяйства 1 -е отделение 2 -е отделение Снабжение государства жизненными припасами Публичные здания Дела земской полиции Дела городской полиции Дела государственн ого хозяйства Народная промышленност ь Экспедиция общественного призрения 1 -е отделение 2 -е отделение Медицинская коллегия Принцип общего призрения

Функции экспедиции спокойствия и благочиния. 1 -е отделение Дела земской полиции Ведомости о происшествиях. Распоряжения о безопасности на сухом пути и на реках. Повиновение крестьян законной власти. Случаи соблазна вере, ереси и разъяснение ложных слухов и писем. Сведения о земских повинностях, отправляемых крестьянами. Способы проведения этих повинностей в известность и единообразие. Отваждение крестьян от произвольных требований. Производство генерального межевания по наделению казенных крестьян землями и по проведению в известность поземельных владений. 2 -е отделение Дела городской полиции Безопасность улиц и домов от пожаров и воровства. Содержание полицейской команды. Чистота и освещение. Охранение добрых нравов. Обуздание мотовства, безмерной роскоши, жестокостей. Надзор над запрещенными книгами, соблазнительными зрелищами, подозрительными обществами и людьми. Сведения о городских общественных доходах, сборах и повинностях. Способы уравнения в постое, в освещении, в содержании мостов, ночной стражи. Сведения о состоянии губернских рот и штатных команд.

Органы политического сыска Российской империи в I половине XIX в. ИМПЕРАТОР 3 отделение Собственной Его Величества Канцелярии Военное министерство Отдельный жандармский корпус (с 1826 г.) Жандармские части (с 1820 г.) Управления жандармских округов (с 1836 г.) Тайная полиция Губернские жандармские управления (с 1836 г.) Городские команды жандармов (с 1836 г.) Министерство внутренних дел “Тайная полицейская экспедиция” (1802 – 1826 гг.) “Секретная экспедиция в Москве (1807 - 1826 гг.) “Особая канцелярия” (1819 – 1826 гг.) Министерство полиции (1810 – 1819 гг.) Канцелярия “по делам особенным”

Алекса ндр Дми триевич Балашо в (Балашёв) (1770- 1837) - российский государственный деятель, генерал от инфантерии, генераладъютант. Первый министр полиции

Министерство полиции состояло из трех департаментов: 1) Департамента полиции хозяйственной; 2) Департамента полиции исполнительной; 3) Медицинского департамента; и двух канцелярий министра - общей и особенной.

Крупнейшие реформы второй половины XIX века в России: - отмена крепостного права - изменение поземельных отношений - введение местного самоуправления - реформирование судебной системы и армии Координирующим органом проведения реформы стало Министерство внутренних дел.

25 марта 1859 г. Александр II утвердил предложения, которые сводились к объединению городской и земской полиции под властью уездного исправника, который, в отличие от избиравшегося прежде дворянами земского исправника, назначался правительством. Александр II городские и земские полицейские

В целом функции и права полиции в конце XIX века не были четко определены законом. Её обязанности были весьма многообразны. В изданном справочнике Министерства внутренних дел говорилось, что «законодательство рассматривает полицейские установления как органы управления вообще, а самого исправника, как главного представителя власти в уезде» . «Исправник, - указывалось далее, - является непосредственным органом губернатора» . Отсюда следовало, что любые действия по управлению уездом от застройки улиц до составления ведомостей о родившихся, вступивших в брак и умерших относились к компетенции уездного полицейского управления. Исправник

В сыскную часть полиции входили - начальник, - четыре чиновника, - 12 надзирателей, - делопроизводитель с двумя помощниками - и архивариус. Сыскные отделения

На полицейские должности не могли назначаться: -состоящие в качестве обвиняемых под судом и следствием, а равно, понесшие наказание за преступные деяния, влекущие за собой по закону тюремное заключение или более строгое наказание; -нижние чины запаса, которые во время прохождения действительной службы состояли в разряде штрафных; -исключенные со службы по суду, из духовного ведомства за порочное поведение или из среды обществ по их решению; -объявленные несостоятельными должниками; -состоящие под опекою за расточительность.

После реорганизации 1880 года МВД заняло главенствующее место в государственном механизме, а его руководитель стал фактически первым министром империи, обладая уникальной по объему компетенцией. Кроме борьбы с преступностью в его ведении находилась значительная часть внутренних функций государства.

14 августа 1881 года было принято Положение «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» . Оно давало Министру внутренних дел возможность объявлять в любой части страны положение усиленной или чрезвычайной охраны, что расширяло права полиции в этой местности. В 1883 году министр внутренних дел Д. А. Толстой добился внесения изменения в Положение от 14 августа 1881 г. , дававшее право министру внутренних дел в административном порядке высылать любое лицо, «признаваемое вредным для государственного порядка и общественного спокойствия» . Положение «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» постоянно продлевалось и действовало до 1917 года. Д. А. Толстой

Министерство внутренних дел России в годы реформ (1862 – 1906 гг.) Товарищ министра Министерство внутренних дел Главное управление почт Министр Общественный Совет Департамент внутренних дел Почтовые конторы ЭКСПЕДИЦИИ Секретариат Медицинский совет 1 -я 2 -я 3 -я Продовольствия Сельская полиция Гос. хозяйство Соляная часть Городская полиция Мануфактуры Пожарная часть Дежурная часть Тюремные учреждения

Важнейшим из структурных подразделений министерства являлся Департамент полиции. В 1902 г. он состоял из 8 делопроизводств: 1 -е делопроизводство занималось делами личного состава, финансами, перепиской с иностранными государствами о выдаче русских подданных, о нарушениях государственной границы; 2 -е делопроизводство – вопросами организации полицейских учреждений, разработкой законопроектов МВД, наблюдением за точным исполнением законов на местах, за питейными заведениями; 3 -е делопроизводство – наблюдением за неблагонадежными элементами в России и за границей; 4 -е делопроизводство в 1902 г. было переименовано в 7 -е;

5 -е делопроизводство составляло доклады к Особому совещанию, решавшему вопросы об административной высылке лиц, на которых не было достаточно улик для привлечения к судебной ответственности; 6 -е делопроизводство – разработкой основ фабричного законодательства, контролировало соблюдением постановлений, определявших положение еврейского населения, вопросами борьбы с фальшивомонетничеством; 7 -е делопроизводство вело наблюдение за дознаниями, проводившимися губернскими жандармскими управлениями.

Николай II Александрович император Всероссийский (20 октября 1894 года -2 марта 1917 года), Царь Польский и великий князь Финляндский. Из династии Романовых.

Манифест 17 октября 1905 года, объявлявший политические права и свободы, учреждение законодательной Государственной Думы обусловил изменения в государственном аппарате, и в одном из его основных звенев - МВД. Осенью 1905 года в МВД было создано Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу и Государственный Совет. Оно координировало деятельность местных органов по подготовке и проведению выборов. Илья Репин 17 Октября 1905

Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел России в пореформенное время (конец 18 - начало 19 вв.) Департамент духовных дел иностранных исповеданий Департамент полиции Особое совещание Управление по делам о воинской повинности Управление отдельным корпусом жандармов Департамент общих дел министерства Канцелярия министра по делам дворянства Центральный статистический комитет Главное управление по делам печати Главное управление почт и телеграфов Инспекция по дорожной части Канцелярия министра Центральный аппарат Министерства внутренних дел России Хозяйственный департамент Статистический совет Переселенческое управление Медицинский департамент Земский отдел Технико-строительный комитет Медицинский совет Ветеринарное управление Ветеринарный комитет Совет министра

Структура сыскного отделения Министерства внутренних дел 1910 г. Начальник полицейского управления губернского города Начальник сыскного отделения Стол личного задержания Стол розыска Стол наблюдения Справочнорегистрационное бюро штаты 1 разряд – 20 чел. ; 2 разряд – 11 чел. ; 3 разряд – 8 чел. ; 4 разряд – 6 чел. Специализации сотрудников сыскных отделений (линейный принцип) 1 -й отряд Убийства, разбои, грабежи, поджоги Сыскное отделение категории специализации (отряды) 2 -й отряд Кражи и профессиональные воровские организации, конокрады, взломщики, карманники, магазинные, вокзальные и т. п. шайки 3 -й отряд Мошенники, поджоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулера, аферисты, продажа женщин в дома терпимости “летучий отряд” Дежурство в театрах, на вокзалах и т. п.

В предреволюционный период для повышения эффективности деятельности полиции, 23 октября 1916 года император утвердил «Положение об усилении полиции в 50 губерниях империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов» . Согласно этому Положению: «…в городских поселениях численный состав полицейских команд определялся из расчета одного городового на 400 жителей обоего пола» . В целях улучшения качественного состава полицейских кадров этим же актом устанавливались для занятия должностей соответствующие образовательные цензы.

Февральская революция 1917 г. 23 -28 февраля 1917 г. Забастовки и политические демонстрации в Санкт-Петербурге перерастают во всеобщее восстание против самодержавия. Во время Февральской революции 1917 г. , когда армия перешла на сторону восставших, только полиция осталась верной самодержавию, за что понесла немалый урон: "частью перебита, частью смещена. . . полицейские участки разгромлены, картотеки уничтожены. . . "

В Древней Греции охрана общественного порядка в полисах (слово полиция происходит именно от греческого названия города-государства) была возложена на общественных рабов. Например, нам известно, что 300 скифов, обращенных в рабство, производили в Афинах аресты, охраняли заключенных и наблюдали за спокойствием в общественных местах. Интересно, что расследование таких тяжких преступлений, как убийства, было, в общем-то личным делом пострадавшей семьи. Справедливости ради надо сказать, что убийства свободных граждан были редкостью.

Древний Рим подходил к охране правопорядка с большей основательностью. В отдаленной древности заведывание охраной принадлежало трем магистратам, которые назывались triumviri nocturni, так как главную их обязанность составляло наблюдение за безопасностью в ночное время. Под их начальством состоял отряд общественных рабов, которые группами в 20-30 человек размещались около городских ворот и были снабжены всеми инструментами, необходимыми для тушения огня. Со временем этот отряд оказался недостаточным, вследствие постоянного расширения города; тогда образовались общества добровольцев, которые безвозмездно помогали триумвирам в исполнении их обязанностей.

Должностных лиц Рима сопровождали ликторы, чьей обязанностью была охрана и исполнение наказаний. Преступника, застигнутого на месте преступления, обычно казнили тут же. В месте с тем кража у частного лица, если вор успевал исчезнуть с награбленным ленным, считалась личным делом пострадавшего. В 6 г до н. э. после страшного пожара Август образовал корпус вигилов, которые были и стражами, и пожарными в одно и то же время. Их было 7 тысяч, и они разделялись на семь когорт. Во главе когорты стоял трибун, а главное командование принадлежало префекту, избиравшемуся всегда из всадников.

С упадком Рима функции поддержания порядка в Европе переходят к местным правителям и богатым вельможам, видным горожанам. Практически каждый сколько-нибудь состоятельный человек имел собственную стражу и расследовал преступления в своих владениях, «творя суд и расправу». Эта система с некоторыми модификациями держалась очень долго.

Лишь в 1667 король Франции Людовик ХIV издал эдикт об учреждении должности генерал-лейтенанта полиции, который должен был поддерживать мир и порядок в обществе, бороться с преступностью и охранять жизни и имущество всех достопочтенных горожан. В помощь генерал-лейтенанту (эту должность получил Никола Ла Рейни) были приданы 4 комиссара полиции, в его ведение были отданы все государственные узники королевских тюрем-крепостей - Венсенна, Бастилии, Пиньероля и других. В его распоряжении находилась целая армия - около тысячи человек кавалеристов и пехотинцев; дополняла её городская стража, так называемые «королевские лучники» в количестве 71 человека. Крупнейшим достижением Ла Рейны и его доверенного сыщика Дегрэ было раскрытие «дела отравителей», в которое оказались замешаны видные придворные и даже королевская фаворитка Монтеспан. Но не менее важным достижением был разгром «Двора Чудес» - квартала трущоб, в котором профессиональные нищие, воришки, убийцы и мошенники создали «государство в государстве». Одновременно Ла Рейни занимался для короля и политическим сыском и слежкой за неблагонадежными гражданами.

Система французской полиции оказала огромное влияние на другие страны. В Германии в эпоху Просвещения была выдвинута теория «полицейского государства», то есть государства, заботящегося о благополучии граждан путем строгого контроля за частной жизнью. Наибольших успехов достигла полиция Фридриха Великого. А вот Англии дебаты о6 учреждении полиции длились десятилетиями. Лишь в 1829 министр внутренних дел Роберт Пиль провел через парламент билль о6 учреждении полиции. Стражей порядка немедленно нарекли бобби» (Роберт - Бобби).

В России расследованиями преступлений в XVII-XVIII вв. ведал Сыскной приказ. Нередко его сыщики, нещадно преследуя мелких преступников, за мзду отпускали крупных лиходеев. Так жители Москвы несколько лет терпели несчастья от Ивана Осипова, известного как Ванька-Каин. Конец его деяниям положил генерал-полицмейстер А.Д. Татищев, напрямую обратившийся к императрице Елизавете Петровне. В 1755 бывший «хозяин Москвы» был сослан на каторгу.

Реформы императрицы Екатерины II привели к усилению полиции, разделенной, по примеру европейских держав, на городскую и сельскую. Тайная политическая полиция была отделена от уголовной. Полиция выполняла разнообразные функции: следила за соблюдением паспортного режима, предотвращала драки и публичные скандалы, как в древнем Риме, надзирала за противопожарной безопасностью.
Расследования по уголовным делам в то время предоставлялись весьма широкому кругу должностных лиц и органов. Его могли проводить нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, состоявшие из полицмейстеров, частных приставов и следственных приставов уголовных дел. Следствие по маловажным делам производили в основном квартальные надзиратели. В более сложных случаях оно поручалось особым чиновникам, выделяемым губернским начальством или министром внутренних дел, либо особым комитетам, состоящим из чинов различных ведомств, но при главенствующей роли в них офицеров корпуса жандармов.

Таким образом, уголовный сыск (оперативно-розыскная деятельность) к середине XIX века уже выделялся как форма участия полиции в раскрытии преступлений, причем как составная часть дознания. В 1801 пытки подозреваемого были запрещены законодательно. Детально процесс полицейского расследования показан в знаменитом романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Из-за негативной политической окраски после революции название полиция» было заменено на «милицию», хотя последнее слово означало ополчение», а не профессиональную службу.

ХХ век, начавшись во многих странах под лозунгами «освобождения от полицейского гнета», стал веком крупнейших преобразований правоохранительных органов в сторону усиления. В середине столетия усилия полиций разных стран объединились в международную организацию Интерпол.

(Из Энциклопедии АиФ)

error: Content is protected !!