Субъекты рф имеют. Общая характеристика субъектов РФ. Виды субъектов РФ. Сколько субъектов насчитывается в РФ

Конституции РФ):

    • республик;
    • краев;
    • областей;
    • городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
    • автономной области;
    • автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста-навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны-ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи-ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци-ей РФ, изменения гл. 3 - 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек-ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные .

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  3. выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  8. Каждый субъект РФ имеет свою , которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Общая характеристика субъектов РФ

Принципы определения полномочий органов государствен-ной власти субъекта РФ достаточно просты:

    1. по предметам ведения субъ-ектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
    2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными закона-ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
    3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, из-даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак-тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право-вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ-ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и , нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле-нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу-ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Подробнее о равноправии субъектов РФ

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Феде-рального Собрания (по два представителя от каждого субъек-та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи-телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле-ны государствами, в то время как все другие субъекты такого ста-туса не имеют и могут рассматриваться только как государствен-ные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законода-тельными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как госу-дарственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения , которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешивать-ся в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего мно-гонационального народа России, в том числе всех субъектов Фе-дерации. Последние представлены в , а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государствен-ной власти Федерации они осуществляют правовое регулирова-ние и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осущест-влять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федеральною закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесяч-ный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения РФ и совме-стного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государст-венной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъек-тами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную . Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответст-вовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по во-просам исключительного ведения субъектов Федерации приори-тет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следо-вательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу ис-ключительного ведения субъектов РФ.

Отдельные полномочия органов госу-дарственной власти субъекта РФ могут быть временно возложе-ны на федеральные органы государственной власти или должно-стных лиц, назначаемых федеральными органами государствен-ной власти.

Подробнее

Это может произойти в случаях, если:

    1. в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез-вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с фе-деральным законом (решение принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
    2. возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная за-долженность по исполнению долговых или бюджетных обяза-тельств, определенная в порядке, установленном Бюджетным ко-дексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъ-екта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финан-совая администрация);
    3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре-доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель-ным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение при-нимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, долж-ны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведе-ния переговоров и использования иных согласительных проце-дур. В случае необходимости стороны договора, соглашения мо-гут создавать согласительные комиссии.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему , в кото-рую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъ-ектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъек-тов РФ как бы образует собственное конституционное право, ко-торое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Одна-ко требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, нахо-дились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъек-тов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам госу-дарственной власти соответствующего субъекта РФ дополнитель-ные права и льготы в области таможенного регулирования, тран-зита товаров, налогов, режима инвестиций и предприниматель-ской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образова-ниям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ - нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (раз-деления властей, правового социального государства и др.). Про-верку соответствия конституций, уставов, законов и иных норма-тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осущест-вляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о ком-петенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими го-сударственными органами последних.

Субъекты Федерации обладают своей территорией , которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности органов государствен-ной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственно-сти субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а так-же имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение кото-рых относится к полномочиям по совместному ведению и осуще-ствляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопро-сов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конститу-ционные требования, которые они при этом должны соблюдать:

  1. система орга-нов власти должна соответствовать основам консти-туционного строя РФ (разделение и самостоятельность трех властей: законода-тельной, исполнительной и судебной);
  2. система орга-нов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов госу-дарственной власти, установленных федеральным законом.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи . Однако их международная право-субъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ста-вить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубеж-ные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономиче-ские связи субъектов Федерации.

Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, прини-мая долговые обязательства и обязательства по их реструктуриза-ции. Эти соглашения не являются международными договорами. Федеральный закон «О координации международных и внешне-экономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовыва-лись с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы государственной власти не несут от-ветственности по соглашениям об осуществлении международ-ных и внешнеэкономических связей, заключенным органами го-сударственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государст-венной власти иностранных государств с согласия Правительст-ва РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеютсяофициальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регист-рируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Прави-лами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граж-дан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной под-держки населения, культуры.

Конституцией РФ определен статус субъектов Федерации. Субъекты РФ равноправны, но все же имеют некоторые особенности в правовом статусе.

Перечень субъектов РФ дан в ст. 65 Конституции РФ. Как уже было отмечено, субъекты, входящие в состав Российской Федерации, могут быть распределены на три группы в зависимости от сочетания национального и территориального начал при их формировании, а также особенностей статуса: 1) республики (государства); 2) автономная область или автономные округа (национально-государственные или автономные образования); 3) края, области и города федерального значения (территориально-государственные образования). Российская Федерация включает в свой состав субъекты с разным конституционно-правовым статусом, что позволяет считать Россию ассиметричной федерацией .

Республики отличаются по своему статусу от иных субъектов прежде всего тем, что признаны на конституционном уровне государствами (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66) и обладают всеми его признаками, кроме суверенитета, имеют свою Конституцию, принимаемую ими самостоятельно, законодательство, свой государственный язык, используемый наряду с русским . Как и остальные субъекты Федерации, они имеют систему республиканских органов государственной власти, другие атрибуты государственной власти.

Автономная область и автономные округа являются национальногосударственными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ, уставом (по своей юридической природе он идентичен конституциям республик), принимаемым каждым субъектом самостоятельно. Отдельные положения устанавливаются и федеральным законом об автономной области или автономном округе, который может быть принят по представлению законодательных или исполнительных органов данных субъектов (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Федеральная Конституция определяет также, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти данных субъектов (ст. 66). Некоторые автономные округа, непосредственно находясь в составе Российской Федерации, входят еще в состав других субъектов РФ (например, Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области). В составе Российской Федерации имеются две области, отделенные от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России Татарским проливом, Калининградская область – территорией иностранных государств.

Территориально-государственные образования , хотя и созданы по территориальному признаку, но обладают сходным правовым положением с автономными образованиями. Однако в отличие от последних их статус определяется только Конституцией РФ и уставом, принимаемым образованием самостоятельно, создания специального федерального закона (как для автономии) Конституцией РФ для них не предусмотрено.

Вместе с тем проявлением принципа равноправия субъектов РФ является наличие еще целого ряда общих характеристик их статуса, которые указывают одновременно на их самостоятельность как особых государственных образовании.

1. Конституция РФ, с одной стороны, определяет единство правовой основы Федерации, обязанность субъектов следовать в своей правотворческой деятельности федеральному законодательству, принятому по вопросам ведения Российской Федерации (ст. 4 и 76), а с другой стороны, в той же ст. 76 определена возможность самостоятельного правотворчества в сфере, находящейся за пределами ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 4).

Таким образом, субъекты Федерации имеют правовые возможности для самостоятельного создания конституций (уставов) и своего законодательства.

  • 2. Невозможно изменить статус субъектов без их согласия (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).
  • 3. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают и изменяют свое наименование. Новое наименование субъекта РФ включается в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ.
  • 4. Субъекты РФ вправе иметь собственную символику: герб, гимн, флаг, столицу (республики) или административный центр (иные субъекты).
  • 5. Субъекты РФ обладают собственной территорией. Территория субъекта РФ может быть изменена только с его согласия. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Такое изменение подлежит утверждению Советом Федерации. Субъекты РФ в соответствии с федеральным законодательством самостоятельно устанавливают административно-территориальное устройство своей территории.
  • 6. Государственная собственность в Российской Федерации подразделяется на федеральную и собственность субъектов РФ. Однако субъекты РФ не вправе объявить исключительно своим достоянием землю, иные природные ресурсы и иные материальные объекты на том основании, что они расположены на территории субъекта РФ .

В то же время важно отметить как момент самостоятельности субъектов РФ то, что они имеют свою собственность, свой бюджет (и имущество территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Федерации).

  • 7. Субъекты РФ имеют свою систему органов государственной власти, которую согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) устанавливают самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким законом является уже упоминавшийся Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Здесь стоит упомянуть о некоторых основных конституционных правилах, которые предопределяют порядок создания и деятельности органов масти субъектов РФ. Они являются общими для всех видов субъектов Федерации:
  • 1) субъекты не вправе создавать какие-либо чрезвычайные органы или органы, не соответствующие республиканской форме правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) и принципу разделения властей (ст. 10). Например, создание на уровне республики монархического государства или советской системы организации власти недопустимо;
  • 2) наличие органов государственной власти субъектов РФ не препятствует осуществлению власти органами государственной власти РФ на всей территории России, включая и территории конкретных субъектов. При этом субъекты обязаны содействовать работе федеральных органов власти;
  • 3) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ), в том числе и действующих на территориях субъектов РФ;
  • 4) в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по вопросам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Таким образом, органы исполнительной власти Федерации будут являться в указанной сфере вышестоящими для органов власти ее субъектов;
  • 5) каждый субъект РФ участвует в формировании федеральных органов власти, например, Совета Федерации (верхней палаты российского парламента);
  • 6) для статуса субъекта РФ характерно и то, что он имеет право на международные и внешнеэкономические связи (п. "о"ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Но право это не является абсолютным , так как Российская Федерация координирует такого рода деятельность ее субъектов .

Общим для статуса всех субъектов РФ является также то, что они вне зависимости от видовой принадлежности имеют равные права по взаимодействию с федеральными органами власти.

Каждый субъект РФ направляет двух представителей в состав Совета Федерации; главы субъектов входят в состав Государственного Совета РФ на равных основаниях; субъекты Федерации учреждают постоянные представительства при Правительстве РФ; участвуют в федеральном законодательном процессе (законодательная инициатива, подготовка заключения по проектам федеральных законов в сфере совместного ведения, инициатива внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра).

  • См. об этом, например: Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2009. – С. 142.
  • В то же время в соответствии с Законом РФ от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" алфавиты государственного языка РФ и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка РФ и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.
  • См.: постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”" и определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 92-0 "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан".
  • См.: Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".

В действующей Конституции впервые применен термин субъект Федерации - это ограниченно правоспособное национально-государственное или территориально-государственное образование, имеющее черты государственности, обладающее собственным статусом, полномочиями и входящее в единое федеративное государство.

Статья 65, которая открывает главу 3 «Федеративное устройство», содержит полный перечень 85 субъектов (в алфавитном порядке), входящих в состав РФ:

22 республика,

46 областей,

3 города федерального значения,

1 автономная область,

4 автономных округа.

Субъекты, в зависимости от принципа, лежащего в основе их образования, делятся на 3 вида:

Национально-государственные образования (республики).

Территориальные образования (края, области, города федерального значения).

Национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа).

Россия представляет ассиметричную федерацию , поскольку статус ее субъектов различен, несмотря на закреплении в ч. 1 ст. 5 равноправия субъектов.

Так, в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республика определена как государство . Несмотря на это, республики, как и иные субъекты РФ не обладают собственным суверенитетом.

Ассиметричность субъектов - результат исторического развития.

Правовой статус субъектов Федерации определяется федеральными и региональными учредительными актами (Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ) (чч. 1, 2 ст. 66).

Элементы статуса субъектов РФ:

Наличие учредительного акта (Конституции в республиках, уставов в иных субъектах). Причем республики имеют право самостоятельно определять способ принятия конституций (референдумом , законодательным органом, специальным органом и др.)

Не имеют право в одностороннем порядке менять статус, в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 6 ст. 66) - такой закон не принят;

Имеют определенную территорию, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67) и население. Субъекты по взаимному согласию могут изменить границы, самостоятельно устанавливают административно-территориальное деление, могут выступить с инициативой объединения с другими субъектами;

Граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

Имеют свою символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр);

Наличие совместной и собственной компетенции (стст. 72, 73);

Имеют систему органов государственной власти. Самостоятельность в ее определении ограничена основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом;

Имеют систему законодательства. Законы принимаются по предметам совместного ведения (не могут противоречить федеральным) и предметам собственного ведения (ст. 76, 77).


Участие в законотворческом процессе на федеральном уровне при принятие федеральных законов по предметам совместного ведения, а также при внесении конституционных поправок (ч. 2 ст. 76, ст. 136);

Наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета;

Обладание ограниченной международной правосубъектностью (п. «о» ст. 72 при координирующей функции РФ в соответствии с ФЗ от 04.01.1999 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»);

Право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ

Особенности конституционно-правового статуса видов субъектов:

Республики

Принимают свои Конституции, законодательство, символику;

Учреждают свои органы власти;

Устанавливают наряду с русским свой гос. язык.

СУБЪЕКТЫ РФ

входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономный округ, территориальные образования - края, области, города федерального значения.

РФ как федерация состоит из 21 республики. 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области. 10 автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом С. РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (ст. 66 Конституции РФ).

Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" по отношению к ним и использует его (ст. 4) лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для С. РФ, включая и республики, не предусмотрено и права одностороннего выхода из РФ.

С. РФ равноправны, т.е. имеют юридически равные права и равные обязанности в качестве субъектов.

Положение С. РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них: а) разделение вопросов ведения между ними на те. которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению:

все отстальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов РФ: б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними "о разграничении предметов ведения и полномочий": в) предусмотрено представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ. в том числе право законодательной инициативы в ГД. обращение к Президенту и Правительству РФ, в КС.

Каждый С. РФ располагает своим основополагающим актом: республики - конституцией.остальные С. РФ - уставом. Каждый имеет право на свое законодательство (т.е. законы и другие нормативные правовые ак1 ы). Отсюда - общий принцип верховенства ФЗ. Если законы приняты по вопросам ведения РФ - они действуют на всей территории государства и акты С. РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует ФЗ). Однако если акт С. РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С.

РФ и не допускает произвольного вмешательства РФ в сферы его ведения. В частности, в сфере их совместного ведения находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст.77 Конституции РФ). Наиболее типичная система органов: в республике - президент (глава республики),законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик - конституционные суды. прокурор республики; в иных С. РФ - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрации (в ряде субъектов - правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, кое-где - уставные суды или палаты, прокурор. Для осуществления своих полномочий РФ тоже может иметь свои органы на территории С. РФ или назначать соответствующих должностных лиц.

Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия данного С. РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Вместе с тем, поскольку территория РФ едина, это, помимо прочего, означает, что внутри РФ не допускается установление (в том числе С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра , водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).

Статус личности в РФ является единым инезависитот того, на территории какого С. РФ человек проживает.

С. РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях. Однако данная сфера относится к совместному ведению. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Они обязаны учитывать интересы РФ. Не исключено создание представительств С. РФ в других государствах. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции.

С. РФ имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать делегации, представителей и т.д. \"

Для республик как С. РФ допускается наличие своего собственного государственного языка. В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права" между народными договорамиРФ.

Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.

Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СУБЪЕКТЫ РФ" в других словарях:

    Государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный… … Юридический словарь

    Государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация состоит из 21 республики, б краев, 49 областей, 2 городов федерального значения (Москва … Энциклопедический словарь экономики и права

    - … Википедия

    субъекты РФ - государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ республика в составе РФ, край, область, город федерального значения … Большой юридический словарь

    СУБЪЕКТЫ РФ - государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности РФ. В составе РФ 89 субъектов, в т.ч. 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт Петербург), 1 автономная область (Еврейская… … Политология: словарь-справочник

    В зависимости от цели эмитенты, инвесторы и финансовые посредники. Синонимы: Участники рынка ценных бумаг См. также: Субъекты фондового рынка Фондовые рынки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Субъект права лицо, обладающее по закону способностью осуществлять права и юридические обязанности. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства … Википедия

    Транснациональные банки и корпорации, использующие услуги специализированных брокерских фирм, дилеров и агентов по купке и продаже иностранной валюты. См. также: Валютные рынки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, инвестиционные биржи, банковские, страховые, посреднические организации и др. См. также: Инвестиционная деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    По законодательству РФ граждане РФ, не ограниченные в установленном порядке в своей дееспособности, иностранцы, лица без гражданства, объединения граждан. См. также: Предприниматели Предпринимательская деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Россия является федеративным государством. Это означает, что страна состоит из ряда равноправных субъектов, которых на данный момент насчитывается 85. Что такое субъект Российской Федерации? Какие существуют виды регионов и обладают ли они индивидуальными полномочиями? На все эти вопросы будут получены ответы в нашей статье.

Ниже на фото все республики России, полный перечень.

Российский федерализм

Как формировался действующий состав РФ? Этот вопрос особенно актуален для тех, кто хочет разобраться с территориальным устройством страны. Известно, что Россия унаследовала ряд регионов от РСФСР. В 1992 году между регионами был подписан договор о разграничении полномочий. Ряд норм из этого договора вошел в Конституцию 1993 года.

Число субъектов с момента появления Российской Федерации постоянно менялось. Первоначально их насчитывалось 89. В результате объединения некоторых регионов весной 2008 года общее количество субъектов сократилось до 83. В марте 2014 года появились еще два субъекта - Республика Крым и входящий в нее город федерального значения Севастополь. Таким образом, по состоянию на 2017 год в России насчитывается 85 регионов.

Итак, что такое субъект Российской Федерации? Это конкретный регион, который может обладать одной из шести форм. О составе РФ, а также о видах национальных субъектов будет рассказано далее.

Республика в России

Из истории мы знаем, что существует две основные формы правления: это монархия и республика. В монархии власть сосредоточена в руках одного человека, которая передается по наследству. В республике глава государства либо вовсе отсутствует, либо делит свои полномочия с государственными органами. Россия является государством с республиканской формой правления. Однако внутри самой страны существует еще 22 республики. Как подобное возможно? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, что такое субъект Российской Федерации. Согласно закону, это территория с собственным политическим и экономическим устройством, зависимая от центральной власти страны. Республика в сравнении с другими регионами не имеет каких-то особых полномочий, ибо все субъекты равны. Однако она обладает рядом отличительных признаков.

Первый, но не основной признак - это относительно большая территория. Более того, народ на территории должен обладать культурной и исторической общностью - как это возможно, например, в Чечне, Дагестане, Тыве и прочих территориях. Вторая особенность республик - это наличие в них своей конституции, президента и республиканского гражданства. Конституция должна соответствовать нормам федерального законодательства, президент республики не выходит за рамки своих полномочий. Гражданство же есть далеко не во всех республиках, да и носит оно, скорее, неформальный характер.

Края в России

В нашей стране насчитывается 9 краев. Это Алтайский, Ставропольский, Красноярский, Пермский, Краснодарский и Хабаровский регионы. Здесь же следует выделить Забайкалье, Приморье и Камчатку.

Что характерно для краев в России? Так же, как и в случае с республиками, это громадная территория. Красноярский край, например, считается крупнейшим регионом в стране. Власть в представленных субъектах реализуется за счет уставных норм - положений, зафиксированных в региональных уставах. Именно устав является основным законом в субъектах Российской Федерации (за исключением республик, где главенствуют конституции).

Автономные округа и автономные области

В Российской Федерации существует всего одна автономная область, именуемая Еврейской (ЕАО). Столицей АО является Биробиджан, основанный вместе с областью в 1934 году. Несмотря на название, в ЕАО проживает меньше одного процента граждан еврейской национальности. Яркой особенностью рассматриваемого региона является единственный в мире еврейский административно-территориальный статус. Всего в Еврейской автономной области проживает порядка 170 тысяч человек.

Автономных округов (АО) в стране тоже немного - всего четыре. Это Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский АО. Каждый регион сформирован по национально-территориальному признаку. Несмотря на свое название, АО не обладают большей автономностью, чем другие регионы. В них так же есть свое законодательство и собственная территория. В остальном все четыре АО обладают такой же долей самостоятельности, что и другие субъекты РФ.

Области в России

Областей в России больше всего. Регионы такого типа отличаются небольшой территорией, а также особой системой внутреннего политического устройства. Например, исполнительная власть в областях именуется мэрией или администрацией, но не правительством, как это распространено в субъектах покрупнее. Однако на этом особенности статуса субъектов федерации исчерпываются. Изменены названия, но остается прежним правовой статус областей.

Ниже вы видите полный перечень субъектов Российской Федерации областного типа, коих на данный момент насчитывается 46.

Две области содержат в себе еще две формы российских субъектов. Речь идет про города федерального значения - Москву, Санкт-Петербург и Севастополь. Севастополь находится в республике, а две столицы разбросаны по областям - Московской и Ленинградской соответственно. Спорное юридическое значение имеет Байконур - казахстанский город, взятый Россией в аренду.

Федеральные округа

Вопрос о том, что такое субъект Российской Федерации, до сих пор остается спорным. Например, многие юристы не могут понять, следует ли относить федеральные округа к имеющемуся списку регионов. Ведь каждая группа субъектов состоит из регионов, а федеральные округа (ФО) лишь объединяют уже имеющиеся субъекты. Тем не менее про спорные территориальные элементы все же стоит рассказать

ФО были созданы по инициативе главы государства в мае 2000 года. В момент учреждения округов насчитывалось семь, сегодня их на один больше. Сами округа нужны для удобства организации исполнительной власти в регионах.

Существует центральный округ со столицей в Москве (содержит 18 регионов), а также южный (8), северо-западный (11), северо-кавказский (7), уральский (6), сибирский (12), приволжский (14) и дальневосточный (9).

error: Content is protected !!