Нужно ли платить за отопление летом. Почему дома с счетчиками платят за отопление круглый год? Как снизить потребление теплоресурса

Многие россияне наверняка задавались вопросом: почему за отопление мы платим не только зимой, но и летом, когда тепло в батареи не подается? На самом деле, все довольно просто, и логика здесь, в принципе, должна быть понятной. Для многих семей оплата именно этой услуги может достаточно серьезно ударить по бюджету, и поэтому общий объем проще разбить на все 12 месяцев, поскольку в итоге их сумма уменьшиться.

Давайте рассмотрим простой пример, где цифры стоимости услуги ЖКХ условные – просто для лучшего понимания ситуации. Например, за год за отопление нужно заплатить 72 тысячи рублей. Вы можете разбить данную сумму на:

  • 9 платежей – по 8 тысяч рублей;
  • 12 платежей – по 6 рублей.

Как видим, ежемесячная оплата во втором случае сокращается на 2 тысячи рублей, зато период оплаты продлевается на 3 месяца. Хочется еще раз подчеркнуть, что цифры приведены условные, поскольку главным здесь является объяснение целесообразности такого вида оплаты. Это все равно что покупка какой-то бытовой электроники в кредит – при наличии предложения с нулевой ставкой многие предпочитают вносить всю сумму не сразу, а планомерно, равными частями. Таким образом, мы платим постепенно, относительно небольшие суммы. В итоге отпадает необходимость «обескровливать» семейный бюджет сразу на несколько десятков тысяч рублей, и приобретается необходимая вещь.

Точно так же и с отоплением – вместо того, чтобы платить достаточно серьезные суммы, но только в отопительный сезон, потребителям предлагается разбить платеж на все 12 месяцев. Поэтому дело здесь не в том, подается летом тепло в батареи или нет. Так, например, платят за тепло жители столицы. На правительственном уровне было принято решение разделить для москвичей годовую тарифную ставку на 12 равных частей. Впрочем, здесь также присутствует один момент, который не совсем нравится потребителям. Все дело в том, что сумма платежа высчитывается из нормативов, рассчитанных на самую суровую зиму. Иными словами, реальный температурный режим не учитывается, и мы платим, как говорится, по полной.

Естественно, когда зима была теплой, количество потребленной тепловой энергии сокращалось, однако платежки гражданам присылали согласно действующим нормативам. Кстати, здесь стоит учитывать, что жителям Москвы здесь еще повезло, поскольку около 25 процентов расходов берет на себя столичное правительство. Жители других населенных пунктов вынуждены оплачивать все 100 процентов потребленной ими тепловой энергии.

В сезоне 2016/2017 расчет абонентской платы в ряде регионов изменится.

Впрочем, в этом году ситуация будет несколько иной. В ряде регионов страны абонплата будет рассчитываться по-иному. Граждане будут оплачивать только лишь количество фактически потребленной ими тепловой энергии по итогам предыдущего месяца. С одной стороны, такой шаг может быть неудобным для населения, поскольку многие привыкли разбивать всю сумму на 12 месяцев, тогда как сейчас цифры в их платежках гарантированно вырастут. Но при этом не стоит забывать, что при нормах, учитывающих максимально жесткий температурный режим, а не реальный, появляется широкое поле для разного рода нелегальных схем. В итоге население вынуждено из своего кармана оплачивать услуги, которое оно, по сути, не потребляло. Естественно, такая ситуация вызывает определенное недовольство. Люди вполне могут возмутиться, справедливо вопрошая – почему мы платим за услуги, которые по факту не потребляем.

Власти Бердска обратились к губернатору Новосибирской области с просьбой разрешить жителям города не платить за тепло летом

Стоит отметить, что в России, по сути, так не сложилось единого мнения относительно того, какой из двух вариантов лучше. Кому-то нравится платить за отопление круглый год, в том числе и летом, зато с меньшими суммами в квитанциях. Вместе с тем есть и множество сторонников второго варианта. Например, в конце июня власти Бердска заявили о своем намерении обратиться к Владимиру Городецкому, занимающему должность губернатора Новосибирской области. Они попросили главу региона разрешить начислять абонплату за отопление только лишь на момент отопительного сезона, отменив необходимость взимать ее летом.

Данное желание местных властей связано с решением департамента по тарифам. Там было принято решение о целесообразности перехода на схему, при которой население будет оплачивать потребленную тепловую энергию в течение всего года. Соответствующее постановление было подписано Владимиром Городецким в середине июля 2016 года. Согласно документу, круглый год за отопление будут платить даже жители тех домов, в которых установлены счетчики.

Областные чиновники объясняют свое решение следующим образом. По их мнению, отдавать за тепло осенью, зимой и весной по 6-7 тысяч рублей, и ничего не платить при этом летом, для многих жителей будет довольно накладно. В этой связи чиновники посчитали нецелесообразным оставлять в качестве «разгрузочных» три месяца самого теплого времени года.

Следует отметить, что самих потребителей вообще лишили права голоса. Даже если бы собственники квартир в многоэтажном доме проголосовали за сохранение прежней системы 1/9, это ничего бы не изменило. В любом случае им пришлось бы оплачивать потребленную темповую энергию круглый год. Контролировать ситуацию должны представители госжилинспекции.

В Бердске восприняли нововведение областного руководства неоднозначно. По мнению части жителей города, переход к системе 1/12 все равно не сможет существенно улучшить финансовое благополучие простых обывателей. Помимо этого, люди недоумевают: для чего же тогда в домах ставят счетчики потребленной тепловой энергии? Впрочем, последнее объясняется просто. Установка приборов учета позволит людям оплачивать реально потребленный ими объем тепла.

Руководство города считает, что бердчанам нужно оставить право самостоятельного выбора. То есть граждане сами должны решать, как они будут платить за отопление – круглый год или только лишь в течение отопительного сезона. Здесь следует учитывать, что практически 100 процентов домов Бердска оснащены счетчиками. В этой связи большинство жителей Бердска предпочитают оплачивать потребленную тепловую энергию по факту. Приборы учета не поставлены только лишь в 70 домах – ввиду отсутствия технической возможности. Учитывая все перечисленные выше факторы, равно как и мнение простых обывателей, городские чиновники все-таки составили мотивированное обращение по этому поводу на имя губернатора и направили его руководителю региона.

Красноярский край с 1 июля перешел на новый порядок оплаты тепловой энергии

Обратная ситуация сложилась в иных регионах страны. Например, начиная с 1 июля этого года, Красноярский край перешел к системе оплаты потребленной тепловой энергии только лишь в течение отопительного периода. Ирина Моргунова, возглавляющая в администрации ЗАТО Железногорска управление экономики и планирования, еще весной объяснила местным журналистам, что в июне еще будет произведено начисление оплаты за отопление, тогда как в июле, августе и в сентябре абонплата по данной услуге ЖКХ будет отсутствовать.

Она также обратила внимание на один достаточно важный момент. Моргунова объяснила, что согласно постановлению номер 400 правительства РФ, сократится в первую очередь сумма компенсации. Поэтому снижение платежа летом, возможно, окажется не столь существенным, как ожидали многие. Здесь все зависит от одного – какая величина компенсации была у того или иного потребителя. Существенное снижение увидят лишь те, кто оплачивал коммунальные услуги, в том числе и отопление, в полном объеме.

Написал в теме Квартала А101, но этот вопрос возникает у жителей почти всех домов, поэтому создаю тему в общем разделе.

Итак разбираемся, почему во всех новостройках есть как минимум общедомовой счетчик, а вдомах с горизонтальной разводкой отопления еще и квартирный, но счета выставляются круглый год и по нормативу?

Сначала разберемся, согласно каким нормативным актам происходит расчет платы за отопление.

Есть , которое в частности гласит:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правительство Москвы постановляет: Установить, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".

В переводе на обычный русский это означает, что для расчета оплаты отопления на территории Москвы применяется постановление правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.

решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка осуществления такого расчета, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 г., принятые в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и пункты 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам .

В переводе на русский: Это подтверждение, что Постановление 307 действует для расчетов отопления в т.ч. для Москвы до моменты его отмены.

Резюме: до 1 июля 2016 для расчета платы за отоплением на территории Москвы применяется

А теперь разберемся как происходит расчет.

Отрывам то самое . В нем нам нужен пункт "23":

23. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:

<....>

б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Сначала смотрим пп.2, п.3 приложения №2:

3. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке:

<....>

2) ежемесячный размер платы за (руб.) в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по формуле 1, а в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7;

Поскольку в 3-й очереди все квартиры изначально оборудованы индивидуальными(квартирными) приборами учета смотрим формулу 7:

2) размер платы за (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

V t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на за предыдущий год (Гкал/кв. м);

T T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Однако у формулы есть примечание:

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за определяется по форм уле 1;

Поскольку дома сданы в 2014 году у ДУМКД нет статистики за истекший год, поэтому смотрим формулу №1:

1) размер платы за (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:

S i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

N t - норматив потребления тепловой энергии на (Гкал/кв. м);

T T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

Величина норматива при этом устанавливается (согласно ) и равна 0,016 Гкал/м 2 .

Тариф на тепловую энергию устанавливается Региональной энергетической комиссией для каждого поставщика тепловой энергии.

Таким образом выставляются ежемесячные счета за отопления согласно нормативу. Однако мы помним, что в постановлении №307 так же написано, что "при этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам."

Смотрим пп.3, п.3, приложения №2:

3) размер платы за в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

P k.p - размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);

P n.p - размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в коммунальных квартирах - общих (квартирных) приборов учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);

P n.n - размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);

S D - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кв. м);

S i - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м);

Резюме: Д о 1 июля 2016 для расчета платы за отоплением на территории Москвы применяется , согласно которому управляющая компания ежемесячно в течении всего года выставляет оплату по нормативу, но 1 раз в год обязана провести перерасчет на основании фактических показаний счетчиков.

Изменено 15 июня, 2015 пользователем Кирилл Бармашев

Вопросы, связанные с оплатой коммунальных услуг, всегда актуальны. По причине отсутствия времени мы привыкли отдавать свои деньги за тепло, воду и свет «не глядя». Времени на разборки нет, зато есть управляющие компании, ТСЖ, которые точно знают, что и как нужно делать. Многие жители МКД свято верят в то, что нет смысла «перечить» местным органам самоуправления и управляющим организациям. Подавляющее большинство потребителей считают, что в любом случае, управляющие компании или ТСЖ контролируются органами государственного, жилищного надзора, которые для этого созданы, – поэтому и нет смысла в «лишних движениях», тем более «войнах».

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему некоторые платят за отопление в многоквартирных домах равномерно в течение года, а другие – отдают деньги только в отопительный сезон? Почему так происходит и кто выбирает способ оплаты?

На самом деле это не управляющие компании и даже не ТСЖ диктуют, каким образом платить за отопление. Действующее жилищное законодательство допускает два способа оплаты:

– только в отопительный период

– в течение календарного года равномерными суммами

Необходимо уточнить, что общая сумма за год, независимо от способа оплаты, одинакова. Чтобы наглядно убедиться в законности такого порядка, нужно обратиться к конкретным законам. В данном случае это Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года, №354. Здесь показательным выступает пункт № 42, в котором четко оговаривается, что способ оплаты коммунальной услуги определяет орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Многие считают, что органы государственной власти не являются единственными лицами, которые могут определять правила оплаты за тепло, газ или электричество. Однако в действительности органы госвласти – это единственные регуляторы в отношении выбора способа оплаты за отопление.

Окончательным подтверждением этого факта выступает Постановление Правительства от 26 июня 2016 года № 603:

«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 5 рабочих дней со дня его принятия».

Стоимость отопления жилья — одна из самых весомых составляющих счетов, которые мы оплачиваем за жилищно-коммунальные услуги. Неудивительно поэтому, что среди частых вопросов, возникающих у потребителей коммунальных услуг, важное место занимает порядок начисления платы за подачу тепла в наши дома. Поднять эту тему вновь мы решили в связи с утратой силы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, и принятием нового документа от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг». Начиная с 1 июля 2016 года, был изменен порядок расчета платы за отопление, поэтому на страницах МГ мы разберем, откуда возьмутся конкретные цифры в графе «отопление» в 2017 году.

На сегодня расчеты за тепловую энергию могут осуществляться одним из двух способов :

  • только в течение отопительного периода
  • равномерно в течение календарного года

Конкретный способ выбирается Правительством Москвы не чаще одного раза в год в срок до 1 октября текущего года и реализуется принятое решение только в следующем году: с 1 июля при переходе на равномерную оплату в течение года, либо с первого дня отопительного сезона при переходе на оплату, соответственно, в отопительный период.

На 2017 год Правительством города сохранен равномерный способ внесения оплаты за отопление на территории Москвы, исключая Троицкий и Новомосковский округа . Однако для ТиНАО действует тот же порядок расчетов .

Жильцы домов, до сих пор не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, в 2017 году будут платить в 1,5 раза больше жильцов тех домов, где такой счетчик установлен.

Рассмотрим четыре типовых случая, в соответствии с которыми начисляется плата за подачу тепла в наши дома.

Случай 1. Дом не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), при этом техническая возможность его установки отсутствует. В основном это касается старого жилого фонда. Здесь расчет осуществляется по следующей формуле:

Случай 2 . Дом не оборудован ОПУ, но при этом техническая возможность его установки имеется (жилой фонд, где по разным причинам до сих пор не установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии). В данном случае расчет ведется следующим образом:

Как видно из приведенной формулы, жильцы домов, до сих пор не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, в 2017 году будут платить в 1,5 раза больше домов, где такой счетчик установлен. В соответствии с Федеральным Законом № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», общие счетчики должны быть установлены во всех многоквартирных домах до 1 июля 2012 года, затем этот срок был продлен, тем не менее, на сегодняшний день даже в Москве не все дома оборудованы ими. Специальный повышающий коэффициент должен стимулировать собственников жилья принимать меры, чтобы в их домах такие счетчики появились. Однако, например, в поселении Сосенское ОПУ ставятся в старом жилом фонде в рамках долгосрочной целевой программы за счет средств местного бюджета.

Случай 3. В доме имеется ОПУ, но не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепла (ИПУ). Под этот случай попадает подавляющее число домов, построенных после введения в действие закона «Об энергосбережении», когда установка общедомовых счетчиков стала обязанностью застройщиков. В этом примере расчет осуществляется по следующей формуле:

Один раз в год производится корректировка платы за отопление, исходя из фактического потребления, по формуле:

В данном случае управляющая компания в течение года равномерно начисляет оплату согласно нормативу или среднему фактическому потреблению за прошлый год, а по прошествии года производит перерасчет на основании показаний общедомового счетчика. При этом перерасчет может быть как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от того, насколько был холодным и продолжительным отопительный сезон, а также от экономности расходования тепла собственниками, в т. ч. в местах общего пользования.

Случай 4. Дом оборудован ОПУ и все помещения дома также оборудованы ИПУ. Данный случай в основном относится к новостройкам с горизонтальной разводкой системы отопления, которая позволяет установить счетчик тепла отдельно на каждую квартиру. Расчет будет осуществляться по следующей формуле:

Корректировка платы за отопление, исходя из фактического потребления (один раз в год):

Отдельно надо отметить, что для применения схемы расчета № 4 все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме должны быть оборудованы счетчиками. При этом все счетчики должны находиться в исправном состоянии, пройти поверку в установленные сроки (1 раз в 4 года), а также должны быть введены в эксплуатацию с привлечением управляющей компании. Такое положение делает фактически невозможным оплату по индивидуальным счетчикам тепла, поскольку достаточно одного неработающего или не прошедшего поверку прибора, чтобы расчет производился уже по схеме № 3.

Правительством принято решение сохранить на 2017 год равномерную оплату за потребление тепла в многоквартирных домах.

Итак, мы рассмотрели 4 типовых случая оплаты тепловой энергии, с которым сталкиваются собственники многоквартирных жилых домов (особняком стоят многоквартирные дома, где в состав общего имущества входит собственная котельная и где собственники платят не за тепловую энергию, а, как правило, за газ, который используется для подогрева воды). Как можно заметить, согласно поправкам в федеральное законодательство, теперь столичное Правительство определяет, как москвичи будут платить за отопление: равномерно в течение года или только в отопительный период. Пока принято решение сохранить оплату равномерно в течение 12 месяцев. Можно предположить, что это связано с желанием равномерно распределить нагрузку на семейные бюджеты (в первую очередь малообеспеченных граждан). Если, скажем, годовая оплата за отопление составляет 12000 рублей и эта сумма распределяется равномерно в течение года, то ежемесячная нагрузка на бюджет составит 1000 руб. Если же оплата происходит только в отопительный период, который в нашем регионе составляет 5-6 месяцев, то расходы на отопление в этот период возрастают в 2 раза, хотя и исчезают совсем в остальное время года.

Нормативные документы:

1. В соответствии с пунктом 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

2. Пункт 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

3. Постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41».

4. Пункт 3 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

5. Пункт 2(1), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

6. Пункт 2(2), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

7. Пункт 3(2), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

8. Пункт 3(3), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

error: Content is protected !!