Государственная пошлина ее размеры порядок уплаты. Государственная пошлина. Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

Они признаются плательщиками если:

    Обращаются за совершением юридических значимых действий

    Выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда будет не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения признаются:

1) услуги судебных учреждений;

2) совершение нотариальных действий;

3) совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния;

4) совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;

5) официальная регистрация программ для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;

6) совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;

7) государственная регистрация юридического или физического лица, государственная регистрация выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации, а также совершение прочих юридически значимых действий.

Сроки уплаты государственной пошлины.

Сроки уплаты государственной пошлины. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено налоговым законодательством, в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, надзорной или кассационной);

2) ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом судебное решение принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного решения;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих установленных законодательством документов.

Ставки государственной пошлины.

Ставки пошлины зависят от характера оплачиваемых услуг и стоимости их для государства, а также от степени дисциплинирующего воздействия на плательщиков. Они бывают твердые, пропорциональные и смешанные, причем с ростом базы обложения сбором ставка сбора понижается. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от того, кто является плательщиком государственной пошлины. При одинаковом характере оплачиваемых услуг государственная пошлина уплачивается физическими лицами по сравнению с организациями по более низким ставкам. При подаче искового заявления неимущественного характера ставка государственной пошлины для физических лиц установлена в 20 раз ниже, чем для организаций и размер государственной пошлины составляет для физических лиц – 200 руб., а для организаций – 4000 руб.; по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, при направлении жалобы для организаций размер государственной пошлины в 15 раз выше, чем для физических лиц, и составляет 4500 руб., в то время как физическое лицо при направлении жалобы обязано заплатить 300 руб. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: 1) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, в том числе договоров аренды, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением договоров ипотеки: – физическим лицам – 1 000 рублей; – организациям – 15 000 рублей. 2) за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме – 100 рублей. Если плательщиками пошлины за госрегистрацию перечисленных в данном пункте прав, договоров, обременении прав, кроме договора ипотеки, являются несколько физических лиц, то пошлина в сумме 1 000 рублей уплачивается ими в равных долях каждый; если несколько юридических лиц – 15 000 рублей в равных долях каждый, если за регистрацией обратились одновременно юридическое и физическое лицо, то пошлина уплачивается каждым плательщиком в равных долях от предусмотренной для него налоговой ставки (т.е. если за регистрацией юридически значимого действия обратились одно юридическое лицо и одно физическое, то пошлина уплачивается юр. лицом – 3750 7 500 руб., а физ. лицом – 500 руб.; а если одно юр. лицо и три физ. лица, то пошлина уплачивается юр. лицом – 1/4 часть от 15000 рублей, а каждым физлицом – по 1/4 части от 1 000 рублей). 2) за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением изменений и дополнений в запись об ипотеке: – физическим лицам – 200 рублей; – организациям – 600 рублей; 3) за государственную регистрацию: договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество: – физическим лицам – 1 000 рублей; – организациям – 4 000 рублей; соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: – физическим лицам – 200 рублей; – организациям – 600 рублей. В случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные настоящим подпунктом, взимается в размере,

установленном для физических лиц. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый; 4) за государственную регистрацию: – смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, – 1 000 рублей; – смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, – 200 рублей. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый; 5) за государственную регистрацию сервитутов (ограниченное право пользование чужой вещью): – в интересах физических лиц – 1 000 рублей; – в интересах организаций – 4 000 рублей; 6) за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке – 200 рублей. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый; 7) за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним): – для физических лиц – 200 рублей; – для организаций – 600 рублей

Исходя из положений пунктов 1 , и 8 статьи 45 , статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем по смыслу статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, по смыслу пунктов 3 , 6 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате, зачете излишне уплаченной государственной пошлины также может быть подано представляемым либо его представителем.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется на указанный в заявлении банковский счет, таким счетом может быть банковский счет представителя.

2. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.

Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом не в федеральный бюджет, арбитражный суд исходя из части 1 статьи 128 , части 1 статьи 263 , части 1 статьи 280 АПК РФ выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В этом случае в таком определении или в ином судебном акте указывается на возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины.

При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера государственной пошлины, освобождении от ее уплаты исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 , пунктом 5 части 1 статьи 264 , пунктом 4 части 1 статьи 281 АПК РФ.

Если в случае возвращения заявления, жалобы государственная пошлина фактически не была возвращена плательщику из бюджета, сумма государственной пошлины может засчитываться в счет уплаты государственной пошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в арбитражный суд при условиях, что не истек трехгодичный срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет и к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате государственной пошлины при наличии оснований для ее возврата из бюджета в полном размере либо копия документа об уплате государственной пошлины, заверенная судьей, при наличии оснований для ее частичного возврата из бюджета, копия судебного акта о возврате государственной пошлины, заверенная судьей и содержащая гербовую печать арбитражного суда.

Необходимо иметь в виду, что возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации.

Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.

4. Применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

5. Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Таким образом, при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.

Если в суд обратилось лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия судом решения ставки государственной пошлины возросли, и решение суда принято в пользу заявителя, с лица, не в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения заявителя в суд.

6. В случае, если после обращения истца в арбитражный суд изменились установленные законодательством о налогах и сборах размеры ставок государственной пошлины, государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением истцом размера исковых требований после обращения в суд, исчисляется по ставкам, действовавшим в момент подачи ходатайства об увеличении размера исковых требований.

7. Согласно пункту 1 статьи 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу пункта 1 статьи 64 , пункта 1 статьи 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года.

8. Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту, одной из целей которой является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Поскольку с принятием искового заявления, заявления, апелляционной (кассационной) жалобы и возбуждением судебного производства цель обеспечения беспрепятственного доступа к суду достигнута, то приостановление производства по делу не может рассматриваться в качестве основания для приостановления течения срока, на который была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

9. При предъявлении несколькими истцами искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 НК РФ). Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора, требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования.

Вместе с тем частью 3 статьи 46 АПК РФ предусмотрено, что уплата государственной пошлины по делу может быть поручена соистцами одному или нескольким из них.

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с частных лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) также приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщики – организации и физические лица, которые:

1. обращаются за совершением юридически значимых действий к уполномоченным субъектам;

2. выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Порядок и сроки уплаты. НК предусматривает уплату государственной пошлины в следующих случаях:

1. при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;

2. физические лица – в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3. при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

4. при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);

5. при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов.

По общему правилу государственная пошлина уплачивается самим плательщиком. Размеры государственной пошлины:

1. в твердо фиксированных суммах (например, при подаче искового заявления в арбитражный суд по спорам о признании сделок недействительными государственная пошлина взимается в размере 2000 руб.);

2. в процентном выражении (например, 4% цены иска, но не менее 500 руб.;

3. в комбинированной форме (например, 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб.).

Льготы. От уплаты государственной пошлины освобождаются некоторые категории плательщиков:

1. суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи – при направлении (подаче) запросов в КС РФ и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2. государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей – за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;

3. физические лица – Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды ВОВ – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, и др.

Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. "Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос» Государственное право Германии. В 2 т. - М.: Институт государства и права РАН, 1994-Т. 2-С. 149.

Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные платежи. Это - денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда -- поддержанием режима законности.

Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентна расходу, понесенному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера платежа.

Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений -- размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип следует считать нарушенным. Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.

Виды пошлин различны . Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги) Годме П.М. Финансовое право.-- М.: Прогресс, 1978.-- С. 392.. Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная .

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика -- принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту).

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине". В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

В соответствии с этим Законом под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Таким образом, сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.

Виды государственной пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

  • 1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
  • 2) в нотариальные органы;
  • 3) в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;
  • 4) в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;
  • 5) в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;
  • 6) в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;
  • 7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам.

Порядок уплаты государственной пошлины . При обращении за государственной регистрацией прав, пошлина должна быть уплачена плательщиками до подачи заявления на совершение юридически значимого действия ст. 333.17 НК РФ.

Глава 25.3 НК РФ предусматривает широкий круг услуг и плательщиков, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два вида: освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа (см. Приложение 1).

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка (либо органом федерального казначейства) о его исполнении.

Факт уплаты пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Если за совершением юридически значимого действия обратились одновременно несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (округление допускается до единиц рублей, т.е. если сумма пошлины 500 рублей, а плательщиков 3 физических лица, то заполняется три квитанции по 166, 167 и 167 рублей). Если, среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты госпошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от уплаты госпошлины (например, если за регистрацию права плательщиками являются 2 физических лица и муниципальное образование г.Омска, то заполняется 2 квитанции от физических лиц по 167 рублей каждая).

Уплата государственной пошлины должны быть произведена отдельно по каждому юридически значимому действию, за совершение которого обращается заявитель (заявители), и каждым плательщиком, т.е. каждый плательщик обязан предоставить самостоятельный документ, подтверждающий оплату пошлины по каждому действию, с четким указанием его вида.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

  • 1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;
  • 2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок после вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • 3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до вынесения судебного решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

  • 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
  • 5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К данному заявлению прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случая - акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.

При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

Возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в орган либо должностному лицу, в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.

Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Функции по обеспечению соблюдения положений налогового законодательства возложены на налоговые органы. Они осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с действующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.

Пошлина представляет собой небольшую плату, которую государство берет за услуги публично-правового характера.

Отличия пошлины от налогов

Государственная пошлина взимается не с целью получения дохода, а ради покрытия затрат государственных учреждений. При их уплате всегда указывается за какие услуги взимается плата и плательщик знает, какую услугу или документ он получит. Таким образом, обеспечивается возмездность платежа или ее подобие. Налоги же, даже целевые, не бывают непосредственно (индивидуально) возмездными.

Важно: государство обязано предоставлять основные услуги гражданам независимо от их материального положения (платежеспособности). Поэтому действия госорганов, отвечающих за предоставление основных прав, не покрываются за счет индивидуальных пошлин.

За что платят пошлину

Платежи за выполнение действий и выдач документов удерживаются следующими органами:
  • суды;
  • нотариальные конторы;
  • ЗАГСы;
  • органы внутренних дел;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • учреждения надзора;
  • иные госорганы и органы местного самоуправления.
Граждане обязаны платить государственную пошлину за следующие услуги госучреждений:
  • принятие документов судом;
  • нотариальные действия;
  • регистрация брака и развода;
  • предоставление особых прав (охота, хранение оружия и другие);
  • выдача некоторых документов.

Цель взыскания государственной пошлины

Пошлинный принцип — покрытие издержек учреждения, за результаты деятельности которого нужно платить пошлину. Размер покрытия должен быть на уровне расходов, а не приносить прибыль. Однако этот принцип на практике часто нарушается. Размер пошлины в России может в несколько раз превышать реальные государственные расходы на услугу.

В ряде случаев пошлина вводится не ради покрытия расходов. Государство само навязывает облагаемые пошлиной услуги ради получения дополнительного дохода. Яркий пример — введение обязательных регистраций различных видов деятельности и т.п.

Особенность государственной пошлины в том, что она не относится к договорным платежам по взаимным обязательствам. Деньги платят не за конкретную услугу, а в связи с ее оказанием. При этом ее оказывает государственный орган во время реализации своих властных функций. Например, пошлина за подачу искового заявления в суд уплачивается при реализации права на судебную защиту. Ее уплата сопряжена с основной функцией судебной системы — поддержание законности.

Поступления от сбора пошлины не обеспечивают содержания госорганов. Для этого существуют другие бюджетные источники. Напротив, платежи взимаются благодаря выполнению чиновниками своих функций.

Компенсация расходов — не единственная цель взимания государственной пошлины. Плата за обращение в суд несет в себе превентивную функцию. Она предотвращает необоснованные иски и стимулирует стороны к досудебному урегулированию обязательств.

error: Content is protected !!