Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки Полный текст Указа

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учётом требований инновационной экономики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:

  • внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;
  • проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;
  • разработку и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;
  • повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;
  • разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи;
  • утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;
  • осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчёт нормативов осуществляется с учётом особенностей реализации образовательных программ;
  • разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки:

  • увеличение объёмов финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами;
  • утверждение в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

в) обеспечить достижение следующих показателей в области образования:

  • достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет;
  • вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;
  • увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов;
  • увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета;
  • увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов;

г) обеспечить достижение следующих показателей в области науки:

  • увеличение к 2018 году общего объёма финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;
  • увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента;
  • увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трёх до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;

б) подготовить до конца ноября 2012 г. предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета;

в) обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

3. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийскими объединениями работодателей проработать до конца мая 2013 г. вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путём преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры.

4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

для федеральных образовательных организаций высшего образования - с учетом и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 о доведении средней заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов к 2018 году до уровня 200 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе;


<*> Присвоен контрольным событиям, включенным в поэтапный план выполнения мероприятий, содержащий ежегодные индикаторы и обеспечивающий достижение важнейших целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".".

В целях реализации государственной политики в области образования и науки принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

В части увеличения к 2018 году объёмов финансирования государственных научных фондов до 25 млрд рублей Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований» предусмотрен общий объём бюджетных ассигнований на 2017 год в размере 11 577 972,1 тыс. рублей, на 2018 год – 11 577 972,1 тыс. рублей и на 2019 год – 10 352 516,9 тыс. рублей.

Наряду с Российским фондом фундаментальных исследований основным системообразующим научным фондом, осуществляющим поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований, является Российский научный фонд.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрен имущественный взнос Российской Федерации в Российский научный фонд на 2017 год в размере 5 175 535,6 тыс. рублей, на 2018 год – 7 821 169,4 тыс. рублей и на 2019 год – 13 525 082,5 тыс. рублей.

Таким образом, общий объём средств для финансирования Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда из средств федерального бюджета и внебюджетных источников планируется в 2017 году в размере 29,3 млрд рублей.

В докладе отмечено, что, по данным Минобрнауки России, значение показателя доли внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2015 году составило 1,13% валового внутреннего продукта. При этом доля внутренних затрат, проводимых за счёт бюджетных средств, в общем объёме внутренних затрат составила 68%, а внебюджетных источников – 32%.

В 2014 году значение указанного показателя составляло 1,09%.

Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на научные исследования увеличилась с 9,0% в 2013 году до 9,6% в 2015 году. Положительная динамика была достигнута благодаря мерам по повышению конкурентоспособности российских университетов, что способствовало увеличению до 41% доли внебюджетных источников во внутренних затратах на научные исследования и разработки, осуществляемые образовательными организациями высшего образования.

В целях увеличения внутренних затрат на исследования и разработки за счёт приоритетного увеличения внебюджетного финансирования Правительством Российской Федерации продолжается работа по реализации ряда мер.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года №582 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» ответственные исполнители государственных программ Российской Федерации, предусматривающих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, должны включать в них показатель объёма внутренних затрат на исследования и разработки.

Важным источником увеличения внебюджетной составляющей финансирования внутренних затрат на исследования и разработки является реализация компаниями с государственным участием программ инновационного развития.

Удалось преодолеть спад публикационной активности. По сведениям, полученным с использованием аналитических сервисов базы данных Web of Science, доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах составила в 2013 году 2,08%, в 2014 году – 2,1% и в 2015 году – 2,31%. В абсолютных значениях число российских публикаций составило в 2013 году 29 030 единиц, в 2014 году – 30 126 единиц и в 2015 году – 33 942 единицы.

С целью повышения публикационной активности российских исследователей и увеличения доли публикаций российских авторов в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44%, Правительством Российской Федерации реализуются следующие меры.

Показатель публикационной активности используется в ходе мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения.

Установлены требования к минимальному количеству публикаций в Web of Science при формировании перечня проектов государственного задания в части научной деятельности научным и образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы определена ответственность каждого основного участника программы за достижение установленного общего значения показателя.

Ассоциацией научных редакторов и издателей ведётся подготовка справочных пособий, словарей, методических рекомендаций и других материалов, а также разработка программ развития редакционно-издательской сферы в Российской Федерации.

Реализуется комплекс мер, направленных на стимулирование публикационной активности российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных.

Предусмотрены мероприятия, в том числе продолжение конкурсной поддержки программ развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы данных, организационная и финансовая поддержка со стороны учредителей научных журналов, предоставление научным и образовательным организациям в рамках централизованной (национальной) подписки доступа к зарубежным информационным ресурсам, включение показателей публикационной активности в конкурсную документацию на проведение конкурсов Российским фондом фундаментальных исследований.

В рамках реализации мероприятий по переходу к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего образования принято «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования». Минобрнауки России утверждена методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупнённым группам специальностей (направлений подготовки) (приказ от 30 октября 2015 года №1272). Федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, проведена работа по приведению нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества подведомственных им организаций, в соответствие с указанной методикой.

Минобрнауки России утверждены перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по реализации образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки; итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования; отраслевые корректирующие коэффициенты (приказ от 20 июля 2016 года №884) и территориальные корректирующие коэффициенты (от 25 июля 2016 года №АП-74/18вн).

Кроме того, реализуется план мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определённым по специальностям и направлениям подготовки. В его рамках принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года №234 «О соотношениях численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования».

Утверждён План мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающий повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров ().

Из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по повышению международной конкурентоспособности ведущих российских университетов в 2016 году выделено 11,1 млрд рублей, в 2017 году – 10,63 млрд рублей, планируется выделить в 2018 году 10,26 млрд рублей, в 2019 году – 10,05 млрд рублей.

В 2015 году Минобрнауки России проведён второй конкурс на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Победителями конкурсного отбора стали Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Сибирский федеральный университет, Тюменский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

Таким образом, перечень ведущих университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, включает 21 организацию, которым в 2016 и 2017 годах были распределены субсидии из федерального бюджета ( и ).

В общем рейтинге QS World University Rankings за 2016/2017 год (916 университетов) среди ведущих университетов, получающих государственную поддержку, улучшили свои позиции: Новосибирский госуниверситет – 291-е место (годом ранее – 317-е), Московский физико-технический институт – 350-е место (годом ранее – 431-е), Национальный исследовательский Томский государственный университет – 377-е место (годом ранее – 481-е), Национальный исследовательский Томский политехнический университет – 400-е место (годом ранее – 481-е), а также Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого и другие.

В 2017 году университеты, получающие государственную поддержку на повышение их конкурентоспособности, суммарно 64 раза вошли в предметные рейтинги QS, что более чем в 2 раза превышает показатель 2016 года (31 раз).

В 2017 году в топ-100 предметных рейтингов QS вошли 5 ведущих университетов, получающих государственную поддержку: Московский физико-технический институт (государственный университет), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

В 2016 году в общий список рейтинга The Times Higher Education World University Rankings (THE) вошли 16 ведущих университетов, получающих государственную поддержку (в 2014 году – 1 университет, в 2015 году – 9). Лидером среди указанных вузов является Московский физико-технический институт (государственный университет) – позиция 301–350.

Реализована программа повышения эффективности деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проводится мониторинг деятельности государственных образовательных организаций высшего образования, по итогам которого некоторые образовательные организации реорганизованы либо их деятельность оптимизируется в рамках специально разработанных программ.

Принят внесённый Правительством Российской Федерации «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», направленный на совершенствование порядка и условий назначения стипендий, а также механизма финансового обеспечения расходов на их выплату.

Федеральный закон устранил существовавшую правовую неопределённость и обеспечил адресный характер назначения государственной социальной стипендии, уточнив категорию получателей указанных выплат. Так, правом на получение государственной социальной стипендии наделяются студенты, которым назначена государственная социальная помощь (ранее – студенты, имеющие право на получение государственной социальной помощи).

Также предусмотрена возможность оказания материальной поддержки всем нуждающимся обучающимся, в том числе аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажёрам и слушателям (ранее – только нуждающимся студентам).

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №312-ФЗ утверждены Правила формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативы для формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета ().

Утверждённые нормативы для формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета проиндексированы с учётом уровня инфляции. Размеры нормативов увеличены на уровень индексации стипендиального фонда, утверждённый в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период (5% – с 1 сентября 2014 года и 5,5% – с 1 сентября 2015 года).

В составе стипендиального фонда предусмотрены повышенные стипендии нуждающимся студентам первого и второго курсов очной формы обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста, имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично».

Утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации ().

Определены основные направления и утверждён план реализации указанной концепции. В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования внесены изменения в части детализации требований к предметным результатам освоения программы учебного предмета «Математика».

Во всех субъектах Федерации приняты региональные планы по реализации концепции, в которых предусмотрены мероприятия по работе с детьми, имеющими высокую мотивацию и проявляющими выдающиеся математические способности.

Федеральным институтом развития образования проводится мониторинг реализации концепции в субъектах Федерации.

Средства на реализацию концепции предусмотрены в рамках субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, распределение которой утверждено .

В целях актуализации комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи (от 26 мая 2012 года №2405п-П8), утверждён комплекс мер на 2015–2020 годы (от 27 мая 2015 года №3274п-П8). Актуализированный комплекс мер одобрен Национальным координационным советом по поддержке молодых талантов России (протокол №7 от 16 марта 2015 года).

Указанный комплекс мер направлен на продолжение работы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, начатой в 2012 году. Вместе с тем актуализированным комплексом мер предусмотрено расширение мероприятий по развитию кадрового потенциала и конкурсной поддержки организаций, педагогических работников, а также одарённых детей и талантливой молодёжи. Предусмотрено создание региональных центров по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.

В целях обеспечения правовой основы функционирования системы выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития.

На конец 2016 года в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, включены сведения о 10,9 тыс. одарённых детей и молодёжи.

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 года №607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» учреждены 5 тыс. грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счёт бюджетных ассигнований, в размере 20 тыс. рублей ежемесячно в течение установленного срока обучения. Правительством Российской Федерации утверждено положение о предоставлении и выплате указанных грантов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. В результате выполнения мероприятий по её реализации планируется достичь к 2020 году установленного значения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами (не менее 75%). По оценке Минобрнауки России, в 2015 году он составил 68% (в 2014 году – 64%).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729-р утверждён план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы. Планом предусмотрена система мер по совершенствованию финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования, включая внесение изменений в законодательство Российской Федерации.

В рамках реализации плана внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в том числе введён новый подраздел «Дополнительное образование детей». Введение указанного подраздела позволит обеспечить объективную оценку начиная с 2017 года планирования субъектами Российской Федерации средств непосредственно на предоставление услуг дополнительного образования.

Принят внесённый Правительством Российской Федерации Федеральный закон от 3 июля 2016 года №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», направленный на обеспечение организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Указанный Федеральный закон закрепляет равные условия доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований организаций разных форм собственности.

С учётом предусмотренных планом мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы направлений развития с 2016 года началась реализации проекта по созданию в субъектах Федерации технопарков, обеспечивающих детей в возрасте от 5 до 18 лет возможностью осваивать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации. На софинансирование соответствующих мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2016 и 2017 годах направлено по 925 млн рублей.

Для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценке уровня квалификации педагогов приказом Минтруда России утверждён профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года №662 определён перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, в том числе сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых, что позволит упорядочить работу с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по предоставлению информации. Утверждены показатели мониторинга системы образования и методика их расчёта.

В целях решения задачи достижения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в рамках мероприятий по модернизации системы дошкольного образования начиная с 2013 года выделялись субсидии из федерального бюджета в размере 130 млрд рублей, в том числе по 50 млрд рублей в 2013 и 2014 годах и 30 млрд рублей в 2015 году. Объём средств региональных бюджетов, направленных на указанные цели, составил 82,2 млрд рублей.

По результатам мониторинга Минобрнауки России, по состоянию на 1 марта 2017 года уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет составил 98,78%. В 64 субъектах Федерации показатель доступности для детей указанной возрастной категории составил около 100%, в 10 субъектах Федерации – более 99%, в 4 субъектах Федерации – от 95 до 99%, в 7 субъектах Федерации – менее 95%.

В ходе реализации региональных поэтапных программ («дорожных карт») по ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные организации в 2013–2015 годах создано более 1,135 млн мест. По данным субъектов Российской Федерации, в 2016 году в рамках мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования создано ещё 22,7 тыс. мест в дошкольных образовательных организациях.

Во всех субъектах Федерации реализуются региональные планы мероприятий («дорожные карты»), предусматривающие на период до 2020 года меры по обеспечению доступности дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до трёх лет.

Обеспечение доступности дошкольного образования осуществляется в том числе за счёт поддержки негосударственного сектора. В частном секторе в сфере дошкольного образования в 2013–2015 годах создано более 45,7 тыс. мест, из них в 2013 году создано более 14,1 тыс. мест, в 2014 году – более 17,7 тыс. мест, в 2015 году – более 13,9 тыс. мест.

С 1 апреля 2014 года на всей территории страны заработала электронная система по учёту детей, нуждающихся в предоставлении места в детском саду.

Продолжается работа по совершенствованию нормативного правового регулирования, предусматривающая расширение форм оказания образовательных услуг в сфере дошкольного образования и содействие привлечению в эту сферу частного бизнеса.

С 1 января 2014 года в соответствии с осуществляется финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий из бюджетов субъектов Федерации в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных дошкольных организаций.

В новой редакции санитарных правил установлены облегчённые требования для групп малой наполняемости, организованных в жилых и приспособленных помещениях.

Утверждены федеральные государственные образовательные стандарты для начального, основного и среднего общего образования, а также для дошкольного образования.

Переход образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования осуществляется в плановом режиме и будет завершён к 2017/2018 учебному году.

Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1578 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования”» (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 года, регистрационный №41020) внесены изменения в части:

выделения учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в отдельную предметную область (перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 июля 2015 года №Пр-1310);

создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в части введения специальных требований к результатам обучения (перечень поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 года №Пр-1435);

изменения требований к структуре рабочей программы учебных предметов в целях сокращения объёма нагрузки на педагогических работников, повышения качества образования путём оптимизации деятельности педагогов и сокращения обязательной документации.

Реализуются мероприятия, направленные на достижение целевого показателя доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку.

Целевой показатель, определяющий достижение установленного значения охвата населения в возрасте 25–65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, к общей численности занятого в экономике населения в возрасте 25–65 лет в 2015 году, по данным Росстата, составил 49,9%. В соответствии с Федеральным планом статистических работ соответствующие обследования проходят с регулярностью один раз в три-четыре года.

Продолжается работа по обеспечению доступности зданий профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По результатам проведённого Минобрнауки России мониторинга, в 2016 году лица с ограниченными возможностями здоровья обучались в 42 670 зданиях, из которых 20 341 здание является местом предоставления образовательных услуг и местом для временного проживания обучающихся.

Полностью или частично приспособлены для получения профессионального образования и временного проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья 10 952 таких здания (53,8% от общего количества зданий, являющихся местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся).

Увеличилось число полностью приспособленных для лиц с ограниченными возможностями здоровья зданий (в 2014 году – 3787 зданий, в 2015 году – 4062 здания, в 2016 году – 4366 зданий) и составило 21,5% от общего количества зданий, являющихся местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся.

С 2012 года проводятся мероприятия по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

Свыше 82% опрошенных педагогических работников данной категории прошли повышение квалификации по вопросам работы с детьми из социально неблагополучных семей.

Около 54% опрошенных педагогических работников данной категории отметили, что в организациях, в которых они работают, применяются различные меры морального стимулирования и повышения их социального статуса.

В 2015 году в критерии конкурсного отбора лучших учителей на получение денежного поощрения включён критерий «создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)» (приказ Минобрнауки России от 6 апреля 2015 года №362 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями»).

Данный критерий применяется конкурсными комиссиями в субъектах Российской Федерации с 2015 года.

В целях обеспечения прозрачности осуществления профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Минобрнауки России обеспечено функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программам. Результаты мониторинга представлены в открытом доступе по адресу http://accredpoa.ru и содержат реестры аккредитованных образовательных программ, аккредитующих и экспертных организаций, аттестованных экспертов в этой области. По состоянию на март 2017 года на сайте размещена информация о более чем 1400 образовательных программах с действующей аккредитацией.

План мероприятий

по реализации поручений, содержащихся в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597

«О мерах по реализации государственной социальной политики»,

в Удмуртской Республике

п/п

Номер, пункт и содержание поручения Президента Российской Федерации *

Срок испол­нения пору­чения

Целевой показатель

Срок исполнения мероприятия

Ответственный исполнитель

Отчет об исполнении

Пункт 1.

а) обеспечить:

(абз. 3) доведение в 2012 году сред­ней заработной платы педагогиче­ских работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе

31.12.
2012 г.

Определение подходов, осуществление расчетов, разработка и утверждение НПА УР по доведению к 2013 г. средней заработной платы педагогических работников ОУ до средней заработной платы в УР.

2012 г.

МОиН УР,

Минтруд УР,

Минфин УР

Пункт 2.

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

(абз. 4) доведение к 2013 году средней заработной платы педаго­гических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответст­вующем регионе

01.02.
2013 г.

Определение подходов, осуществление расчетов, разработка и утверждение НПА УР по доведению к 2013 г. средней заработной платы педагогических работников дошкольных ОУ до средней заработной платы в сфере общего образования в УР.

2012-2013 гг.

МОиН УР,

Минтруд УР,

Минфин УР

Пункт 3.

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

(абз. 8) создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год по 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов

31.12.
2015 г.

Сохранение и создание рабочих мест для инвалидов в рамках реализации мероприятий ВЦП «Сохранение и создание рабочих мест для инвалидов в организациях Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», расположенных на территории Удмуртской Республики, на 2011-2013 годы».

Среднесписочная численность работающих инвалидов:

2012 г. - 392 человека;

2013 г. - 402 человека

2012-2013 гг.

Минпромэнерго УР

Создание специальных рабочих мест для инвалидов в рамках РЦП «Доступная среда на 2011-2015 годы».

В 2013-2015 гг. создание 30 спе­циальных рабочих мест для инвали­дов ежегодно.

2013 -2015 гг.

Минсоцзащиты УР,

ГУГСЗН УР


Пункт 5.

1. Правительству Российской Федерации:

в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов

01.12.
2012 г.

Разработка профессиональных стандартов в приоритетных для республики отраслях экономики, определенных на основе анализа рынка труда.

Доля учреждений НПО и СПО, вне­дривших новые ФГОС и разрабо­тавших ОПОП:

2012 г .- 100%;

2013 г .- 100%.

Доля обучаю­щихся в учрежде­ниях НПО и СПО по программам ФГОС 3-го поко­ления:

2012 г. - 40%;

2013 г. - 80%.

Доля ОПОП, раз­работанных с уча­стием работодате­лей:

2012 г. - 80%;

2013 г. - 90%.

2012-2013 гг.

Минтруд УР,

МОиН УР

Реализация мероприятий Республиканской комплексной программы развития профессионального образования в УР на 2011 - 2015 гг.

2012-2015 гг.

МОиН УР

Пункт 8.

1. Правительству Российской Федерации:

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престиж­ности и привлекательности профес­сий в бюджетном секторе эконо­мики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенст­вования системы оплаты труда ра­ботников бюджетного сектора эко­номики, обусловив повышение оп­латы труда достижением конкрет­ных показателей качества и коли­чества оказываемых услуг и предусмотрев:

(абз. 2) повышение к 2018 году средней заработной платы соци­альных работников, включая соци­альных работников медицинских организаций, младшего медицин­ского персонала (персонала, обес­печивающего условия для предос­тавления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацев­тического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских ус­луг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствую­щем регионе, работников меди­цинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевти­ческое) или иное высшее образова­ние, предоставляющих медицин­ские услуги (обеспечивающих пре­доставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней зара­ботной платы в соответствующем регионе

01.12.
2012 г.

Определение подходов, осуществление расчетов, разработка и утверждение НПА УР по совершенствованию системы оплаты труда социальных работников бюджетного сектора экономики, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацев­тического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) .

2012-2018 гг.

Минсоцзащиты УР,

Минздрав УР,

МОиН УР,

Минспорттуризм УР,

Минтруд УР,

Минфин УР

Пункт 10.

1. Правительству Российской Федерации:

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

(абз. 4) повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций

01.12.
2012 г.

Определение подходов, осуществление расчетов, утверждение и реализация НПА УР по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики.

Проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов и реорганизации неэффективных организаций.

2012-2018 гг.

Минсоцзащиты УР,

Минздрав УР,

МОиН УР,

Минспорттуризм УР,

МКПИ УР,

Минмолодежи УР,

Минтруд УР, и другие ИОГВ УР

Пункт 11.

1. Правительству Российской Федерации:

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей орга­низаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований феде­рального бюджета, установив со­отношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обяза­тельствах имущественного харак­тера

01.10.
2012 г.

Создание механизма контроля за уровнем оплаты труда руководителей учреждений, подведомственных ИОГВ УР.

2012-2013 гг.

ИОГВ УР

Пункт 16.

1. Правительству Российской Федерации:

л) предусмотреть, начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Еже­годно

Реализация РЦП «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской Республике на 2011 - 2015 годы».

2012-2015 гг.

Минэкономики УР,

АПиП УР,

ИОГВ УР

Пункт 18.

1. Правительству Российской Федерации:

(абз. 3) включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг

Еже­годно

Реализация РЦП «Развитие информационного общества (2011-2015 годы)» в части создания Национальной электронной библиотеки УР путем перевода документов в электронный вид (оцифровка книг и периодических изданий,
в т. ч. новых изданий).

Ежегодная оцифровка 500 экземпляров книг, 2 000 экземпляров периодических изданий

2012-2015 гг.

МКПИ УР,

Минсвязь УР

Пункт 19.

1. Правительству Российской Федерации:

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

(абз. 4) обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуника­ционной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплат­ном доступе в сети Интернет филь­мов и спектаклей выдающихся ре­жиссеров кино и театра

Посто­янно

Реализация РЦП «Развитие информационного общества (2011-2015 годы)» в части

Создания единого информационного портала «Библиотеки Удмуртии»;

Создания единого портала «Музеи Удмуртии».

Создание Интернет -сайтов: муниципальных библиотек:

2012 г. - 16 ед.;

2013 г.- 18 ед.;

2014 г.- 20 ед.;

2015 г.- 23 ед.;

муниципальных музеев:

2012 г. - 3 ед.;

2013 г. - 3 ед.;

2014 г. - 5 ед.;

2015 г. - 6 ед.

2012-2015 гг.

МКПИ УР,

Минсвязь УР

Пункт 21.

1. Правительству Российской Федерации:

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

(абз. 6) обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев

01.03.
2013 г.

Создание условий для экспонирования с государственным мемориально-архитектурном комплексе «Музей-усадьба П.И. Чайковского» передвижных выставок из ведущих российских музеев, в рамках мероприятий, посвященных 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского.

2013-2015 гг.

МКПИ УР

Реализация РЦП «Развитие информационного общества (2011-2015 годы)» в части создания виртуальной выставки произведений изобразительного искусства из фондов Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств.

До 01.01.2015 г.

МКПИ УР,

Минсвязь УР

Пункт 22.

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реали­зацию мер по поэтапному повыше­нию заработной платы работников культуры

01.08.
2012 г.

Определение подходов по поэтапному повышению заработной платы работников культуры, разработка и утверждение НПА УР, осуществление расчетов.

2012-2018 гг.

МКПИ УР,

Миннац УР,

Минтруд УР,

Минфин УР

Пункт 23.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию

01.11.
2012 г.

Разработка комплекса мер по расширению практики обмена выставками между музеями РФ и музеями УР, по работе музеев УР в вечернее и ночное время.

Ежегодное увеличение количества посещений музеев на 10%

До 01.11.2012 г.

МКПИ УР


Пункт 24.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на по­вышение эффективности реализа­ции мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профес­сионального образования, включая совершенствование методов про­фессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подго­товку специализированных про­грамм профессионального обуче­ния инвалидов с учетом особенно­стей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на созда­ние условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах

01.11.
2012 г.

Организация работы по информированию инвалидов о мероприятиях службы занятости, направленных на содействие профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов.

2012-2018 гг.

ГУГСЗН УР

Организация работы по трудоустройству незанятых инвалидов на оснащенные рабочие места, в т.ч. специальные.

Предоставление государственной услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

В 2012-2018 гг. не менее 50 чел. ежегодно

Предоставление государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных инвалидов, включая обучение в другой местности.

Профессиональная ориентация не менее 70 инвалидов ежегодно

Реализация ФГОС по программам НПО и СПО в БОУ СПО «Сарапульский колледж для инвалидов».

До 01.11.2012 г.

Минсоцзащиты УР

Организация обучения инвалидов в БОУ СПО «Сарапульский колледж для инвалидов» под конкретные заявки работодателей.

Укрепление материально-технической базы БОУ СПО «Сарапульский колледж для инвалидов» в рамках реализации РЦП «Доступная среда на 2011-2015 годы».

Предоставление субсидий в рамках реализации мероприятий ВЦП «Сохранение и создание рабочих мест для инвалидов в организациях Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», расположенных на территории Удмуртской Республики, на 2011 - 2013 годы».

2012-2013 гг.

Минпромэнерго УР

Организация работы по профессиональной ориентации в специальных (коррекционных) ОУ.

2012-2013 гг.

МОиН УР

Пункт 25.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом

20.12.
2012 г.

Формирование бюджета УР на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. с учетом бюджетных ассигнований на реализацию поручений Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 (на основании расчетов ИОГВ УР).

До 20.12.2012 г.

Минфин УР, ИОГВ УР

Пункт 27.

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

(абз. 5) доведение к 2018 году средней заработной платы препода­вателей и мастеров производствен­ного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе

01.02.
2018 г.

Определение подходов, осуществление расчетов, утверждение и реализация НПА УР по доведению к 2018 г. средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения ОУ УР НПО и СПО, работников учреждений культуры УР до средней заработной платы в УР.

2012-2018 гг.

МОиН УР,

МКПИ УР,

Минздрав УР,

Минсоцзащиты УР,

Минтруд УР,

Минфин УР

Пункт 28.

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

(абз. 6) повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессио­нального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соот­ветствующем регионе

01.02.
2018 г.

Определение подходов, осуществление расчетов, утверждение и реализация НПА УР по повышению к 2018 году средней заработной платы врачей до 200 % от средней заработной платы в УР

2012-2018 гг.

Минздрав УР,

Минтруд УР,

Минфин УР

01.02.
2018 г.

Реализация РЦП «Культура Удмуртии (2010-2014 годы)» в части:

Создания стационарной экспозиции «Природа Удмуртии»;

- создания стационарной экспозиции «Удмуртия. XX век»;

- создания ландшафтных экспозиций «Северные удмурты»;

- создания экспозиционной зоны под открытым небом на городище Иднакар.

2013-2014 гг.

МКПИ УР

Реконструкция стационарной экспозиции «Музыка, навеянная детством» в Государственном мемориально-архитектурном комплексе «Музей-усадьба П.И. Чайковского» в рамках мероприятий, посвящённых 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского.

До 01.01.2015 г.

МКПИ УР

Пункт 33.

1. Правительству Российской Федерации:

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

(абз. 8) увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов

Пункт 34.

1. Правительству Российской Федерации:

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

(абз. 9) увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей

01.02.
2018 г.

Организация спортивных, творческих, интеллектуальных и технических конкурсов, соревнований и т.д. для учащихся и молодежи.

Ежегодно

МОиН УР

Внесение изменений в Положения о проведении республиканских фестивалей и конкурсов с участием юных талантов в части дополнения в состав участников представителей общеобразовательных школ и различных детских творческих клубов и объединений.

Увеличение числа детей, привлекае­мых к участию в творческих фес­тивалях и конкур­сах:

2013-2015 гг. - до 7%;

2016-2018 гг. - до 8%

Ежегодно

МКПИ УР,

МОиН УР,

ОМСУ УР (по согласованию)

Список сокращений:

АПиП УР - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики;

БОУ - бюджетное образовательное учреждение;

ВРП - валовой региональный продукт;

ВТО - Всемирная торговая организация;

ВЦП - ведомственная целевая программа;

ВУЗ - высшее учебное заведение;

ГО УР - государственные органы Удмуртской Республики;

ГОУ ВПО - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования;

ГП - государственная программа;

ГУГСЗН УР - Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;

ГУ МЧС РФ УР - Государственное учреждение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Удмуртской Республике;

ГУП - государственное унитарное предприятие;

ГУ - государственное учреждение;

ДОСААФ - добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России;

ДЮСШ - детские юношеские спортивные школы;

ИжГТУ - Ижевский государственный технический университет;

ИОГВ УР - исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики;

КДСиДП УР - Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики;

МВД УР - Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике;

Минздрав УР - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

Минимущество УР - Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики;

Миннац УР - Министерство национальной политики Удмуртской Республики;

Минтруд УР - Министерство труда Удмуртской Республики;

Минфин УР - Министерство финансов Удмуртской Республики;

МУП - муниципальное унитарное предприятие;

МУ - муниципальные учреждения;

НПА - нормативный правовой акт;

НПО - начальное профессиональное образование;

ОМСУ - органы местного самоуправления Удмуртской Республики;

ОПОП - основные профессиональные образовательные программы;

ОУ - образовательные учреждения;

ПФО - Приволжский федеральный округ;

Роспотребнадзор УР - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Удмуртской Республике;

Ростехнадзор УР - Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Удмуртской Республике;

РФ - Российская Федерация;

РЦП - республиканская целевая программа;

РЭК УР - Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики;

СПО - среднее профессиональное образование;

УдГУ - Удмуртский государственный университет;

УР - Удмуртская Республика;

УФАС УР - Управление федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике;

УФМС УР - Управление федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике;

ФГОС - федеральные государственные образовательные стандарты;

ФОИВ - федеральные органы исполнительной власти.

* - Номер и содержание поручения Президента Российской Федерации в соответствии с приложением к поручениям Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации В. Суркова (№ ВС-П43-3786 от 04.07.2012 г.).

___________________________________

error: Content is protected !!