Энгель фаттахов освобожден от должности. «Не обязательный» Энгель Фаттахов: министр образования Татарстана пал вместе с татарским языком. Бурганов борозды не испортит

Глава минобразования РТ, скомпрометированный «языковым скандалом», возвращается на родину, а нынешний глава Актаныша возглавит Тукаевский район

Ожидаемой сенсацией сегодня стала смена руководства в республиканском минобразования: место опального Энгеля Фаттахова занял проверенный кадр — Рафис Бурганов, который стал уже своеобразной кадровой палочкой-выручалочкой в любой непонятной ситуации. Уход Фаттахова татарские соцсети встретили хештегом #рәхмәтэнгел — многие уверены, что он до последнего боролся за сохранение статуса татарского языка. В Кремле же, по сведениям «БИЗНЕС Online», именно его во многом считают создателем самой проблемы.

Бывший министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, сообщает правительственный сайт Татарстана, переходит на другую работу Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВЫЙ МИНИСТР — РАФИС БУРГАНОВ

Школы и вузы Татарстана встречают понедельник с новым министром. Президент РТ Рустам Минниханов назначил исполняющим обязанности вице-премьера – министра образования и науки республики Рафиса Бурганова , бывшего министра спорта и ныне главу комитета по экономике и предпринимательства Госсовета. Указ о назначении подписан сегодня. Уже бывший министр Энгель Фаттахов , сообщает правительственный сайт Татарстана, переходит на другую работу.

Источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что Фаттахов попросился на покой в свою прежнюю вотчину — на пост главы Актанышского района. Нынешнему главе Фаилу Камаеву тоже найдено теплое местечко — он должен переместиться в сотрясаемый коррупционными скандалами Тукаевский район, где уже давно прочат отставку Василю Хазееву . Рокировка может быть запущена уже на этой неделе: в эту пятницу Минниханов должен посетить Набережные Челны и ОЭЗ «Алабуга» — есть вероятность, что сессия депутатов Тукаевского района может пройти как раз в этот день. По другим данным, это может произойти раньше, в четверг.

В пресс-службе министерства образования и науки РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что сотрудники узнали про уход старого и назначение нового министра лишь сегодня утром. Знакомство Рафиса Тимерхановича с коллективом состоится в 15:00. Информации о том, будет ли прощаться с теперь уже бывшими коллегами Энгель Навапович, у них нет. В коллективе министерства царит спокойная обстановка, заверили нас в пресс-службе. Интересно, что, несмотря на опубликованный указ президента о назначении Бурганова и. о. министра, внутри коллектива до сих пор до конца не успели поверить, что их новым шефом станет именно он: «Внутри коллектива говорят, что это еще не точно...»

Фаттахов попытался пролоббировать два часа обязательного татарского языка у федеральной коллеги Ольги Васильевой, но чуда не случилось Фото: kremlin.ru

КАК ПЯТЬ ЛЕТ БОРЬБЫ ЗА ТАТАРСКИЙ ПРИВЕЛИ К КРАХУ

Уход Фаттахова был, мягко говоря, ожидаемым. «БИЗНЕС Online» в статье на эту тему уже подробно читателям, как ровно пять лет назад чиновник пришел в министерское кресло и чем за это время запомнился профессиональному и родительскому сообществу. Само назначение на этот пост в октябре 2012 года сельского главы вызвало неоднозначную реакцию. Говорили, что кадровое решение пролоббировал Минтимер Шаймиев , которому Актанышский район всегда был близок как малая родина. Однако, согласно другой популярной легенде, все намного проще: когда Минниханов давал поручение подобрать нового министра вместо уходившего в ректоры КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова , он поставил задачу найти среди глав районов кого-то, кто имеет хоть какой-то опыт работы в образовании. И он у Фаттахова действительно есть, пусть и формальный: после аспирантуры с ноября 1992 по май 1993 года он преподавал на кафедре сельскохозяйственных машин Казанского сельскохозяйственного института.

Причина отставки Фаттахова лежит на поверхности — именно его в казанском Кремле считают во многом виновным в «языковом кризисе», развившемся после ключевого заявления Владимира Путина в Йошкар-Оле. Но даже после этого министр убеждал общественность и татарстанское руководство, что в РТ никаких проблем нет, слова Путина, мол, относятся к Башкортостану. Касалось это не только правовых оснований для изучения татарского языка, но и количества часов русского, которое, как впоследствии пришлось признать, недотягивало до федеральных стандартов. Всего же, как заявил прокурор Татарстана Илдус Нафиков , в школах республики было найдено 3,5 тыс. нарушений закона.

К кризису и социальному напряжению вела и вся предыдущая политика министерства во главе с Фаттаховым, который пытался укрепить позиции второго государственного языка Татарстана административно-командными методами. Именно новый министр стал инициатором разделения предмета на татарский язык и татарскую литературу с резким увеличением их общего объема в общеобразовательных школах — по 5 - 6 часов в неделю. Особенно же подогрело недовольство введение в 2014 году единого республиканского тестирования (ЕРТ) по татарскому языку в 9-х классах. Появился итоговый контроль и после начальной школы. Результаты ЕРТ вроде бы ни на что формально не влияли, однако ученики старательно избегали новшества, а, как заявил Нафиков, на местах сдачу тестирования увязывали с переводом детей в 10-й класс. Несмотря на слова прокурора, пока что официальной информации об отмене ЕРТ нет — на сайте минобразования РТ по-прежнему размещены правила и пробные материалы для тестирования на 2014 - 2017 годы. При этом учебно-методическая база преподавания татарского осталась прежней: сложная и скучная филология с упором на правила грамматики, а не разговорные навыки. За это министерство постоянно критиковали со всех сторон, в том числе претензии высказывал и Минниханов. Некоторые наработки у министерства были, но с их внедрением министерство серьезно запоздало.

Особо же работников сферы образования разочаровало поведение Фаттахова и министерства в кризисной ситуации. Когда прокуроры начали ходить по школам и писать грозные бумаги на имя директоров школ, минобразования фактически самоустранилось, предоставив школам самим барахтаться в этих проблемах — кто во что горазд. В итоге вакуум власти и ответственности породили хаос на местах. Впрочем, досталось от прокуратуры и Фаттахову. В конце октября 2017-го надзорное ведомство направило президенту РТ представление о несоответствии Фаттахова занимаемой должности.

Последняя попытка Фаттахова исправить ситуацию также обернулась самообманом. Министр попытался пролоббировать два часа обязательного татарского языка у федеральной коллеги Ольги Васильевой , лично вел ключевые переговоры в Москве. На сессии Госсовета РТ он вместе с руководством республики публично заявил, что получил согласие и обязательный татарский язык останется в расписании. Но чуда не случилось: минобразования РФ последовало призыву Путина и два-три часа татарского остались лишь в статусе добровольного факультатива.

Тем не менее для части татарской общественности Фаттахов даже стал национальным героем, борцом за татарский: соцсети публиковали мемы «Будь как Энгель», подчеркивая, что министр в Москве борется за статус языка. И сегодня, в день его отставки, целый флешмоб #рәхмәтэнгел с серией ироничных мемов.

БУРГАНОВ БОРОЗДЫ НЕ ИСПОРТИТ?

Для 56-летнего Рафиса Бурганова нынешнее назначение — уже третий приход в правительство и седьмая должность во властных структурах. За годы карьеры за выходцем из комитета ВЛКСМ (он возглавлял комсомольскую ячейку на НПО «Казанькомпрессормаш») закрепилась репутация универсального менеджера, который способен навести порядок в любом порученном ему деле. У него есть обширные связи, понимание «политики партии». Его ставят туда, где нужно стабилизировать ситуацию, однако ждать от него какого-то развития, реформ и обновления не приходится. Отчасти поэтому на любой должности он проводит не больше 5 - 6 лет.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Родился Бурганов в селе Муслюмово. В 1983 году окончил «кузницу кадров» татарстанских руководителей — Казанский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер-механик» (кстати, судя по официальной биографии, они с Фаттаховым однокурсники). В 1990 году в возрасте 29 лет он получил диплом с отличием в Казанском финансово-экономическом институте по специальности «экономист». Бурганов — кандидат экономических наук и даже академик Международной академии холода. Трудовую деятельность Рафис Тимерханович начал с мастера на НПО «Казанькомпрессормаш», дослужился там до директора по экономике и финансам. В 1996 году мэр Казани Камиль Исхаков пригласил перспективного комсомольского работника поработать первым заместителем главы администрации Казани. Под крылом Камиля Шамильевича Бурганов проработал всего два года, после чего совершил короткий вираж в министерство экономики и промышленности РТ, став заместителем главы ведомства. Но в 1999 году Бурганова вновь затягивает в орбиту казанской администрации, и уже надолго — вплоть до 2005 года он трудится главой Вахитовского района.

В 2005-м Казань возглавил нынешний мэр Ильсур Метшин . Назначение Бурганова на пост заместителя руководителя исполкома стало своего рода символом преемственности от старых отцов города новым. А после того как эксцентричный Марат Загидуллов был вынужден покинуть пост сити-менеджера, республиканские власти настояли на том, чтобы этот пост занял проверенный и понятный Рафис Тимерханович.

В 2010 - 2014 годы Бурганов получил портфель министра по делам молодежи спорту и туризму РТ вместо возглавившего исполком ОКР Марата Бариева . Время было благодатное: уже прошла неудачная зимняя Олимпиада в Ванкувере, на которой татарстанские спортсмены в очередной раз не смогли завоевать медалей, уже было выиграно право проведения летней Универсиады – 2013, и уже был сформирован костяк победоносной олимпийской делегации, которая отлично выступила на летней Олимпиаде в Лондоне. За время работы в министерстве Бурганов ничем особо ярко себя не проявил, ведомство было крайне закрыто в информационном плане. А подвела министра под монастырь безмедальная для Татарстана Олимпиада в Сочи. За это Бурганов «удостоился» публичной критики Минниханова. Вскоре, в октябре 2014 года, он был избран депутатом Государственного Совета пятого созыва, в котором возглавит ключевой экономический комитет, который, впрочем, самостоятельно ничего не решает. И вот теперь, отстояв на запасном пути, не быстрый, но надежный локомотив снова готов тащить не самый легкий и приятный груз.

«БИЗНЕС Online» обратился к Бурганову, чтобы в числе первых поздравить с новым назначением и получить комментарии. «Спасибо, после представления», — пообещал он.


Фото: mon.tatarstan.ru

«В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМА НЕ ТОЛЬКО В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ»

О назначении нового министра образования порассуждали эксперты «БИЗНЕС Online», многие из которых знают Бурганова лично.

Дамир Фаттахов — первый заместитель руководителя исполнительного комитета:

— Рафис Бурганов успешно справится с новыми обязанностями. Это очень опытный, думающий человек, который хорошо разбирается в системе межведомственного взаимодействия, что немаловажно. Есть доверие президента республики. Это такой формат в первую очередь хорошего управленца, который меня совершенно не смущает. В комментариях в СМИ пишут про отсутствие у него профильного образования или опыта работы в школе, но меня это совершенно не смущает. Его задача как опытного управленца будет сформировать сильную компетентную команду, которая хорошо разбирается в специфике работы. Вторая задача (с чем, я не сомневаюсь, он хорошо справится) — это слушать и слышать людей, принимать правильные и взвешенные решения в такой очень тонкой и важной отрасли, как система образования.

В любом случае министерство всегда опирается на казанские школы. А учителя и директора казанских школ очень хорошо знают Рафиса Тимерхановича по годам его работы главой Вахитовского района, руководителем исполкома, министром по делам молодежи, спорту и туризму РТ. И нет никакого сомнения, что мы в тесном контакте будем и дальше эффективно работать в этом направлении.

Лейла Фазлеева — помощник президента РТ по социальным вопросам:

— Задачи остаются все те же самые, которые стоят перед министерством образования: сделать образование Республики Татарстан конкурентоспособным, интересным, обеспечить коммуникации между субъектами образовательных процессов и двигаться только вперед. Рафиса Тимерхановича представлять не нужно, у него хороший опыт управленца, который необходим в работе. Отсутствие профильного образования... Не думаю, что это помешает в его работе: его управленческие качества, богатый опыт и потенциал дадут себя знать и в этой его новой роли.

Марат Бариев — депутат Госдумы РФ, бывший министр по делам молодежи, спорту и туризму РТ:

— Могу сказать, что я в свое время рекомендовал Бурганова на должность министра по делам молодежи, спорта и туризма РТ. Думаю, когда президент принимал решение [о назначении его министром образования РТ], он учел все те качества, которые ему показались важными и которые Рафис Тимерханович проявил за годы предыдущей работы в министерстве по делам молодежи, исполкоме Казани и комиссии Госсовета РТ.

В системе образования проблема, как я считаю, не только в татарском языке. В первую очередь Бурганову нужно будет собрать профессиональную команду единомышленников и вместе решать все задачи. В системе образования задач больше, чем где-либо — начиная с дошкольного образования и заканчивая высшей школой. Нужно помнить, что министерство у нас не только образования, но и науки, мы всегда об этом забываем. Я не замечал инициативы нашего министерства в области развития науки, наверное, и этому нужно уделить внимание. Там, за что ни потяни, очень сложные задачи и работы непочатый край. Хочу пожелать новому министру здоровья, терпения и профессиональных единомышленников.

Не знаю, своевременно ли принято решение об отставке Фаттахова или надо было раньше-позже, нет смысла обсуждать решение президента — видимо, время пришло.

Фото: tatarstan.ru

« У КАЖДОГО КРИЗИСА, У КАЖДОГО ПРОВАЛА ЕСТЬ ИМЯ И ФАМИЛИЯ»

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

— Слухи об отставке Энгеля Фаттахова ходили уже достаточно давно. Ведь кто-то же должен был нести ответственность за «языковой кризис», который разразился в республике осенью? Не помню точно, кто это говорил, может быть, Берия или Каганович, но у каждого кризиса, у каждого провала есть имя и фамилия. И этот принцип, может быть, в мягкой форме, жив до сих пор. Что касается Энгеля Наваповича, то ему ведь в свое время совершенно четко было объяснено, по-моему, даже на страницах вашей газеты, что он сделал не так. Фактически он ввел в заблуждение руководство республики, сказав, что «у нас все нормально, у нас все по закону». А впоследствии было найдено три с лишним тысячи нарушений. Понятно, что человек фактически подставил руководство республики, которое до сих пор находится в сложной ситуации. В принципе, этого «языкового кризиса» могло не быть. И, возможно, и татарский язык можно было оставить в учебных планах в большем количестве. Во всяком случае, не доводить дело до такого скандала. Но, как мы видим, расплата последовала даже скорее, чем многие ожидали.

Что касается Бурганова, то он, насколько я помню, был в казанской мэрии первым заместителем главы администрации в 90-х годах. Возглавлял один из самых специфических районов Казани — Вахитовский, где живут руководители республики. Работал в министерстве экономики и промышленности, в министерстве по делам молодежи, спорта и туризма. Он знаком с различными уровнями управления, знаком с теми проблемами, которые решают министры, и в то же время к этнолингвистическим делам не имел никакого отношения — в данном случае это плюс. Поэтому он может рассматриваться как независимый менеджер, который призван разрулить достаточно тяжелую ситуацию. Кроме того, он кандидат экономических наук... Видимо, есть расчет на то, что на эту проблему у него будет непредвзятый менеджерский подход без этнических обертонов с той и другой стороны. Так что с этой точки зрения это очень интересный вариант назначения.

Первой его задачей будет налаживание нормального учебного процесса в школах, которые лихорадит из-за неурегулированных учебных планов, из-за расписания. Когда изымают один предмет, сокращают другой, понятно, что возникает известная неразбериха. Так что наладить учебный процесс — вот его главная задача.

Юрий Прохоров — председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РФ (по телефону из Москвы):

— Мне сложно судить об ожидаемости отставки Энгеля Фаттахова. Наверное, она все-таки была ожидаемой, причем давно, но все равно получилось как-то неожиданно. Я не знаю, как это комментировать. Для меня данная новость стала нежелательной неожиданностью. Я, честно говоря, сожалею о его уходе.

Перед Бургановым, как и перед каждым министром, сейчас стоят задачи повышения качества образования и воспитания. Другое дело — методы, которые будут для этого применяться. Это уже другой вопрос.

Языковой кризис сейчас как бы притушен — решением Госсовета РТ, одобрившего все перемены, которые сегодня согласованы с федеральными властями. Поэтому Бурганов, я думаю, будет продолжать двигаться в той же плоскости, как решил Госсовет.

Римзиль Валеев — казанский писатель, журналист:

— По поводу отставки Фаттахова это все-таки компетенция президента РТ. И логика назначений, перемещений министра образования — это его прерогатива. Но я не присоединяюсь к тем экспертам, которые говорили, что Фаттахов так уж сильно виноват. Да, он был внимателен и настойчив к отстающим участкам преподавания татарского языка, но [все сложилось] не совсем удачно. Поэтому, наверное, раз уж такой скандал вышел, его и заставили за это отвечать. Но проблема данной довольно сложной ситуации не кроется в одном министре. Министров было много, и за 25 лет три государственные программы были приняты, но они были недостаточно эффективны и недостаточно хорошо исполнялись. И наконец, у нас в стране сложилась не совсем благоприятная общественная атмосфера: и в Татарстане, и в Российской Федерации есть определенное напряжение по разным проблемам — не только национальным, но и социальным. И вот в этой политическо-социальной атмосфере эта языковая тема и стала резонансной, потому такое решение по Фаттахову и было принято.

Но ему предъявляли слишком серьезные обвинения, слишком чрезмерные. Я думаю, что время все расставит по своим местам, ведь злоупотреблений у Энгеля Наваповича не было. Он хотел исполнить программу преподавания татарского языка, а это достаточно сложный вопрос. Я от себя могу добавить, что при уходе Шаймиева мы на пресс-конференции спросили у него: какие вопросы остались незавершенными, что не удалось выполнить? И он сказал, что сложной проблемой оказались изучение, овладение и применение родных языков, а также [сохранение и восстановление] памятников истории и культуры. За памятники он затем взялся сам, а проблему родного языка не удалось за это время решить. Такая проблема есть, но она есть по разным предметам. Дети не хотят особо учиться, они хотят играть на компьютере.

Рафиса Бурганова я знаю как секретаря горкома комсомола, как министра, как депутата Госсовета. И я считаю, что у него есть опыт руководящей работы, а президент из своей команды вправе назначить любого. Задачи, которые перед ним стоят, — продолжать образовательный процесс и решить проблемы, связанные с преподаванием языков.

От себя вот что еще хочу добавить: если бы можно было выбрать из трех-четырех кандидатов и только один из них хорошо знал бы татарский язык, культуру и историю, тогда я на месте президента одобрил бы именно этого человека, потому что там, где требуется национальное образование, должны быть люди со знанием этого языка. Я не хочу называть имена, но у нас были назначения на важные места людей с татарскими фамилиями, которые не знали свой родной язык. И такие назначения приводили и будут приводить к осложнениям.

А Бурганова я считаю незаурядным человеком, поэтому это назначение я воспринял положительно.

«ПРЕЖДЕ ВСЕГО, Я СЧИТАЮ, ОН ДОЛЖЕН ЗАНЯТЬСЯ СОХРАНЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»

Дамир Исхаков — доктор исторических наук:

— Отставку Энгеля Наваповича я оцениваю отрицательно. У него, конечно, вина была — в том, что он не смог договориться с Васильевой. Но это не зависело ни от него, ни от Ольги Юрьевны. Это зависело от той общей установки, которая была дана. Поэтому наказывать его за то, что не получился вариант, который был обещан, нельзя. Винить в этом только его — чрезмерно. Но под горячую руку им, наверное, решили пожертвовать. Может быть, жертва эта была нужна, чтобы написать отчет Кириенко: вот, мол, и это выполнено. Я такое допускаю. Что касается нового министра, который сейчас назначен, то это человек относительно молодой, но малоизвестный в кругах интеллигенции. Я вот с большим трудом вспомнил, о ком идет речь, потому что в образовательно-культурологических, культурных сферах он не был замечен. Занимался совершенно другими делами. И как бывший министр по делам молодежи — тоже. Видимо, другую кандидатуру не смогли найти. У меня нет иных объяснений. Самая важная задача, которая не была выполнена в предыдущий период, — это сохранение татарской системы образования, потому что понятие национальной школы существует. Об этом вспомнил и Ильдар Гильмутдинов, и в других республиках это понимают. Но, к сожалению, после того, что произошло, даже у людей, которые сидят на информационных потоках, нет понимания того, что вот этот двухчасовой ликвидационный аспект не касался национального образования. Это было связано с так называемым государственным языком. Поэтому сейчас надо заново выстраивать национальную систему образования. Причем у татар только один путь спасения — сделать национальную систему образования эффективной. То есть необходимо сделать качественный скачок в татарской образовательной системе. Если этого министр добиться не сможет, то грош ему будет цена.

Индус Тагиров — академик Академии наук Республики Татарстан:

— Я считаю, что Фаттахов был очень обеспокоен сложившейся ситуацией. Из-за этого он очень устал, сейчас у него нет времени, чтобы оправиться и продолжить свою работу министром образования. Рафис Бурганов — человек в городе известный. Он знает город, знает школы, народное образование ему известно. По моему мнению, именно поэтому предложение занять пост министра образования было направлено ему. Большого выбора кандидатур здесь, я думаю, особо не было, но полагаю, что он достойная кандидатура. Что прежде всего должен сделать Рафис Бурганов на посту министра? Свою программу действий он должен составить только после того, как осознает эту ситуацию целиком и полностью, посоветуется с людьми, которые компетентны в данной области. А действия его вполне могут быть и неординарными и, может быть, будут включать в себя непосредственный выход на школу, на школьных учителей или на родителей. У него могут быть очень разные и не совсем ординарные методы. Но прежде всего, я считаю, он должен заняться сохранением и развитием татарского языка.

Связанном с добровольностью изучения татарского языка, похоже, поставлена окончательная точка. Свой пост покинул глава минобразования республики Энгель Фаттахов. Экс-министра называли лоббистом сохранения обязательного преподавания татарского языка. Впрочем, есть и иные версии этого кадрового решения.

Президент Татарстана Рустам Минниханов освободил от должности министра образования и науки Энгеля Фаттахова «в связи с переходом на другую работу». Полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич признал: глава минобразования Татарстана был уволен в том числе в связи с вопросом о преподавании русского и татарского языков в школах республики. При этом, как отметил полпред, отставка Фаттахова «связана не только и не столько с языковой проблематикой».

«Что касается отставки – была озвучена информация о том, что в работе образовательных учреждений прокуратурой было выявлено около 3680 нарушений. Возможно, такое большое количество нарушений сыграло свою роль», – сообщил газете ВЗГЛЯД депутат госсовета – парламента Татарстана, член профильного комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Артем Прокофьев.

«Достоверно не известно, связаны ли все эти нарушения с языковым вопросом, но информация о количестве нарушений до нас была доведена», – сообщил татарстанский парламентарий.

«Разрядка языкового кризиса уже происходит»

5 ноября прокуратура Татарстана признала, что обязательное изучение татарского языка в школах противоречит федеральному законодательству. Чуть более чем за сутки до этого решения глава минобразования Энгель Фаттахов подписал новый учебный план.

Как отмечала газета ВЗГЛЯД, хотя в документе говорилось, что он носит рекомендательный характер, эти рекомендации содержали требования по-прежнему изучать татарский в обязательном порядке . Преподавание же русского должно вестись на добровольной основе. Письмо с рекомендациями сразу же появилось в соцсетях.

В прокуратуре Татарстана заявляли, что министр образования вышел (точнее, неоднократно выходил) за пределы своей компетенции. Фактически Фаттахова обвинили во вторжении в сферу федерального правового регулирования. В связи с этим в адрес премьер-министра Татарстана Алексея Песошина прокуроры подготовили представление, потребовав незамедлительно отозвать методички и привлечь к дисциплинарной ответственности чиновников, нарушивших федеральные законы.

Отметим, что следом за прокуратурой республики депутаты госсовета Татарстана 29 ноября единогласно проголосовали за добровольное изучение татарского в качестве государственного языка республики в объеме двух часов в неделю.

Ранее соблюдать право на изучение родного языка требовал президент Владимир Путин . Так, в июле на заседании Совета по межнациональным отношениям глава государства поручил Генпрокуратуре и Рособрнадзору «проверить факты принудительного обучения неродным языкам и государственным языкам республик вопреки воле родителей детей как их законных представителей». При этом глава государства добавил, что языки народов России являются неотъемлемой частью их самобытной культуры. «Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право. Право добровольное», – подчеркнул Путин.

Откликаясь на это замечание, Казань пообещала увеличить часы уроков русского, но при этом сохранить и обязательные уроки татарского.

«Мне кажется, разрядка языкового кризиса в Татарстане уже происходит. Связано это с решением органов власти Татарстана, которые согласились с курсом федерального центра на то, что изучение татарского языка не должно быть обязательным для всех. И смещение Фаттахова является признанием этого факта», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший депутат Госдумы , директор Института политических исследований Сергей Марков.

«Нам сейчас пока не очень ясно, какая из двух версий его смещения более реальна. По первой версии, Фаттахов не смог обеспечить признание обязательности изучения татарского языка для всех, делал это недостаточно энергично. По другой, он, наоборот, слишком сильно отрабатывал этот вопрос и действовал настолько энергично, что вызывал раздражение у федерального центра и поссорил руководство республики с федеральным центром. Какая из двух версия верна – время покажет, сейчас сложно сказать», – пояснил эксперт.

«Но то, что должность покинул человек, позиция которого была противоположной позиции федерального центра, однозначно будет способствовать разрядке языкового кризиса в республике», – подчеркнул Марков.

Был ли кризис?

Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей, депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов, в свою очередь, полагает: отставка Энгеля Фаттахова не связана с дискуссиями о формате преподавания языков в республике. «Это не так, – подчеркнул депутат в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – Фаттахов как руководитель структуры исполнительной власти выполнял те решения, которые были приняты госсоветом Республики Татарстан – об изучении татарского языка в равных объемах с русским языком. Министр образования реализовывал эти меры».

Проблема же, по мнению парламентария, состояла «в отсутствии норм, которые должны были быть установлены на уровне Министерства образования РФ ». Республики, регионы «как могли, как понимали», так и восполняли отсутствие таких общефедеральных норм, «чего, на мой взгляд, нельзя было делать», подчеркивает депутат. «Нужно было урегулировать эти процессы, если мы хотим говорить о едином образовательном пространстве. Надо было создавать образовательные стандарты, программы с учетом двух языков, четырех языков, или даже четырнадцати (в случае Дагестана)», – отмечает Гильмутдинов.

Депутат убежден: говорить о каком-либо кризисе или противостоянии в вопросе об изучении татарского языка – значит неверно понимать суть проблемы. Которая, как еще раз отмечает Гильмутдинов, коренится в рассогласованности образовательной политики центра и регионов.

«Отношение Фаттахова к учебному процессу было самым серьезным»

С точки зрения депутата госсовета Артема Прокофьева, проблему все же надо было искать не в Москве , а в Казани – а точнее, в политике ряда представителей исполнительной власти Татарстана. «Нужно также понимать, что ситуация, которая сложилась в этой сфере, была заложена не Фаттаховым, а его предшественником, министром образования Альбертом Гильмутдиновым (глава минобрнауки Татарстана в 2009–2012 годах – прим. ВЗГЛЯД)», – полагает Прокофьев. «Тогда были введены новые федеральные государственные образовательные стандарты – и при этом никакой работы не было проделано по согласованию порядка работы в регионах. То есть новый министр работал по той схеме, которая де-факто уже существовала в регионе, и проблема была заложена не при Фаттахове, а при Гильмутдинове», – резюмирует Прокофьев.

По мнению собеседника,

никакого языкового кризиса в Татарстане на данный момент нет.

С другой стороны, как отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, экс-председатель Всемирного Форума татарской молодежи Руслан Айсин, «тема языка и образования – тяжелая, и Фаттахов не был специалистом по этой теме». «Он менеджер, и менеджер достаточно эффективный, это хорошо видно по тому району, которым он руководил, – заметил собеседник. – Но ему была поставлена задача, задача была очень сложной, и начиная с лета эта задача политизировалась донельзя. В итоге он стал разменной монетой в этой сложной игре».


https://сайт/politics/2017/12/4/898035.html

Найден виновный в татарстанском «языковом скандале»

В «языковом кризисе» в Татарстане, связанном с добровольностью изучения татарского языка, похоже, поставлена окончательная точка. Свой пост покинул глава минобразования республики Энгель Фаттахов. Экс-министра называли лоббистом сохранения обязательного преподавания татарского языка. Впрочем, есть и иные версии этого кадрового решения.

Президент Татарстана Рустам Минниханов от должности министра образования и науки Энгеля Фаттахова «в связи с переходом на другую работу». Полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич признал: глава минобразования Татарстана был уволен в том числе в связи с вопросом о русского и татарского языков в школах республики. При этом, как отметил полпред, отставка Фаттахова «связана не только и не столько с языковой проблематикой».

«Что касается отставки – была озвучена информация о том, что в работе образовательных учреждений прокуратурой было выявлено около 3680 нарушений. Возможно, такое большое количество нарушений сыграло свою роль», – сообщил газете ВЗГЛЯД депутат госсовета – парламента Татарстана, член профильного комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Артем Прокофьев.

«Достоверно не известно, связаны ли все эти нарушения с языковым вопросом, но информация о количестве нарушений до нас была доведена», – сообщил татарстанский парламентарий.

«Разрядка языкового кризиса уже происходит»

5 ноября прокуратура Татарстана признала, что обязательное изучение татарского языка в школах федеральному законодательству. Чуть более чем за сутки до этого решения глава минобразования Энгель Фаттахов подписал новый учебный план.

Как газета ВЗГЛЯД, хотя в документе говорилось, что он носит рекомендательный характер, эти рекомендации содержали требования по-прежнему изучать татарский в обязательном порядке. Преподавание же русского должно вестись на добровольной основе. Письмо с рекомендациями сразу же появилось в соцсетях.

В прокуратуре Татарстана заявляли, что министр образования вышел (точнее, неоднократно выходил) за пределы своей компетенции. Фактически Фаттахова обвинили во вторжении в сферу федерального правового регулирования. В связи с этим в адрес премьер-министра Татарстана Алексея Песошина прокуроры подготовили представление, потребовав незамедлительно отозвать методички и привлечь к дисциплинарной ответственности чиновников, нарушивших федеральные законы.

Отметим, что следом за прокуратурой республики депутаты госсовета Татарстана 29 ноября единогласно за добровольное изучение татарского в качестве государственного языка республики в объеме двух часов в неделю.

Ранее соблюдать право на изучение родного языка требовал президент Владимир Путин. Так, в июле на заседании Совета по межнациональным отношениям глава государства поручил Генпрокуратуре и Рособрнадзору « принудительного обучения неродным языкам и государственным языкам республик вопреки воле родителей детей как их законных представителей». При этом глава государства добавил, что языки народов России являются неотъемлемой частью их самобытной культуры. «Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право. Право добровольное», – подчеркнул Путин.

Откликаясь на это замечание, Казань часы уроков русского, но при этом сохранить и обязательные уроки татарского.

«Мне кажется, разрядка языкового кризиса в Татарстане уже происходит. Связано это с решением органов власти Татарстана, которые согласились с курсом федерального центра на то, что изучение татарского языка не должно быть обязательным для всех. И смещение Фаттахова является признанием этого факта», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший депутат Госдумы, директор Института политических исследований Сергей Марков.

«Нам сейчас пока не очень ясно, какая из двух версий его смещения более реальна. По первой версии, Фаттахов не смог обеспечить признание обязательности изучения татарского языка для всех, делал это недостаточно энергично. По другой, он, наоборот, слишком сильно отрабатывал этот вопрос и действовал настолько энергично, что вызывал раздражение у федерального центра и поссорил руководство республики с федеральным центром. Какая из двух версия верна – время покажет, сейчас сложно сказать», – пояснил эксперт.

«Но то, что должность покинул человек, позиция которого была противоположной позиции федерального центра, однозначно будет способствовать разрядке языкового кризиса в республике», – подчеркнул Марков.

Был ли кризис?

Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей, депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов, в свою очередь, полагает: отставка Энгеля Фаттахова не связана с дискуссиями о формате преподавания языков в республике. «Это не так, – подчеркнул депутат в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – Фаттахов как руководитель структуры исполнительной власти выполнял те решения, которые были приняты госсоветом Республики Татарстан – об изучении татарского языка в равных объемах с русским языком. Министр образования реализовывал эти меры».

Проблема же, по мнению парламентария, состояла «в отсутствии норм, которые должны были быть установлены на уровне Министерства образования РФ». Республики, регионы «как могли, как понимали», так и восполняли отсутствие таких общефедеральных норм, «чего, на мой взгляд, нельзя было делать», подчеркивает депутат. «Нужно было урегулировать эти процессы, если мы хотим говорить о едином образовательном пространстве. Надо было создавать образовательные стандарты, программы с учетом двух языков, четырех языков, или даже четырнадцати (в случае Дагестана)», – отмечает Гильмутдинов.

Депутат убежден: говорить о каком-либо кризисе или противостоянии в вопросе об изучении татарского языка – значит неверно понимать суть проблемы. Которая, как еще раз отмечает Гильмутдинов, коренится в рассогласованности образовательной политики центра и регионов.

«Отношение Фаттахова к учебному процессу было самым серьезным»

С точки зрения депутата госсовета Артема Прокофьева, проблему все же надо было искать не в Москве, а в Казани – а точнее, в политике ряда представителей исполнительной власти Татарстана. «Нужно также понимать, что ситуация, которая сложилась в этой сфере, была заложена не Фаттаховым, а его предшественником, министром образования Альбертом Гильмутдиновым (глава минобрнауки Татарстана в 2009–2012 годах – прим. ВЗГЛЯД)», – полагает Прокофьев. «Тогда были введены новые федеральные государственные образовательные стандарты – и при этом никакой работы не было проделано по согласованию порядка работы в регионах. То есть новый министр работал по той схеме, которая де-факто уже существовала в регионе, и проблема была заложена не при Фаттахове, а при Гильмутдинове», – резюмирует Прокофьев.

По мнению собеседника,

никакого языкового кризиса в Татарстане на данный момент нет.

С другой стороны, как отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, экс-председатель Всемирного Форума татарской молодежи Руслан Айсин, «тема языка и образования – тяжелая, и Фаттахов не был специалистом по этой теме». «Он менеджер, и менеджер достаточно эффективный, это хорошо видно по тому району, которым он руководил, – заметил собеседник. – Но ему была поставлена задача, задача была очень сложной, и начиная с лета эта задача политизировалась донельзя. В итоге он стал разменной монетой в этой сложной игре».

Текст: Алексей Нечаев,
Марина Балтачева

Кресло руководителя займет Рафис Бурганов - однокашник Фаттахова, выпускник сельхозинститута и инженер-механик по образованию

Энгель Фаттахов с сегодняшнего дня больше не является министром образования Татарстана. С формулировкой «в связи с переходом на другую работу» Рустам Минниханов сегодня освободил его от должности. Решение ожидаемое, интрига была лишь в том, когда это произойдет. Момент настал после того, как стало понятно, что изучение госязыка будет добровольным. Очевидно, что Энгель Фаттахов стал жертвой «языкового» скандала, хотя до последнего пытался оставить татарский язык обязательным для изучения. Впрочем, проблемы, приведшие к такому финалу, начались задолго до вступления экс-главы Актанышского района в должность министра, другое дело, что Фаттахов не нивелировал их, а усугубил. Кресло руководителя татарстанского Минобраза теперь займет Рафис Бурганов, по совпадению - однокашник Фаттахова. Похоже, сельский инженер-механик - карма для системы образования Татарстана.

Нашли крайнего или виновного?

Отставка Энгеля Фаттахова - несомненно, последствие языкового кризиса . Впрочем, Фаттахова вряд ли можно назвать единственным виновником. Недовольство количеством часов и методикой преподавания татарского языка в школах набирало силу задолго до вступления Фаттахова в должность. Митинги в защиту русского языка, письма с жалобами в Москву - все это было начиная с 1990-х годов, когда татарский сделали обязательным для изучения, с постепенным увеличением часов татарского и уменьшением русского. Другое дело, что Фаттахов не пытался нивелировать проблему, а только усугубил ее. Чашу терпения переполнило введение «ЕГЭ по татарскому» - так «срез» прозвали школьники, родители и учителя. На деле это был не ЕГЭ, а единое республиканское тестирование, устроенное по такому же принципу. Справедливости ради отметим, что было оно необязательным, но руководством некоторых школ преподносилось именно так.

Роковую роль в карьере Фаттахова сыграло и его отрицание перекосов и нарушений законов в системе образования. Поручения президента РФ Владимира Путина довести объемы преподавания русского языка до нормативов, рекомендованных Минобром, и не принуждать изучать неродной язык Энгель Навапович комментировал словами: «У нас никаких нарушений нет».

Отставка Энгеля Фаттахова - несомненно, последствие языкового кризиса. Фото prokazan.ru

Борьба Энгеля Фаттахова за татарский язык: от отрицания до согласия

В своей правоте Фаттахов был уверен до последнего либо надеялся на особое отношение к Татарстану, иначе бы школьные программы привели в соответствие до начала учебного года, а не экстренно, в осенние каникулы, когда начали поджимать сроки отчета о выполнении путинских поручений.

Несмотря на заявления Фаттахова, нарушений прокуратура нашла тысячи во всех школах. Это и снижение объема преподавания русского языка, предусмотренного федеральными образовательными стандартами (из проверенных школ он соответствовал предъявляемым требованиям лишь в 24); нарушения прав и свобод на добровольное изучение родных языков и государственного языка республики с навязыванием незаконных итоговых тестирований, влиявших как на перевод в 10-й класс, так и на средний балл аттестата; вмешательство республиканских государственных и муниципальных органов в автономию образовательных организаций и другие.

Надо отдать должное Фаттахову в борьбе за сохранение татарского языка в школах в качестве обязательного предмета. Едва ли не через день министр образования ездил в Москву и стучался во все кабинеты федерального министерства, чтобы отвоевать хотя бы 2 часа на изучение государственного языка. Но учебный план, предложенный им, завернули как несоответствующий поручениям президента страны.

Можно сказать, что Фаттахов прошел все стадии принятия неизбежного: от острого отрицания до торга и принятия.

Настоящий разнос министру образования устроили за плохую подготовку кадров для производства и чемпионата WorldSkills. Фото Михаила Козловского

«Учительский ЕГЭ» и разносы за WorldSkills: чем еще запомнился Энгель Фаттахов?

Энгель Фаттахов занял должность министра образования в 2012 году и продержался на ней дольше всех своих предшественников. Но языковой конфликт - это далеко не все, чем он запомнится.

Вторым по значимости скандалом можно считать так называемый «учительский ЕГЭ». Педагогов заставили подтверждать свои знания. Учителя бойкотировали экзамен, падали в обморок при получении КИМов, писали петиции с требованием отменить «пытку» и требовали: «Энгель Навапович, может быть, сначала Вам сдать ЕГЭ и показать пример учителям?»

Волновались педагоги не зря. Срез знаний показал, что двойку можно ставить учителям русского, татарского и информатики, если судить по среднему баллу, они знали свой предмет хуже учеников. Надо сказать, что «учительский ЕГЭ», который в Татарстане стали проводить с 2015 года, - исключительно местная инициатива, Рособрнадзор только с будущего года вводит систему оценки знаний учителей в нескольких пилотных регионах России.

Впрочем, за ЕГЭ для учителей Энгеля Фаттахова руководство республики не критиковало. Зато настоящий разнос министру образования устроили за плохую подготовку кадров для производства и чемпионата WorldSkills. «Ты знаешь, во сколько каждый ресурсный центр обошелся?» - стучал кулаком по столу Минниханов, обращаясь к Фаттахову на заседании экономического совета при кабмине РТ.

Если у кого-то есть понимание, что эти ресурсные центры для тех людей, которые там работают, чтобы они зарплату получали, - это не так. Мы должны готовить там специалистов, которые нужны. Мы тратим огромные деньги, а получается - деньги на ветер? - критиковал Минниханов уже на правительственном заседании , посвященном качеству образования и проведению корпоративных чемпионатов WorldSkills.

Предмет особого хвастовства экс-министра образования - третье место, после Москвы и Питера, по среднему баллу ЕГЭ по русскому. Фото Максима Платонова

Отсев девятиклассников, поборы в школах и капремонт

Достижением Фаттахова можно считать результаты ЕГЭ школьников. Заваливших экзамен в этом году стало в 2 раза меньше, чем в прошлом, докладывал Фаттахов на брифинге в кабмине. Предмет особого хвастовства экс-министра образования - третье место, после Москвы и Питера, по среднему баллу ЕГЭ по русскому, при том что объем изучения госзяыка в Татарстане был практически в два раза меньше.

Правда, этот плюс переходит в минус, если учесть, что до ЕГЭ в республике допускаются лучшие из лучших. Жесткий отсев выпускников девятых классов - еще один скандал, которым прославился Энгель Фаттахов.

В неоспоримые достижения можно записать начало борьбы с поборами в школах и детсадах. В министерстве была открыта горячая линия, по жалобам проводились проверки, которые подтверждали факты коррупции.

В годы работы Фаттахова в Татарстане были открыты сотни детских садов, а в школах, некоторых впервые с момента строительства, прошел капитальный ремонт.

Кресло Минобра - для сельских инженеров-механиков

Энгеля Фаттахова сменит его однокашник, сельские инженеры-механики - похоже, карма для татарстанского Минобра. Рафис Бурганов родился 17 августа 1961 г. в селе Муслюмово ТАССР. Как и его предшественник - Энгель Фаттахов, он получил базовое сельскохозяйственное образование. Более того, Бурганов окончил Казанский сельскохозяйственный институт по той же специальности - «инженер-механик», и в тот же год - 1983-й. В 1990 году он получил второе высшее - окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности «экономист». В 2000 году защитил кандидатскую по экономике. Проработав 13 лет на «Казанькомпрессормаше», в 1996 году Рафис Бурганов пошел в чиновники - стал первым заместителем главы администрации г. Казани. В 1998-1999 годах - первый заместитель министра экономики и промышленности Республики Татарстан. В 1999-2005 гг. - глава администрации Вахитовского района г. Казани. В 2005-2010 гг. - первый заместитель главы, руководитель исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.

Энгеля Фаттахова сменит его однокашник, сельские инженеры-механики - похоже, карма для татарстанского Минобра. Фото Романа Хасаева

В 2010-м Бурганов занял не соответствующий ни его образованию, ни его опыту пост министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Именно на период его руководства министерством пришлось проведение Универсиады, после которой Бурганов уступил кресло Владимиру Леонову, а сам занялся куда более спокойной работой в республиканском парламенте - с октября 2014-го он депутат Государственного совета пятого созыва. Также Бурганов носит звание академика Международной академии холода.

В татарстанском Минобразования отставку Фаттахова не комментируют, по данным «Реального времени», министр с сегодняшнего дня официально находится в отпуске.

Дарья Турцева, Ирина Плотникова

– Энгель Навапович, из Казани вы вернулись в родной Актанышский район на свою прежнюю работу. Как вы восприняли это возвращение? – Хотя и проработал в Казани пять лет, в родной район вернулся с радостью, так как все это время я с ним не расставался. Каждую неделю ездил, и эти поездки заряжали меня на целую неделю. В Актаныше моя мама, слава Аллаху, жива-здорова, ей 94 года. Спасибо нашему Президенту Рустаму Нургалиевичу, у меня была возможность остаться в Казани, но я попросил вернуть меня обратно в родной район. Его решение было положительным, за что я ему очень благодарен. – Планируется, что в Актаныше появится современный горнолыжный комплекс. Уже известно, где именно он будет построен? Готов ли проект и кто финансирует объект? – Мысль о комплексе появилась давно, еще с времен, когда я работал главой района. Ее предложил сам Рустам Нургалиевич, который тогда был еще премьер-министром. «Вот эта ваша гора на северной стороне. Там есть вертолетная площадка, тут же майдан для Сабантуя. Может, сделаете такой комплекс?» – высказал мысль он тогда. Проекты на стадии завершения. Конечно, это не на бюджетные средства. На нашей территории работают три нефтяные компании. Надеемся, что в будущем за счет них реализуем. Актаныш – красивейший уголок природы, исконно татарский район. Одним из направлений, которые будут приоритетными для Актаныша в будущем, мы видим направление туризма. И, конечно, мы надеемся, что такой комплекс будет служить привлечению туристов. – Вы в Актаныше провели несколько республиканских мероприятий. Почему? Из-за того, что сами работали на республиканском уровне? Или хотите сделать Актаныш центром культурной, спортивной, татарской жизни? – Скорее второе. Еще до Казани я в нашем районе проводил множество мероприятий совместно с Всемирным конгрессом татар. Конгресс глав татарских сёл, Съезд татарских предпринимателей, в прошлом году – межрегиональный конкурс Альфии Авзаловой и Всероссийский фестиваль гармонистов. Сегодня Актанышский район – это единственный из татарских районов, где сохранилась татарская самобытность. В нашем районе дети с первого и второго классов обучаются на татарском языке. Конечно, родители имеют право, и мы можем открыть по их желанию и русские классы. Но на данный момент факт остается таким: 98 процентов жителей нашего района – это татары. И нам хочется сохранить наш район в виде некоего центра, где происходит по-настоящему татарская жизнь. В нашем районе еще до моего отъезда в Казань при помощи руководства республики были реализованы два больших проекта. Они вызывают у меня особую гордость. Первый – государственный ансамбль песни и танца “Агидель”. У нас в республике всего два таких госансамбля, один из них в Казани, второй – в Актаныше. Второй проект – гуманитарная татарская гимназия, она единственная в республике. В нашей гимназии обучаются дети из многих регионов России, в этой татарской среде они в совершенстве овладевают татарским языком. Таким образом, проект полилингвальных школ, который начал наш первый президент Минтимер Шарипович Шаймиев, уже несколько лет реализуется у нас. Цель нашей гимназии такая же – выпускники в совершенстве должны владеть тремя языками: татарским, русским и английским. Это одно из главных направлений, которых мы придерживаемся. У нас очень красивая природа. По территории Актанышского района протекают четыре реки – Белая, Кама, Сюнь и Ик, наш район расположен между этими реками. В сельском хозяйстве у нас сохранились колхозы, конечно, в измененной форме, но они работают и отвечают за сохранение, формирование социального лица деревни. С этой точки зрения мы стараемся, чтобы наши деревни были красивые, ухоженные, чистые, какими и должны быть татарские деревни, татарские хозяйства. Районный центр – село Актаныш – отстроен очень красиво, по проекту. Мы стремимся сделать из Актаныша всесторонне образцовый татарский район. Конечно, это касается и труда. Лучшим труженикам полей у нас присуждается звание «Актанышский хлебороб». Где хлеб, там уже и татарская борьба корэш. Турнир имении Мусы Джалиля по татарской борьбе в этом году провели здесь. Мы считаем, что именно на Актаныш в будущем должен пополнять ряды наших видных писателей, поэтов, людей искусства и творчества. И мы работаем, возлагая на себя такую ответственность. Поэтому мы ведем речь о создании района, образцового в труде, с комфортными условиями для жизни людей и с сохранением татарской самобытности. – Какие еще у вас планы в области национального образования в Актаныше? – Я всегда работаю с убеждением, что будущее любой страны, республики, района определяет человеческий капитал. Не сырье, не станок, а человеческий капитал. Нам приходилось изучать опыт очень многих стран. Возьмем Сингапур – там нет ни грамма сырья, а она является нефтеперерабатывающей страной. Если посмотреть на уровень жизни человека, то увидим, что в его основе лежит система образования. Раньше мы говорили, что главное воспитание дает семья. Но если в детском садике ребенок не получит хорошего уровня знаний, то в школе он уже не освоит эти знания. Если в средней и основной школе не получит, то в вузе уже сложно подготовить из этого студента человека высокого профессионального уровня. Школу я сравниваю с жерновами. Если в них кладешь некачественные зерна, то не стоит ожидать, что мука получится высокого качества. Поэтому каждая система на своем уровне должна давать качественное образование: детский сад, средняя школа, основная школа и, конечно, высшие учебные заведения. Только так нам удастся получить людей, имеющих подготовку, отвечающую требованиям жизни. Поэтому мы в своем районе создали эту систему. От кого зависит качество воспитания и образования на районном уровне? Конечно, от руководителя отдела образования. И от методического центра многое зависит. Системно работаем с директорским корпусом, учителями. И, конечно, с детскими садами, со средними и основными школами. Также у нас есть ресурсный центр. Они работают как продолжение друг друга. – Как вы думаете, ситуация, возникшая в последние годы с преподаванием татарского языка, и такой результат – это были ожидаемые события или для вас они были неожиданными? – В 90-х годах у нас многое изменилось, было введено много новшеств. К концу советской эпохи в Казани осталась всего одна школа с преподаванием татарского языка. В 90-х годах татарские школы открывались как грибы после дождя, очень много. После этого пошел некоторой застой. Надо сказать, что в области преподавания татарского языка были недоработанные стороны. Потому что в наших учебных программах татарскому языку отводилось определенное количество часов, и над сокращением этих часов работа не велась. Не была разработана методика преподавания татарского языка для развития коммуникативных навыков у детей, главное – не велась подготовка учителей. Поэтому мы стали всю свою деятельность вести в данном направлении. Мы смогли разработать и внедрить множество новых проектов, которые служили повышению престижа татарского языка. Я очень радуюсь тому, что сегодня Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов и первый Президент республики Минтимер Шарипович Шаймиев ведут работу по созданию татарских школ. Если бы я не осуществил в Актаныше то, о чем говорил ранее, причем сам являясь министром образования, то это было бы неправильно. Я в этом направлении делаю все от нас зависящее. И думаю, что надо распространить этот опыт и в другие районы республики. – В каком случае мы смогли бы отстоять прежнюю систему обучения? – Я не хочу возвращаться к тем скандальным событиям, если честно. Вы, журналисты, активно участвовали в этих обсуждениях и сами отлично знаете. В Республике Татарстан два государственных языка – русский и татарский. И если татарский язык является государственным, как же мы должны были отказаться от обязательного изучения родного татарского языка в школах? Я всегда оставался при своих принципах, остаюсь и сегодня. Свои мысли, идеи, проекты реализую в родном районе. – Много раз было сказано, что методика преподавания татарского языка неправильная. Вы с этим согласны? – Детей, изучающих татарский язык, надо разделить на три категории. Первая – это дети, проживающие в татарских районах, таких как Актанышский. Муслюмовский, Сармановский, Азнакаевский, Арский – здесь в деревнях сохранился татарский язык, дети хорошо владеют родным языком. Думаю, именно из этой категории детей мы можем ждать будущее поколение писателей, поэтов, творческой интеллигенции татарского народа. С такими детьми надо вести углубленное изучение татарского языка. Вторая категория – это дети из татарских семей, где родной язык подзабыт и ребенок плохо владеет татарским языком. Этих детей необходимо обучать по отдельной программе. И третья категория – русские дети. Я убежден, что ни один родитель в Татарстане не против того, чтобы его ребенок знал больше языков. Мы ведь и сами родители, поэтому только рады. Ребенок должен найти себя в жизни. Будет знать больше языков – и ему самому полезнее. Особенно в Татарстане, никто из родителей не против знания татарского языка, который в республике является государственным языком. Ошибка была в том, что русскоязычных детей мы обучали основам грамматики, тогда как должны были им дать разговорные навыки, чтобы ребенок знал язык на уровне, необходимом для общения со сверстниками. С этой целью нами были созданы учебники и методические пособия «Салям». Стали готовить учителей, работающих по этой методике. Работа и сейчас продолжается, в будущем она даст свои плоды. – Как вы думаете, теперь, когда татарский изучается по желанию, какие пути сохранения языка могут быть эффективными? – Я считаю, что огромный толчок работе по сохранению языка дал наш Президент Рустам Минниханов. Замечаете ли вы, а я замечаю: у людей появляется желание изучать татарский язык. Это не только на уровне школ, но и в жизни, на улице, на различных собраниях ощущается. И это началось недавно, даже в годы моей работы в Казани до такой степени не было. Это наш Президент так поставил, и это проникает во все сферы. Сейчас Минтимер Шарипович работает над созданием сильных элитных школ. Из истории нашего народа мы видим, что наши медресе были знамениты на всю округу, то же самое медресе Иж-Бобья в Агрызском районе – о нем знали в европейских странах. Мне в свое время сказали: почему же такое не может быть сейчас и в Актаныше? Я ставлю перед собой цель создать в Актаныше гуманитарную татарскую гимназию, которая будет давать татарскому миру сильную элиту. – Татарская общественность считает вас человеком, который принципиально защищал преподавание татарского языка. Вас называли чуть ли не национальным героем, вам посвящали стихи. Как вы восприняли такую поддержку? – Конечно, это для меня были тяжелые времена. Приходишь из прокуратуры, пресса тебя ругает. И в этот момент получать поддержку людей, которые на твоей стороне, – могу сказать, что в те сложные времена они давали мне силы жить. Если бы не они рядом, то запросто можно было уйти в депрессию. – Энгель Навапович, в годы работы министром образования вы занимались многими важными проектами, преобразованиями в системе. Какую свою работу могли бы сейчас вспомнить с особой гордостью? А что не удалось сделать? – Да, у нас было много новых проектов. Но чтобы они давали результат, должна быть система управления. Министр образования – это управляющий, он должен управлять системой образования. Когда я пришел в министерство, методический центр относился к министерству, а отделы образования – к муниципалитетам. Мы добились того, чтобы рассмотреть этот вопрос в Совете безопасности. Рустам Нургалиевич нас поддержал. И мы можем сказать, что создали систему управления. С одной стороны, за качество образования отвечало Министерство образования. А с другой стороны, руководители отделов образования в районах, школы – все относились к главам районов. Так ведь не может быть. Я даже не мог спросить, как идет работа. А Президент передал эти полномочия министерству. То есть мы вместе с главами районов назначали руководителей отделов образования. Также мы создали систему базовых школ. В республике более 2000 школ, мы сделали более 700 базовых школ. И в этих школах мы гарантировали качество образования. То есть смогли создать систему, позволяющую увольнять и назначать директоров, назначать после подготовки и т.д. Это дает свои результаты. И, конечно, сегодня самая большая проблема в системе образования – подготовленность преподавательского и директорского корпуса. Надо сказать, было реализовано довольно много проектов. Разработана программа подготовки педагогов. Не все могут работать учителями. Это должно исходить из семьи. Поэтому мы начали такой проект: выбирали тех, у кого родители – учителя, кто показал себя в школе, пропуская через несколько этапов отбора, выдавали грант и зачисляли в учебное заведение. Эти студенты получают 15 тысяч рублей стипендии и после обучения едут работать в родной район. Был проект по сертификации учителей, выпускающихся из педагогического вуза. Помимо диплома и экзаменов они сдавали тест на готовность работать в школе. Были и отрицательные отзывы, но тем, кто получил сертификат, мы выдавали грант «Наш новый учитель». Мы их рекомендовали базовым школам. Это тоже была большая работа по повышению качества образования. В этом году в Казани проходит чемпионат мира по рабочим профессиям WorldSkills. Помню, как мы впервые зашли к Рустаму Нургалиевичу и рассказали ему об этом всемирном движении, предложили нам тоже присоединиться к нему. Первый чемпионат России мы провели у нас. А сейчас вот видите, достигли такого уровня. Первый чемпионат в 2014 году стал большим стимулом для средних специальных учебных заведений. Раньше они были связаны с Министерством социальной защиты РТ. Мы посчитали, что это неправильно, и 72 средних специальных учебных заведения вернули Министерству образования. Конечно, при помощи Президента. После ознакомления с их материально-технической базой пришли к мнению, что нельзя оставлять их в таком положении. Появился новый проект совместно с ресурсными центрами и работниками производства. С их прямым участием стали появляться вот такие мощные ресурсные центры. Сейчас, насколько я знаю, из более тридцати. Это требование современной жизни. Мастера с золотыми руками сейчас нужны. Если область производства уже сейчас не займется подготовкой кадров, у него нет будущего. Таким образом, этот чемпионат стал большим стимулом. И, конечно, детские сады. Во-первых, в садиках мы должны раскрывать таланты детей, психологически готовить их к начальной школе. И, во-вторых, ребенка надо обучать русскому, татарскому, английскому языкам. Поставили такую задачу. Почему наши нынешние выпускники школ не до конца соответствуют требованиям конкуренции? Потому что они не могут общаться на английском. В мире ведь так много общения. Если наши ученики выпускных классов будут свободно говорить на английском, владеть IT-технологиями, то у них надежное будущее. Мы сейчас в Актаныше тоже ставим такую задачу. На республиканском уровне пока этот вопрос не решен. Наши ученики едут в зарубежные страны. Если мы хотим видеть конкурентоспособность наших учеников выпускных классов, они также должны знать и турецкий, арабский и китайский языки. Поэтому мы начали работу в этом направлении. И, конечно, по национальному образованию. На момент моего назначения в министерстве уже и отдела национального образования не осталось. Его восстановили. Постарался объездить регионы России, помогли татарам в регионах с пособиями. Начали работу по подготовке методики преподавания татарского языка, учителей, учебных пособий. Но многое еще не сделано. Не удалось завершить работу по созданию системы преподавания татарского языка. Работы очень много. Начали движение олимпиады. Открыли Центр олимпиады. Создали лагерь «Дуслык». Сегодня нужна направленная подготовка детей. Если у наших учеников недостаточный уровень знаний, мы должны приглашать преподавателей из Санкт-Петербурга и Москвы. Сейчас выросло число участников олимпиад. Когда-то мы были на четвертом месте, а сейчас стали равняться с Санкт-Петербургом. Москва, Санкт-Петербург, затем мы. – Ваши дети владеют татарским. Как вы думаете, внуки будут знать татарский? – Как же им не знать свой родной язык? Моя старшая дочь живет в Англии. Уже 12 лет как уехала. У меня три внука. Все трое говорят на татарском языке. Все же зависит от семьи. Потому что мама с ними говорит только на татарском языке. Их отец араб, с ним они общаются на арабском, а между собой на английском. Я горжусь ими. Все равно начало, толчок идет от семьи. Конечно, роль школы тоже очень большая. И детского садика. Но незнание родного языка, допущение забвения родного языка – это проблема семьи. Пока был министром, я не мог так говорить. Сейчас уже не боюсь это сказать. Поэтому, конечно, зависит от родителей. Как поставишь в семье, так и будет. Есть семьи, где родители татары, а дети татарского не знают. Это страшная ситуация. Уровень мышления ребенка все равно на его родном языке. А затем, конечно же, надо в совершенстве знать язык нашего государства – русский язык и язык мирового общения – английский. Если ребенок их не знает, то у него нет будущего. А если знает китайский, турецкий – еще лучше. Такой ребенок нигде не пропадет.

error: Content is protected !!