Форма правления государства. Форма правления: понятие и виды Все формы государственного правления

Форма правления это исторически первый элемент формы государства

Форма правления – как элемент формы государства предст собой совокупность способов организации верховной гос власти и ее распределения между центральными органами государства, которые определяют степень и характер участия народа в формировании органов гос власти.

Форма государства нам показывает, кому принадлежит власть в государстве, какие существуют в государстве верховные органы власти, как эти органы формируются, как между этими органами распределяются властные полномочия, насколько народ допущен к участию формирования этих органов. В зависимости от этих условий формы правления распределяют на две большие группы: Монархия. Республика.

Монархия – греческие корни от МОНО –одни АРХИС власть. Можно сказать, что монархия это такая форма правленая при которой вся полнота верховной гос власти формально или фактически сосредоточена в руках одного лица Монарха, который осущ эту власть как правило на осн принципов наследуемости и несменяемости.

Во главе государства стоит единоличный правитель, как правило он пользуется опр титулом (царь, шах, король, император итд), как правило монарх получает власть по наследству. Также как правило монарх осущ власть в течение неограниченного времени. Но есть исключения. Для монархии характерен сакральный (божественный) характер гос власти. Также для монархической формы правления характерен такой признака, как принцип неответсвенности монахра, это значит, что монарх как глава государства за свою деятельность ни перед кем не несет ответсвенности, ни политической ни юридической.

Виды монархии:

В зависимости от характера и полномочий можно разделить на две группы:

1. Абсолютные монархи

2. Ограниченные монархи.

Абсолютная монархия – это такая монархия, при которой вся полнота верховной гос власти и формально и фактически сосредоточена в руках монарха, т.е. он единоличный полновластный правитель. У него в руках и верховная и законодательная власть и верховная исполнительная власть, а также он является высшей судебной инстанцией государства

В абсолютной монархии наиболее ярко проявляется принцип неответственности.

Рассвет АМ приходится на 17-18 века. Если говорить о России то 18-19 века. Если говорить о современном мире то АМ в чистом виде не осталось. Хотя есть такие Монархические государство где правление приближено к АМ (Азия- Саудовская Аравия, Африка-Катар, Ватикан).

Ограниченная монархия – это такая форма правления при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью представительных органов или действием конструкционных актов.

Можно выделять сословно-представительные монархии и Конституционные монархии.

Сословно – представительная – при которой власть монарха формально ограничивается деятельностью сословно- представительного органа, который формируется либо из представительства привилегированных сословий, либо из представителей всех свободных сословий. Деятельность такого органа носит законно совещательный характер, т.е. этот орган разрабатывает законы, а принимает законы монарх, так же в прерогативе монарха входит вопрос о созыве такого органа и его роспуске. ССП относиться к периоду создания централизованного государства.

Пример Англия – парламент. Россия – земский собор, Скандинавские страны – Рейхстаги.

Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается действием конституционных актов.

Здесь две разновидности: Дуалистическая монархия. Парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия – от ДУО – два. Монархия двойственная. Такая форма правления при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов. Здесь выборный орган Парламент. Исполнительная власть принадлежит правительству которая формируется монархом и оно подконтрольно монарху. При такой форме правления монарх обладает правом абсолютного вето в отношении законов принимаемых парламентом. Абсолютный характер означает, что если монарх отклонит закон – парламент не может еще раз предлагать этот закон. Еще монарху принадлежит право роспуска парламента по собственному усмотрению. Как самостоятельная форма правления ДМ идет от феодальной буржуазной формации. Здесь результат компромисса между феодалами (монарх) и буржуазией (парламент). Феодальная власть уже не достаточно сильна, чтобы удержать власть, а Буржуазная власть еще недостаточно сильна, чтобы взять власть. (Германская империя 1870-1918гг. Австро – Венгрия в это же время. Россия – 1905-1917гг). В соврем мире НЕПАЛ.

Наиболее распространенной форме монарх правления в совр мире явл ПАРЛАМЕНТАРНАЯ монархия.

Парламентарная монархия – Здесь власть монарха и формально и фактически ограничивается действием конституц актов и деятельностью формируемого на основе этих актов выборного представительного органа – ПАРЛАМЕНТА. При такой форме правления законодательная власть сосредоточена в руках парламента, а исполнительная власть находиться в руках правительства. Причем нужно отметить, что правительство хотя и формируется монархом но по поручению парламента. При этом монарх связан волей партийного большинства парламента. Монарх при такой форме правления будучи главой государства осущ в основном межпредставительские функции. При такой форме правления действует принцип КОНТРАСИГНАТУРЫ

Контрсигнатура – акты которые издает монарх вступают в действие, только после того, как они будут скреплены подписью главы правительства или подписью соответствующего министра, т.е. того министра в сфере действия которого этот акт издается. При такой форме правления парламент контролирует не только политическую деятельность монарха, но и опр вопросы его частной жизни. Это проявляется в том, что именно парламент утверждает бюджет двора монарха, а также в большинстве парламентарных монархий именно парламент дает согласие на брак монарха. В парламентарной монархии действует принцип – Монарх царствует, но не правит, но согласно конституции монарх может обладать достаточно значительными полномочиями, вплоть до права вето или как в Швеции до права роспуска парламента, но дело в том, что такими полномочиями в силу многих конституц оговорок монарх воспользоваться не может. Такие полномочия называются СПЯЩИМИ. Пример. Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония, Голландия итд.

Есть монархии, которые не вписываются в классическую схему и они называются НЕТИПИЧНЫМИ МОНАРХИЯМИ. К числу их относят:

Выборные монархии

Коллегиальные монархии

Патриархальные монархии

Выборные монархии – при которой М власть получает не по наследству, а избирается. Пример Малайзия здесь Султан Малайзии избирается султанами из их числа.

Коллегиальные монархии – Объединенные Арабские Эмираты – Верховным органом гос власти явл совет Эмиров и этот совет Эмиров выступает в качестве коллективного главы государства. Для организации работы этого совета эмиров избирается верховный эмир и избирается он на опр срок.

Патриархальная монархия – Свазиленд. Здесь уровень социального развития у государствао Свазиленд недалеко ушел от первобытного- общинного строя и поэтому главой здесь становиться вождь.

Термин Республика имеет латинские корны РЕС – дела Публика – общие.

РЕСПУБЛИКА – дело общее дело народа – ЦИЦЕРОН.

Республика это такая форма правления, при которой органы верховной гос власти формируются на основе принципов выборности, срочности, и сменяемости. Такие органы избираются населением, избираются они на определенный срок, по истечению срока происходят новые выборы и смена состава.

В совр мире Республиканская форма правления явл самой распространенной и 4/5 государств в мире явл республиками.

В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и контроля за деятельностью этих органов Республики подразделяются:

Президентские

Парламентарные

Смешанные

Президентская республика – здесь президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Именно исп власти, а не правительства, В классической президентской республики орган правительство отсутствует, функции правительства осущ администрация президента. Пример США.

Здесь народ выбирает и президента и парламент. Правительство формируется президентом независимо от партийного состава парламента. При такой форме правления в наиболее жесткой и последовательной форме реализуется принцип разделения властей, действует жесткая система противовесов. При этой форме правления президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов принимаемых парламентом, но он не может распустить парламент, в тоже время парламент при такой форме правления, в соотв с опр жесткой процедурой может отрешить президента от должности посредством осущ процедуры импичмента.

Кроме США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.

Парламентарная республика

ПР называется такая республиканская форма правления при которой правительство формируется парламентом и в своей деятельности правительство подочетно и подконтрольно парламенту. Здесь народ избирает только один орган гос власти, а именно парламент. Пост президента может быть предусмотрен, а может быть и не предусмотрен конституцией. Если пост президента Конституцией не предусмотрен, то функции главы государства будет осущ глава правительства. Если пост президента предусмотрен, но по правилу президент избирается не народом, а парламентом, либо спец расширенной парламентской комиссией

Правительство при такой форме правления формируется президентом по поручению парламента и главой правительства будет лидер парламентского большинства.

При такой форме правления президент осущ в основном представительские полномочия, т.е. как глава государства он представляет собой???. При такой форме правления у президента есть право роспуска нижней палаты парламента, либо парламента в целом, если парламент явл однопалатным.

Большинство государств с парламентарной формой правления находятся в Европе – Италия, ФРГ, Австрия.

Государство, его функции.

Богбаз10, §21, 232 – 233; Богпроф11, §17.

3.1. Происхождение государства :

Теологическая теория;

Патриархальная теория рассматривает власть государства как продолжение отцовской власти в семье (Аристотель, Конфуций);

3) договорная теория (теория общественного договра) возникла в XVII – XVIII вв. во времена английской, американской и французской революций (до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии);

Психологическая теория (Петражицкий) объясняет появление государства особыми свойствами человеческой психики, стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы веровать и подчиняться;

Согласно органической теории (Ратцель, Челлен) государства, подобно людям, являются чувствующими и мыслящими существами;

6) классовая теория (Маркс, Энгельс, Ленин): государство – машина для поддержания господства одного класса над другим;

7) теория насилия (государство есть результат завоевания).

3.2. Признаки государства :

1) особая публичная власть, которую осуществляет слой людей, наделённых государственно-властными полномочиями;

Территориальная организация населения;

Суверенитет (независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне;

Монополия государства на издание законов и других правовых актов, обязательных для всего населения;

5) сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.

Государство – центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обладающая монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (государственного аппарата).

3.3. Функции государства:
1) внутренние (консолидация общества, регулирование экономики, защита политической системы, поддержание общественного порядка, создание и реализация законов, духовно-идеологическая деятельность, регулирование социальных отношений);

2) внешние (защита интересов общества на международной арене, оборона страны или экспансия, взаимовыгодное сотрудничество, участие в решении глобальных проблем, миротворческие акции).

3.4. Классификация государств:

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства и ее элементы

Понятие формы государства

От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме , типе.

Понятие формы государства включает одновременно понятие «формы» и «содержания», которые раскрываются в философских концепциях.

Форма – внешнее выражение содержания предмета, его внешние пространственные и временные границы.

На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука дер­жала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из извест­ных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.

Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием, материей не только в юриспруденции, но и в космологии (признание трансцендентного ума) и в антро­пологии (признание «отделимости» и бессмертия высшей духов­ной способности - души). «Forma dat esse rei» - «форма дает бытие вещи» - считали римские юристы.

Римские юристы полагали, что именно форма дает бытие вещи. Форма есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна. Так, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникает из ее формы.

Марксистская философия выдвинула тезис о диалектическом единстве формы и содержания. При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма – ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие.

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых , это определенный порядок образова­ния и организации высших органов государственной власти и уп­равления. Во-вторых , это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений цент­ральной, региональной и местной властей. В-третьих , это при­емы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (го­сударственного, политического) режима.

Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:

а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);

б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);

в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический.

Указанное понимание формы государства сложилось не сра­зу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиле­ния интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитичес­ком пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое сегодня входит 12 его участников - бывших союзных республик.


Форма правления
– 1) тип организации верховной власти в государстве, 2) порядок взаимоотношений между высшими органами власти: монархия (абсолютная и ограниченная=конституционная (дуалистическая и парламентская) и республика (президентская, парламентская, смешанная)
.

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государ-ственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимо-отношения этих органов друг с другом.

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).

Разновидности формы правления

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления - монархию и республику.

Монархия

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (monos - один, единый и arche - главенство, власть).

Признаки монархии

1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.

2. Монарх осуществляет единоличное правление.

3. Власть монарха объявляется священной,

4. Монарх формально независим в своей деятельности.

5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.

Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными традициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.

Виды монархий

В теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархии .

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV).

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области . Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.

Признаки дуалистической монархии

1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя - назначается монархом.

2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная (конституционная) монархия

При парламентарной монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в конституционной монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.

Как разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно светским главой государства (Ватикан).

Абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман) дуалистическая (Россия (1906-1917), Иордания, Кувейт) парламентская (Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Испания, Япония):

1) принадлежность законодательной власти : законодательная власть принадлежит монарху разделена между парламентом и монархом парламенту ;

2) осуществление исполнительной власти : исполнительную власть осуществляет монарх то же самое формально – монарх, фактически – правительство ;

3) назначение главы правительства : главу правительства назначает монарх то же самое –формально – монарх, но с учётом итогов парламентских выборов ;

4) : правительство ответственно перед монархом –то же самое– перед парламентом ;

5) право роспуска парламента : парламента нет монарх обладает неограниченным правом роспуска парламента монарх может распустить парламент по рекомендации правительства;

6) право veto монарха на решения парламента : парламента нет – абсолютное право veto на решения парламента предусмотрено, но не используется ;

7) чрезвычайно-указное законодательство монарха : указ монарха имеет силу закона только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется.
Нетипичные формы монархии :

1) выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов);

2) коллективистская монархия в ОАЭ (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов);

3) монархии Британского Содружества – Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британский монарх, представленный генерал-губернатором, но реальная власть находится в руках правительства).

Республика

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».

Признаки республики

1. Наличие высших выборных органов власти.

2. Возможность участия граждан в управлении делами государства

3. Разделение властей.

4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

Виды республик

Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими.

Республиканская форма правления известна человечеству достаточно давно и отмечалась в различные исторические периоды:

≈ Афинская демократическая - Афины V-IV вв. до н.э.

≈ Римская аристократия - Рим V-II вв. до н.э.

≈ Спартанская аристократическая - Спарта V-IV вв. до н.э.

≈ Средневековая - Города – Республики: Венеция, Новгород, Союз немецких торговых городов Ганза

Парламентская республика

В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо - президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

Признаки парламентской республики

1. Верховенство власти парламента.

2. Правительство формируется Ставленником партии, победившей на парламентских выборах.

3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.

В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д.

Президентская республика

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

Признаки президентской республики:

1. Президент назначает правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.

2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.

4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.

5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны.

Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.

В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики.

Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики .

Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958г. По инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике. Президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом и парламентом.

В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.

В современном мире существуют и нетипичные виды республик . Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имеет (Заир, Малави).

Президентская республика (США, страны Латинской Америки) – смешанная (Франция, Россия???) – парламентская (Италия, Индия, ФРГ):

1) наличие премьер-министра : глава государства = глава правительства – глава государства ≠ глава правительства – глава государства ≠ глава правительства ;

2) порядок избрания президента : президент избирается всенародным голосованием – президент избирается всенародным голосованием – избирается парламентом;

3) порядок формирования правительства : президент формирует правительство при определённом парламентском контроле – правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах партии и должно получить вотум доверия парламента – правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии ;

4) ответственность правительства : правительство ответственно перед президентом – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом (вотум недоверия парламента правительству невозможен) – парламент может вынести вотум недоверия правительству, что влечёт за собой отставку правительства;

5) право президента на роспуск парламента : у президента отсутствует право роспуска парламента – президент может распустить парламент – президент может распустить парламент;

6) объём полномочий президента : полномочия президента велики, он не только глава государства, но и глава исполнительной власти – полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством – полномочия президента минимальны.

Соотношение типа государства и формы правления

Государство каждого типа может принимать различные формы. Например, для рабовладельческого типа государства были характерны как деспотическая монархия, так и полисные республики; для буржуазного типа – все виды республик и ограниченные монархии.

Следует отметить, что некоторые формы правления присущи только конкретному историческому типу государства: сословно-представительная монархия – только феодальному, а парламентская монархия – буржуазному. Также важно и то, что некоторые типы государств не могут воплощаться в определенные формы. Так, рабовладельческое государство не может существовать в форме ограниченной монархии с общенациональным парламентом, а социалистическое – в форме монархии.

Таким образом, четкого соотношения между формой правления и типом государства не существует, но нельзя опровергнуть наличие фактов, которые предопределяют конкретную форму государства. Среди всех фактов наиболее четко выделяют:

а) уровень социально-экономического развития. Например, складывание абсолютной монархии в эпоху феодализма объясняется развитием в его недрах капиталистических отношений. В условиях примерного равновесия сил между дворянством и буржуазией монархия получает возможность проводить самостоятельную политическую линию, лавируя между классами;

б) соотношение классовых сил. В тех странах, где буржуазные революции одержали решительные победы, устанавливалась республика (Франция, США), а там, где борьба буржуазии с феодалами завершилась компромиссом, сохранялась монархическая форма правления (Англия, Япония, Голландия);


Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти .

От нее зависит, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Форма государства складывается их 3 элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две формы государственного правления: монархию и республику (рис. 5).

Монархия (от греч. mono arches – единовластие) – форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти.

2. Династическое наследование верховной власти.

3. Пожизненная принадлежность власти монарху.

4. Независимость монархической власти по ее природе от личных достоинств и качеств государя, восприятие ее как атрибута престола, передаваемого по наследству.

Существует неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная) монархия.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Абсолютные монархии не являются единоличными диктатурами. Властвование монарха ограничено в этом случае обычаями, религиозными и этически предписаниями, требованиями церемониала, т. е. имеет традиционный характер. Все эти ограничения выступают в качестве морального долга монарха, их нарушение не влечет юридической ответственности.

В настоящее время абсолютная монархия практически не встречается, за исключением нескольких государств (Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Кувейт, Бруней). Некоторые из этих стран имеют конституции, в которых зафиксировано, что вся полнота власти принадлежит монарху. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но их решения нуждаются в обязательном утверждении монархом.

Форма государства

Форма правления

Монархия

Республика

Абсолютная

Ограниченная

(конституционная)

Президентская

Парламентская

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная

(президентско-парламентская)

Рис. 5. Формы правления.

Ограниченная (конституционная) монархия предполагает ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. Судебная власть также принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Монарх имеет право абсолютного вето на законы, поэтому говорить здесь можно только об урезанном разделении властей. Монарх может также издавать указ, имеющий силу закона, и может распустить парламент, заменяя тем самым дуалистическую монархию на абсолютную.

Дуалистическая монархия – это переходная форма между абсолютной и парламентской монархиями, поэтому многие дуалистические монархии эволюционируют в парламентские.

Парламентская монархия является наиболее распространенной в странах современного мира. Она существует обычно в демократических высокоразвитых государствах, где реально разделена власть при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.

В таких государствах главой остается монарх, который не обладает реальными самостоятельными полномочиями по управлению страной. Полномочия главы государства носят преимущественно представительский, церемониальный характер. Несмотря на отсутствие у него реальных властных полномочий, монарх все же оказывает определенное влияние на политические процессы в качестве своеобразного арбитра.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху (Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия, Япония и др.).

Выполняя различные общественные функции морального характера, монархия может сохранять важную политико-правовую роль. Прерогативы монарха являются символом единства государственного суверенитета. Фигура монарха как бы сосредоточивает в себе ключевые властные полномочия, делегируемые государству высшим сувереном – народом. А исполнение тех или иных властных полномочий происходит уже независимыми друг от друга ветвями власти, действующими на основании прерогатив Короны или наряду с ними.

Главенствующей формой правления в современном мире является республика. Исторически она возникла гораздо позже монархии. Если монархия отражала представление о власти как феномене высшей, божественной природы, то республиканизм стал наиболее логичным выражением теории общественного договора. Источником власти, сувереном в этом случае рассматривается народ, а все органы власти являются производными от его воли.

Республика (лат. res publika – общее дело) – форма государственного правления, в которой органы власти формируются по принципу их выборности народом; высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.

Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты:

1. Производность государственной власти от суверенитета народа.

2. Выборность высших органов государственной власти, коллегиальный, коллективный характер их деятельности.

3. Наличие выборного главы государства.

4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.

5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.

Выделяют президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские или полупрезидентские) республики. Их ключевые различия определяются не только конфигурацией высших государственных органов и границами их прерогатив. Каждая из республиканских форм правления предполагает определенный стиль осуществления властных полномочий, степень элитарности государственного управления, его централизации (децентрализации), наличие сдерживающих механизмов, защищающих гражданское общество от возможного политического диктата со стороны государства, их жесткость или формализованность, локальность.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства) (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

Устройство президентской республики характеризуются следующими чертами.

1. Законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков), т. е. одна власть не может быть избрана другой.

2. Президент одновременно является главой государства и правительства (должность премьер-министра отсутствует). Он обладает правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

3. Реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей – на основе «сдержек и противовесов», включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).

4. Сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

      президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

      имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству;

      имеет право вето на законы, принятые парламентом;

      по должности является главнокомандующим;

      является главой правящей партии и руководствуется в политике ее курсом.

Парламентская республика – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту.

Парламентская республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления с ведущей ролью парламента. Избираемый на основе всеобщего прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, он обладает верховенством в системе разделения властей. Сильный парламент может в наибольшей степени «оттягивать» на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее «сильную», нежели президентская республика (например, «канцлерская республика» в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы парламентская республика может стать символом политически «слабого», конфликтного государства (Италия).

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами.

1. Преобладание принципа верховенства парламента, в том числе в системе разделения властей.

2. Политическая ответственность правительства перед парламентом, что, в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия правительству в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), министру.

3. Премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий самую крупную фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой; право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия.

4. Президент как глава государства избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т. е. не избирается на основе прямых выборов.

5. Президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля деятельности правительства и его состава.

Особенности полномочий президента:

      президент может распускать парламент и назначать внеочередные выборы в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству;

      имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством;

      не имеет права вето на законы, принятые парламентом;

      представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

      в своей деятельности не зависит от партий;

      не может уволить главу правительства; по рекомендации главы правительства может увольнять членов правительства;

      играет роль политического арбитра, координатора деятельности государственных органов и посредника между ними в случае возникновения конфликта.

Парламентский режим функционирует стабильно в том случае, если большинство в парламенте имеет одна политическая партия или устойчивый блок близких по взглядам и целям политических партий.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает черты парламентской и президентской (Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.).

Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив в области контроля над правительством:

      кто назначает состав кабинета – президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию;

      кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству – исполнительной или законодательной власти;

      каковы юридические последствия такого вотума – обязанность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума.

Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Суть полупрезидентской модели сводится к сильной президентской власти в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентской республике. Президент здесь может при определенных обстоятельствах распустить парламент, а парламент вправе выразить недоверие правительству. Президент имеет широкий круг полномочий, который дает ему возможность активно вторгаться в политическую жизнь государства.

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика . Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства в непосредственном управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.

В современном мире существует около 200 государств. Принципы правления в них далеко не одинаковы. Во главе одной страны стоит президент, в другой все важные вопросы решает парламент, а где-то на верхушке власти стоит султан или король. Какие виды управления государством существуют? Чем они отличаются друг от друга?

Формы правления государства: понятие и виды

У каждого государства есть определённый механизм, модель, согласно которой осуществляется контроль и управление обществом. Одним из элементов этой модели является форма правления. Она определяет, кому принадлежит власть в стране. Существует два основных вида гос. управления: монархический и республиканский. Первый представляет собой систему, где во главе стоит единственный правитель, или монарх. Его могут называть королём, султаном, царём и т. д., но суть от этого не меняется.

В республике власть представлена специальными выборными органами, состоящими из большого количества людей. Источником власти в таком случае выступает не монарх и его воля, а народное большинство. Оба вида правления очень древние. Монархия существовала в Древнем Египте, Китае, Японии и т. д. Примером другого вида может служить Афинская демократия и Римская республика. Иногда одно государство объединяет черты обеих форм. Такие виды правления называют гибридными, или смешанными.

Монархия

При монархическом правлении власть полностью или же частично принадлежит одному лицу. В зависимости от особенностей структуры государства, пост главы передается по наследству. Монарх считается олицетворением своей нации. В большинстве случаев он занимает должность пожизненно и передает её потомкам. В своих решениях он остается независимым, а принятие государственных происходит только по его воле.

Монарха нередко отождествляли с Богом или Его посланником, который руководствуется волей Всевышнего. Благодаря этому глава страны был неприкасаемым, а его приказы выполнялись безоговорочно. При таком виде правления высшее государственное лицо не зависит от народа и отдалено от него. В случае недовольства (при традиционной монархии) у населения практически нет рычагов давления. Повлиять на суверена зачастую можно лишь бунтами, восстаниями, забастовками.

Виды монархии

В мире существует около 44 монархий. Этот вид правления в государстве поддерживается в основном в Европе (Великобритания, Дания, Лихтенштейн, Швеция) и Азии (Бруней, Кувейт, Катар и т. д.). Но по своей структуре монархии тоже бывают разные:

  • абсолютные;
  • конституционные;
  • теократические.

При абсолютной монархии власть в полной мере принадлежит суверену. Он сам назначает правительство и принимает все важные решения. Такая форма близка к диктатуре и сейчас действует в Омане, Брунее, Свазиленде, Саудовской Аравии и Катаре.

Теократия - редкий тип правления, который сейчас действует в Ватикане. При ней монарх является главой не только правительства, но и духовенства. Считается, что все решения принимаются по указанию Господа.

В конституционной монархии власть суверена ограничивается традициями, правовыми нормами или конституцией. Она бывает парламентской (Великобритания) или дуалистической (Иордания, Марокко). В первом случае монарх является лишь представительным лицом, а решение принимает парламент, во втором монарх тоже обладает определёнными полномочиями.

Республика

В республике глава правительства, президент, не наследует власть. Он избирается народом или назначается выборными организациями (парламентом, радой и т. д.) на определённый срок. При таком виде правления население обладает политическими правами и личной свободой. Республику часто отождествляют с демократией, но это ошибочно. Тем не менее главным источником власти в ней является народ. Правительство несёт юридическую ответственность, оно подотчётно гражданам, и его действия должны соответствовать их воле.

Если власть не соответствует ожиданиям населения, народ имеет официальные рычаги давления на неё, а также может потребовать смены правящего аппарата. Все выборные органы в республике обладают определённым сроком полномочий.

Виды республик

В прошлом преобладал монархический вид правления, но сейчас большинство стран - республики. Всего их насчитывается около 140. Среди них выделяют:

  • президентские;
  • парламентские;
  • смешанные.

В президентской республике (США, Камерун, Кот - д " Ивуа́р , большинство латиноамериканских государств) главная роль принадлежит президенту. Он избирается народом, является главнокомандующим военных сил и представительным лицо страны на мировой арене. Президент формирует правительство, подает законопроекты в парламент и утверждает их. Раньше срока сместить его с поста парламент может при помощи импичмента.

В парламентской республике президент обладает меньшими полномочиями. Главу государства, как правило, выбирает парламент или специальный орган. Президент является лишь представительным лицом, вся реальная власть принадлежит парламенту. Правительство также подконтрольно ему, а не главе страны. Среди современных парламентских республик находится Австрия, Турция, Швейцария, Суринам, Ботсвана.

Принципы смешанных республик отличаются в разных странах. Главной их чертой является взаимная подотчётность парламента и президента. Они контролируют действия друг друга. Парламент может предъявить главе правительства вотум недоверия, а тот, в свою очередь, имеет право распустить парламент.

Гибридные виды правления

Среди смешанных форм правления выделяют:

  • республиканскую монархию;
  • монархическую республику.

К первому типу относятся, например, ОАЭ и Малайзия. По структуре такие страны являются федерациями и состоят из нескольких равноправных образований (республик, штатов и т. д.). Их главы, монархи, могут быть избраны на пост верховного правителя государства. Как правило, срок полномочий монарха строго ограничен (в ОАЭ и Малайзии - 5 лет).

Туркменистан, Казахстан, Гамбия, КНДР являются суперпрезидентскими, или монархическими республиками. Номинально в этих странах существует принцип разделения ветвей власти, но в реальности он не соблюдается. Их главы обладают неограниченной пожизненной властью. Они могут избираться или перенимать пост по наследству, но обычно без участия народа.

Форма правления - структура и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Главным определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный в монархических государствах) .

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, распределение компетенции между ними и порядок их образование.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

  • - как создаются высшие органы государства, и каково их строение
  • - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами
  • - как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны
  • - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

  • - монархические (единоличные, наследственные)
  • - республиканские (коллегиальные, выборные).

В конечном счете, характер формы правления зависит от типа общества. Монархия представляется естественной формой правления в обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии (например, государства восточных деспотий, основанных на азиатском способе производства). Республиканская форма правления характерна для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами-собственниками.

Л. И. Спиридонов выделяет форму правления тоталитарного государства, как отдельный вид формы правления: «Поскольку особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства . Однако далее он говорит: «Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики». Представляется более правильным отнести, все же, такие государства к нетрадиционным формам республиканского правления.

Монархия. Монархия - форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха; власть монарха передается в порядке престолонаследования .

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

  • - существование единоличного носителя верховной власти - монарха, пользующегося, как правило, своей властью пожизненно (фараона, царя, короля, императора, шаха, эмира, великого князя)
  • - наследственный порядок преемственности верховной власти, регулируемый обычаем или законом о престолонаследовании
  • - представительство государства монархом по своему праву, не производному от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим и тому подобное)
  • - деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно
  • - монарх не избирается народом
  • - монарх не может быть принудительно смещен с должности, за исключением случаев революции, переворота
  • - юридическая безответственность монарха, как главы государства.

Являясь отличием монархии от всех других форм правления, эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются довольно редко. Например, из ста девяти царствовавших императоров Византии, семьдесят четыре были убиты, во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце по праву захвата, а не по наследству. Патриарх Полуевкт при коронации императора Цхимисхия провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Назначали и смещали императоров и римские легионеры.

История государственности по преимуществу была историей монархии. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества, при феодализме она стала основной формой государственного устройства, а в буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков монархий. В Европе: Бельгия, Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и северной Ирландии), Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция; микрогосударства - Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако. В Азии: Бахрейн, Бруней, Бутан, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония. В Африке: Лесото, Марокко, Свазиленд. Ряд монархий находится в Океании (Тонга, Фиджи, иные островные государства) Монархиями являются также: Австралия, Канада, Новая Зеландия. Главой данных государств является монарх Великобритании.

Монархия может быть:

  • - неограниченной (абсолютной)
  • - ограниченной (конституционной).

Разновидностью ограниченной монархии являются:

  • - дуалистическая
  • - парламентарная.

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой монарх обладает неограниченной властью, верховная государственная власть по закону всецело принадлежит только ему.

По формуле Петровского Воинского устава, государь -- «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». В Своде законов, введенном в действие в 1835 году, идея самодержавной власти была сформулирована так: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий и зарождением буржуазных отношений. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата, ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы и получает юридическое закрепление. Тем не менее, оно по-прежнему имеет принудительную направленность.

Абсолютная монархия играла в течение известного времени положительную роль в мировом историческом процессе. Но довольно быстро она уступила место более прогрессивным формам государственности.

В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

Ограниченная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом. Монарх же изменить конституцию не в праве.

Как форма правления, ограниченная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она до настоящего времени не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и другие).

Ограниченная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Дуалистическая монархия - промежуточный, переходный вариант от абсолютной монархии к парламентской.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Власть монарха ограничена, но незначительно. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

  • - наличие, наряду с монархом, иных высших органов государственной власти - парламента и правительства
  • - назначение членов парламента либо одной из его палат монархом
  • - назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом
  • - монарх выполняет функции реального главы государства.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.

Дуалистические монархии были распространены в конце XIX - начале XX веков в период буржуазно-демократических революций. В это время монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки.

Примерами дуалистической монархии сегодня являются Кувейт и Непал. До 1990 года эти государства являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (война Кувейта против Ирака совместно с международными силами в 1991 году, народное восстание в Непале в 1990 году) в них начались демократические реформы. На сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных монархий к дуалистическим.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • - наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти - парламент, правительство
  • - парламент избирается народом
  • - правительство формирует партия, получившая большинство голосов на выборах в парламент
  • - правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
  • - имеет место разделение властей
  • - монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальных характер - принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и так далее
  • - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует
  • - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом.

В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция. К таким монархиям относится также и Япония.

Нетрадиционные монархии являются особой разновидностью монархий. Это Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия.

Объединенные Арабские Эмираты состоят из нескольких монархий - Эмиратов (Шарджи, Дубай и другие). Во главе Эмиратов стоят эмиры, каждый из которых по очереди становится верховным эмиров ОАЭ.

Малайзия состоит из монархий и республик. Главы монархий избирают из своего числа общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

В историческом разрезе монархии подразделяются на восточно-деспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные, к которым относятся раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности, сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в Испании - кортесами и тому подобное) .

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

Республика. Республика - (от лат. Res publica - общее дело.) - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями .

Это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

  • - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти
  • - осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа
  • - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом
  • - обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике, все государственные органы которой, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, имевших право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

По мере развития общественной жизни республиканская форма видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Основными видами республик являются:

  • - парламентская
  • - президентская
  • - смешанная (парламентско-президентская).

Парламентская республика - одна из современных форм государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, располагающим большинством голосов в парламенте. За свою деятельность правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. У власти оно остается до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае получения вотума недоверия, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью в подобных республиках является назначение парламентом главы государства. Глава государства, как правило, избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Не будучи лидером партии, победившей на выборах, он лишен возможности направлять правительственную деятельность. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках различается. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права. Это характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и так далее.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Обычно, это лидер партии, победившей на выборах. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство правомочно осуществлять управление государством, лишь, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешнеполитические вопросы, в том числе и оборонные.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, реально обеспечивающую демократизм общественной жизни, свободу личности, создающую справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию, Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - также одна из современных форм государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

  • - президент избирается народом или коллегией выборщиков и независим от парламента
  • - президент возглавляет правительство
  • - правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом
  • - полномочия главы государства намного шире, чем в парламентарной республике
  • - президент играет ключевую роль в осуществлении власти в стране
  • - президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. Конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны через коллегию выборщиков путем косвенных выборов. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в Конгрессе (парламенте). Правительство формируется победившим на выборах президентом, как правило, из лиц принадлежащих к его партии.

Президент наделен и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, имеет право вето на законы, имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть. Наравне с ней по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

Смешанная (парламентско-президентская) республика - такая республика, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом.

Основные признаки смешанной республики:

  • - в стране имеются одновременно «сильный» президент и «сильный» парламент
  • - президент избирается всенародным голосованием, но главой правительства не является
  • - наряду с президентом предусмотрена должность главы правительства, также наделенного широкими полномочиями
  • - и президент, и парламент участвуют в формировании правительства
  • - правительство ответственно, как пред президентом (отставка), так и перед парламентом (вотум недоверия).

Примерами парламентско-президентских республик являются Российская Федерация, Франция и Украина.

Нетрадиционные республики - республики, не вписывающиеся в приведенную выше схему.

Примерами таких республик можно привести советские республики, народно-демократические республики, возникшие после второй мировой войны и очень близкие по своей сути к советским.

Отличительными чертами таких республик являлись:

  • - главной политической силой общества являлась правящая коммунистическая партия, составляющая ядро политической системы и играющая руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны
  • - совпадение вождя партии и главы государства в одном лице
  • - стремление вождя к пожизненному сохранению своих политических постов (в некоторых странах даже намечалась тенденция к наследственной передаче власти, например, в КНДР)
  • - наделение главы государства диктаторскими полномочиями
  • - формальный характер выборов партийных и государственных органов
  • - повышенная роль партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни
  • - отсутствие юридической ответственности главы государства и партии.

Такие республики предполагали функционирование тоталитарного политического режима.

Исторического опыт функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В этом случае власть была в состоянии, для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими - политическими - средствами, обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов. Поставленные цели успешно достигались, если власти действовали по принципу «результат любой ценой!». Этот тип правления оказывается малоэффективным, когда общество вынуждено развиваться интенсивно, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом «верху», органически присущая ему, исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько-нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей. При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра отступали на второй план действие таких, вообще говоря, существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и так далее.

Монархия и республика, как формы правления, доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. Именно в названные формы, по сути дела, облекаются все государства.

error: Content is protected !!