Организация охраны здоровья на предприятии. Организация охраны здоровья граждан в рф. ТБ по окончанию работы

С целью обеспечения благоприятных для здоровья условий работы, высокого уровня трудоспособности, профилактики травматизма и профессиональных заболеваний, отравлений и отворачивание другого возможного вреда для здоровья на предприятиях, в учреждениях и организациях разных форм собственности должны устанавливаться единые санитарно-гигиенические требования к организации производственных процессов, связанных с деятельностью людей, а также к качеству машин, оборудование, зданий и других объектов, которые могут иметь вредное влияние на здоровье. Все государственные стандарты, технические условия и промышленные образцы обязательно соглашаются с органами здравоохранения в порядке, установленном законодательством. Владельцы и руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить в их деятельности выполнения правил техники безопасности, производственной санитарии и других требований относительно здравоохранения, предусмотренных законодательством, не допускать вредного влияния на здоровье людей (ст. 28 Основ законодательства Украины о здравоохранении).

Владелец обязан создать в каждом структурном подразделе и на рабочем месте условия работы согласно требованиям нормативных актов, а также обеспечить соблюдение прав работников, гарантированных действующим законодательством.

С этой целью владелец обеспечивает функционирование системы управления здравоохранением, для чего создает на предприятии подразделы, которые традиционно именуются службой охраны труда. Действует эта служба на основании Типового положения, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 3 августа 1993 г. №73 Кодекс законов о работе Украины с постатейными материалами // Бюллетень законодательства и юридической практики Украины. - 1997. - №11-12. - С. 603). Служба охраны труда создается на предприятии производственной сферы с числом работающих 50 и больше мужчина. На предприятии с числом работающих менее 50 человек функции этой службы могут выполнять в порядке совместительства лица, которые прошли проверку знаний по вопросам здравоохранения. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия и приравнивается к основным производственно-техническим службам.



Служба охраны труда выполняет такие основные функции:

обрабатывает эффективную целостную систему, управление охраной труда от вредных влияний, оказывает содействие усовершенствованию деятельности в этом направлении каждого структурного подраздела и каждого должностного лица; проводит оперативно-методическое руководство работой по охране труда; составляет вместе со структурными подразделами предприятия план комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены работы и производственной среды (повышение существующего уровня охраны труда, если установленные нормы достигнуты), а также раздел "Охрана труда" в коллективном договоре (кстати, этот раздел целесообразно именовать "Здравоохранение", поскольку именно вопросом создания условий работы, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности работников он посвящается); проводит для работников вводный инструктаж по вопросам охраны труда; организует: обеспечение работающих правилами, стандартами, нормами, положениями, инструкциями и другими нормативными актами по охране труда; учет, анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, а также вреда от этих событий; разработку перспективных и текущих планов работы предприятия относительно создания безопасных и безвредных условий работы; принимает участие; в расследовании несчастных случаев и аварий; в формировании фонда охраны труда предприятия и распределении его средств; в разработке положений, инструкций, других нормативных актов об охране труда, которые действуют в пределах предприятия; контролирует:

соблюдение действующего законодательства, межотраслевых, отраслевых и других нормативных актов, выполнение работниками должностных инструкций по вопросам охраны труда; выполнение предписаний органов государственного надзора, предложений и представлений уполномоченных трудовых коллективов и профсоюзов по вопросам охраны труда, использование по назначению средств фонда охраны труда; своевременная проводка обучения и инструктажам работающих, аттестации и переаттестации по вопросам безопасности работы должностных лиц и лиц, которые выполняют работы повышенной опасности, а также соблюдение требований безопасности при выполнении этих работ и т.п..

Для выполнения функциональных обязанностей специалисты по охране труда наделяются определенными правами, например, беспрепятственно в любое время посещать производственные объекты, структурные подразделы предприятия, останавливать работу производств, участков, машин, механизмов оборудования и других средств производства в случае нарушений, которые создают угрозу жизни или здоровью работающих; получать от должностных лиц необходимые ведомости, документы и объяснения по вопросам охраны труда; проверять состояние безопасности, гигиены работы и производственной среды на объектах предприятия, выдавать руководителям проверенного объекта, цеха, производства обязательное для выполнения предписание относительно устранения наличных недостатков; требовать от должностных лиц отстранения от работы работников, которые не прошли медицинского осмотра, обучение, инструктажа, проверки знаний из охраны труда, не имеют допуска к соответствующим работам или поднимают нормативные акты об охране труда; присылать руководителю предприятия представления о привлечении к ответственности работников, которые поднимают требования относительно охраны труда и др. Предписание специалиста из охраны труда, в том числе об остановке работ, может отменить в письменной форме лишь должностное лицо, которому подчинена служба охраны труда. Распоряжение специалиста по охране труда может отменить лишь руководитель предприятия. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.

Для нормального функционирования системы управления здравоохранением владелец обязан разрабатывать и утверждать положение, инструкции, другие нормативные акты об охране труда, которые действуют в пределах предприятия и устанавливают правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах. Эти правила должны отвечать основным требованиям, установленным государственными межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами об охране труда.

На владельце предприятия также лежит обязанность осуществления постоянного контроля за соблюдением работниками технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты и выполнением работ согласно требованиям из охраны труда.

Законодательство о здравоохранении предусматривает и обязанности работников. Согласно ст. 10 Основ законодательства Украины о здравоохранении граждане обязаны проявлять заботу о своем здоровье. Относительно трудового законодательства эта обязанность заключается в том, что работники обязаны знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты; соблюдать обязательств из охраны труда, предусмотренных коллективным договором (соглашением, трудовым договором) и правилами внутреннего трудового распорядка предприятия; проходить в установленном порядке предыдущие и периодические медицинские осмотры и т.п.. Согласно ст. 11 Основ законодательства о здравоохранении иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины и работают на предприятиях, в учреждениях и организациях разных форм собственности и хозяйствование, пользуются такими же правами и несут такие же обязанности в области здравоохранения, как и граждане Украины. На предприятиях с количеством работающих 50 и больше мужчина решением трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда, который действует на основе Типового положения, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 3 августа 1993 г. №72 (Кодекс законов о работе Украины с постатейными материалами // Бюллетень законодательства и юридической практики Украины. - 1997. - №11-12. - С. 611). Комиссия состоит из представителей владельца, профсоюзов, уполномоченных трудового коллектива, специалистов из безопасности, гигиены работы и представителей других служб предприятия. Однако решение комиссии носят рекомендательный характер, который вообще снижает эффективность ее работы.

Финансирование охраны труда осуществляется владельцем. Работник не несет никаких расходов на мероприятия по здравоохранению при выполнении трудовых обязанностей. Согласно ст. @ 21 закона Украины "Об охране труда" финансирование охраны труда осуществляется из фондов охраны труда. Такие фонды образовываются на предприятиях, в областях и на государственному равные согласно Положению о государственном, отраслевые, региональные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий (Кодекс законов о работе Украины с постатейными материалами // Бюллетень законодательства и юридической практики Украины. - 1997. - №11-12. - С. 676).

Предприятия могут использовать средства фонда охраны труда только на мероприятия, которые обеспечивают доведение условий и безопасности работы к нормативным требованиям или повышению существующего уровня охраны труда на производстве.

Средства отраслевых и государственного фондов охраны труда тратятся на осуществление отраслевых и национальных программ по вопросам охраны труда, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, которые выполняются в пределах этих программ, на содействие становлению и развитию специализированных предприятий и производств, творческих коллективов, научно-технических центров, экспертных групп, на поощрение трудовых коллективов и отдельных лиц, которые плодотворно работают над решением проблем охраны труда.

К государственному, региональных и отраслевых фондов охраны труда присылаются рядом со средствами государственного или местных бюджетов, отчислениями предприятий и другими поступлениями средства, полученные от применения органами государственного надзора штрафных санкций к владельцам (см. Положение о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение нормативных актов об охране труда, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 1993 г. №754 // ЗП Украины. - 1994. - №1. - Ст. 24), а также средства от взыскания этими органами штрафа из работников, виновных в нарушении требований относительно охраны труда. На владельце также лежит обязанность организовать за свои средства проводки предыдущего (при принятии на работу) и периодических (на протяжении трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на трудных роботах, роботах со вредными или опасными условиями работы или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, а также ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц возрастом до 21 года. Перечень профессий, работники которых подлежат медицинскому осмотру, срок и порядок его проводка предусмотрена Положением о медицинском осмотре работников определенных категорий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 31 марта 1994 г. №45 (Кодекс законов Украины о работе с постатейными материалами // Бюллетень законодательства и юридической практики Украины. - 1997. - №11-12. - С. 716). Проводка медицинские осмотры положены на медицинские учреждения, работники которых несут ответственность согласно законодательству за несоответствие медицинского вывода фактическому состоянию здоровья работника.

Владелец имеет право привлечь работника, который уклоняется от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности и обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 6 ноября 1997 года №1238 утвержденный Перечень профессий и видов деятельности, для которых есть обязательным первичный и периодический профилактический наркологический обзор, а также порядок его проводки (Официальной вестник Украины. - 1997. - Число 46). Целью проводки профилактического наркологического обзора граждан есть выявления больных алкоголизмом, наркоманию и токсикоманию, а также определение наличия или отсутствия наркологических противопоказаний к выполнению функциональных обязанностей и ведение определенных видов деятельности.

Соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии зависит не только от выполнения владельцем своих обязанностей, а и от того, насколько каждый работник знает и выполняет их во время работы. Поэтому все работники при принятии на работу и в процессе выполнения обязанностей по трудовому договору должны проходить на предприятии обучения и проверку знаний по вопросам охраны труда, предоставление первой медпомощи пострадавшим от несчастных случаев, о правилах поведения и действия при возникновении аварий согласно Типовому положению об учении по вопросам охраны труда, утвержденным приказом Комитета по надзору за охраной труда Украины от 17 февраля 1999 г. №27 (Бюллетень систематизированного законодательства Украины: Серия 1. Работа и социальная защита населения. - 1999. - №6. - С. 49). Эти обязанности работников отвечают требованиям ст. 10 Основ законодательства Украины о здравоохранении.

Работники, занятые на роботах с повышенной опасностью или там, где есть потребность в профессиональном отборе, должны проходить предыдущее специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими отраслевыми нормативными актами об охране труда, но это реже как один раз в год. Перечень работ с повышенной опасностью утвержден приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 30 ноября 1993 г. №123 (Кодекс законов Украины о работе с постатейными материалами / / Бюллетень законодательства и юридической практики Украины. - 1997. - №11-12. - С. 627).

Обучение и инструктаж работников по вопросам здравоохранения во время работы является составной частью системы управления охраной труда и проводится со всеми работниками в процессе их трудовой деятельности.

Ответственность за организацию и осуществление обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда на предприятии полагается на его руководителя (в структурных подразделах - на их руководителей). Контроль за обучением и периодичностью проверок знаний по вопросам здравоохранения осуществляет служба охраны труда.

Инструктажи работников за характером и временами проводки делятся на вступительный (при принятии на работу); первичный (на рабочем месте); повторный (на рабочем месте со всеми работниками: на роботах с повышенной опасностью - один раз на 3 месяца, на других роботах - один раз на 6 месяцев, проводится индивидуально или с группой работников, которые выполняют однотипные работы, за программой первичного инструктажа); внеплановый (при изменении правил из охраны работы, замене оборудования или других факторов, которое влияет на безопасность работы); целевой (при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями со специальности, при ликвидации аварии, стихийного бедствия. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаже проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер). Инструктажи завершаются проверкой знаний устным опрашиванием с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных привычек безопасных методов работы. Знание проверяет лицо, которое проводило инструктаж.

Должностные лица, согласно Перечню должностей должностных лиц, которые обязаны проходить предыдущую и периодическую проверку знаний из охраны труда, утвержденного приказом Госкомитета Украины по надзору с охраной труда от 11 октября 1993 г. №94 (Кодекс законов Украины с постатейными материалами / / Бюллетень законодательства и юридической практики Украины. - 1997. - №11-12. - С. 635), к выполнению ими своих обязанностей, а также периодически, один раз в 3 года, проходят обучение и проверку знаний из охраны труда, технологической безопасности и чрезвычайных ситуаций на производстве.

Допуск к работе лиц, которые не прошли обучения, инструктаж и проверку знаний из охраны труда, запрещается. При неудовлетворительных результатах проверки знаний, умений и привычек относительно безопасного выполнения работ после первичного, повторного или внепланового инструктажа для работника на протяжении 10 дней дополнительно проводятся инструктаж и повторная проверка знаний. При неудовлетворительных результатах и повторной проверки знаний, вопрос относительно трудоустройства работника решается согласно действующему законодательству. При неудовлетворительных результатах проверки знаний после целевого инструктажа допуск к выполнению работ не предоставляется. Повторная проверка знаний при этом не разрешается.

Организация охраны здоровья граждан в РФ

К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан, находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.


В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.


К муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей компетенции. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Оказание медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством РФ.


К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Права граждан в области охраны здоровья

Право российских граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Статье 41 Конституции РФ. Согласно данной статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» также устанавливают, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.


Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Оно гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.


Иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.


Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.


При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.


Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.


Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.


Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях.


Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.


Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством РФ.


В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.


Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.


Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

В настоящее время при разработке стратегии в области охраны здоровья и безопасности на рабочем месте необходимо учитывать изменения, которые произошли в современном обществе, в частности: изменения демографической ситуации, особенно связанные со старением трудоспособного населения и увеличением в его структуре доли женщин; увеличение числа профессий в сферах управления и обслуживания (социальная изолированность, однообразный и монотонный характер работы); интенсификация труда, непрогнозируемое рабочее время; изменение форм занятости (краткосрочная и частичная занятость); увеличение численности работников в малом и среднем бизнесе; принуждение и преследования на рабочем месте, появление новых рисков, особенно психосоциального характера.

В 2006 г. МОТ приняла Конвенцию № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда. Ее цель - совершенствование охраны и гигиены труда для предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, гибели людей на производстве посредством разработки национальной политики, национальной системы и национальной программы:Захаренков В.В. // Бюллетень Научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2005. - № 3. с. 23-26.

· При разработке национальной политики по безопасности и гигиене труда необходимо руководствоваться основополагающими принципами, в частности, оценки и борьбы с профессиональными рисками или опасностями в местах их возникновения; развития культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает обучение, подготовку и информацию.

· При формировании национальной системы по безопасности и гигиене труда должны предусматриваться надлежащие меры защиты для всех работников - это законодательные и нормативные правовые акты, органы или ведомства и механизмы для обеспечения их соблюдения и др., то есть создание инфраструктуры для проведения национальной политики и национальной программы.

· При разработке национальной программы по безопасности и гигиене должны быть сформулированы цели и задачи с учетом заявленных приоритетов, средства и методы их достижения, а также способы оценки достигнутых результатов; программа придается широкой гласности и по мере возможности утверждается и запускается в действие высшими органами государственной власти.Измеров Н.Ф. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017. Медицина труда и промышленная экология, №6, 2008. с. 3.

Ратификация Россией Конвенции МОТ № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, и отражение ее положений в законодательстве будет способствовать решению проблем сохранения и укрепления здоровья работающих. Глобальный план действий по здоровью работающих на 2008 - 2017 гг. в полной мере согласуется с положениями Конвенции МОТ № 187, а также Целевой программой МОТ по охране труда и производственной среды «За безопасный труд», основными направлениями которой является:

· разработка политики и программ профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе эффективного управления профессиональными рисками на рабочих местах;

· расширение мер эффективной защиты жизни и здоровья наиболее уязвимых групп работников, подверженных профессиональным рискам;

· активное содействие органам государственной власти, объединения работодателей и работников в области охраны труда;

· расширение понимания значимости социальных и экономических эффектов мероприятий по охране труда работников, их фиксации и публичного признания лицами, ответственными за разработку политики и принятие решений.

Таким образом, охрана и укрепление здоровья на рабочем месте предполагает, прежде всего, разработку мероприятий по оценке, учету и управлению рисками на рабочем месте.

Проблеме управления профессиональными рисками в этом году (отмечаемый 28 апреля) был посвящен Всемирный день охраны труда, проходивший под девизом - моя жизнь, моя работа, мой безопасный труд. Это свидетельствует о гуманитарной, социальной и экономической, корпоративной и общественной актуальности и значимости вопросов оценки рисков на рабочих местах в плане сокращения производственных травм, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.

С позиций медицины труда основой оценки профессиональных рисков являются отечественные принципы и критерии гигиенического нормирования условий труда. Именно эти критерии должны лежать в основе построения механизмов профессионального пенсионного законодательства и страхования работающих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, сохранения здоровья работающих и их социальных гарантий.

В этой связи возрастает роль системы мониторинга за состоянием производственной среды и здоровьем работающих как составной части социально-гигиенического мониторинга. Повышается значимость аттестации рабочих мест по условиям труда (характеризующейся в настоящее время, как правило, низким качеством), возникает необходимость в создании баз данных о состоянии здоровья работающих по показателям заболеваемости, инвалидности и смертности, включая регистр профессиональных заболеваний, то есть основы для создания системы оценки и управления профессиональными рисками.

В настоящее время в рамках Программы сотрудничества России - реализован проект сближения российского законодательства с законодательством Европейского союза и другими документами, принятыми международными организациями ВОЗ, МОТ по охране здоровья работников и их безопасности. Несмотря на усилия, направляемые на оздоровление и повышение безопасности условий труда, травмы, профессиональные и производственно обусловленные заболевания все еще остаются распространенными явлениями в сфере труда. В этой связи большое внимание уделяется научно-методическому обеспечению проблемы профилактики профессиональных и производственно обусловленных заболеваний населения трудоспособного возраста в современных условиях.Здравоохранение в России. 2007: Стат. сб. М.: Росстат, 2007. с. 14.

В основе обеспечения профилактики профессиональных и производственно обусловленных заболеваний (ПОЗ) в стране заложена законодательная, нормативная и методическая база. За последние годы сотрудниками ГУ НИИ медицины труда РАМН совместно со специалистами учреждений, сотрудничающих в рамках Научного совета «Медико-экологические проблемы здоровья работающих», разработано и внедрено в практику более 150 нормативных и методических документов по различным аспектам проблемы профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний. При этом следует отметить, что в методологическом плане проблема производственно обусловленных заболеваний требует существенной проработки, поскольку в настоящее время нет единого мнения относительно терминологии, диагностики, классификации производственно обусловленных заболеваний ПОЗ, системы социальной защиты и др. Там же, с. 15.

В результате социально-экономических преобразований в стране произошла практически полная ликвидация промышленной медицины, включающей не только медсанчасти, но и врачебные, фельдшерские здравпункты, санатории-профилактории, спортивно-оздоровительные комплексы, центры здоровья, учреждения общественного и диетического питания, что, безусловно, негативно отразилось на качестве медицинской помощи работающему населению, в том числе профилактике профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.

Отсутствие вертикали взаимодействия и преемственности среди разнообразных структур, осуществляющих медицинское обеспечение работающих на различных его этапах, начиная с (первичного медико-санитарного звена до центров профпатологии, способствует низкой выявляемости профессиональных заболеваний, особенно на ранних стадиях.

На 2-м съезде врачей-профпатологов (2006 г., Ростов-на-Дону) были всесторонне обсуждены вопросы нормативно-правового, методического, организационного, кадрового и образовательного обеспечения проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, экспертизы связи заболевания с профессией. Здравоохранение в России. 2007: Стат. сб. М.: Росстат, 2007. с. 121.

Неоднократно отмечалось, что действующая (в нашей стране система социального страхования hi от профессиональных заболеваний изначально противоречит принципам профилактики. Определение страхового случая вследствие профессионального заболевания через понятие утраты трудоспособности в Законе № 125-ФЗ привело н. к тому, что на ранних стадиях заболевания, когда не утрачена не только профессиональная, к; но и общая трудоспособность, однако имеются клинические признаки заболевания и контакт с неблагоприятным производственным фактором, Фонд социального страхования не рассматривает случай в качестве страхового. Там же, с.123.

Важнейшее значение в предупреждении профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний имеют обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работающих. Основная задача периодических медицинских осмотров - выявление наиболее ранних признаков воздействия неблагоприятных производственных факторов, а также общих заболеваний, являющихся противопоказанием для продолжения данной профессиональной деятельности.

Действующий в РФ «Список профессиональных заболеваний», утвержденный приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 г., построен по этиологическому принципу. ГУ НИИ медицины труда РАМН совместно со специалистами институтов, сотрудничающих в рамках. Научного совета по медико-экологическим проблемам здоровья работающих, гармонизировали список с требованиями МОТ. Список, включенный в приказ № 90, является основным документом, которым руководствуются при установлении диагноза профессионального заболевания, решении вопросов экспертизы трудоспособности.Захаренков В.В. // Бюллетень Научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2005. № 3. с. 23.

В настоящее время вопросы организации и проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров регламентируются несколькими приказами (№ 83, 90, 555), что затрудняет работу специалистов ввиду имеющихся в них противоречий и нестыковок. Важной проблемой, по-прежнему, остается отсутствие единых стандартов по оказанию профпатологической помощи на всех этапах медицинского обслуживания населения, начиная с организации медицинских осмотров и заканчивая реабилитацией работников, получивших профессиональное заболевание.

Отмечаемое низкое качество проведения медицинских осмотров обусловлено низкой обеспеченностью лечебно-профилактических учреждений медицинскими кадрами, и в первую очередь, профпатологами; недостаточной оснащенностью диагностическим оборудованием медицинских учреждений, проводящих медицинские осмотры; несовершенством системы лицензирования на медицинские услуги и аудита медицинских учреждений как элемента системы управления качеством, отсутствием специальной подготовки медицинских кадров по профпатологии.Измеров Н.Ф. II Бюллетень Научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2003. - № 1 с. 4-10.

Все это подтверждают и результаты проведенных в соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье» дополнительных медицинских осмотров работающих во вредных и/или опасных условиях труда, когда при обследовании 3,6 млн. человек не было выявлено ни одного случая профессионального заболевания. Вместе с тем национальный проект «Здоровье» призван исправить сложившуюся в российском здравоохранении ситуацию, и направлен, прежде всего, на развитие первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактического направления здравоохранения (проведение дополнительных осмотров и дополнительной диспансеризации работающих, формирование у населения культуры здоровья и повышение мотивации к его сохранению, обучение и повышение квалификации медработников, разработка программ по реабилитации и профилактике заболеваний и т. д.), обеспечение населения высокотехнологической медицинской помощью.

Медицинский персонал отмечает также низкое качество санитарно-гигиенических характеристик условий труда работников при подозрении у него на профзаболевание, поскольку используемые данные результатов аттестации рабочих мест не всегда объективно отражают реальную ситуацию на рабочем месте.

Материалы фундаментальных исследований по проблемам профпатологии используются при разработке таких актуальных вопросов прикладного характера, как совершенствование методических основ проведения экспертизы связи заболевания с профессией, проведения предварительных и периодических медосмотров работающих и экспертизы профпригодности лиц, занятых во вредных и/или опасных условиях труда, при разработке стандартов диагностики, лечения и профилактики профессиональных заболеваний.

Результаты фундаментальных исследований с учетом изучения дозоэффективных зависимостей, экспозиционных тестов позволили определить прогностические риски возможного развития профессиональных болезней и выделить информативные диагностические комплексы для проведения биологического мониторинга, занимающего одно из ведущих мест в системе профилактики нарушений здоровья при воздействии неблагоприятных производственных факторов.

Проблема ранней диагностики профессиональных заболеваний, выявления самых начальных симптомов на этапах периодического медицинского осмотра и в центрах профпатологии диктует необходимость широкого внедрения в практику здравоохранения качественно новых диагностических методов и подходов. Заслуживают внимания проводимые исследования по оценке генетического статуса и выявлению генетико-биохимических маркеров различных форм профессиональных заболеваний, которые могут использоваться для обоснования критериев индивидуального прогноза риска развития профзаболеваний. В настоящее время разработаны комплексы диагностических критериев выявления начальных форм профессиональных заболеваний, которые будут включены в соответствующие документы и стандарты оказания профпатологической помощи. Измеров Н.Ф. II Бюллетень Научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2003. - № 1 с. 4-10.

Медицина труда как интегрированная область профилактической и лечебной медицины должна обеспечивать комплексное решение проблемы сохранения здоровья работающего населения в соответствии с национальными программами по охране здоровья работников. Программа предполагает осуществление всего комплекса мер - политических, экономических, экологических, технологических, правовых, социальных, научных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию рисков нарушения здоровья, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности. Мишин В.М. Управление качеством. М: ЮНИТА-ДИНА, 2005. с. 203.

Эффективность решения комплексной проблемы сохранения и укрепления здоровья работающих, сохранения трудового потенциала страны в современных условиях будет максимальной при условии создания в системе здравоохранения определенных медицинских должностей для медицинских сестер на предприятии. Согласно имеющимся задачам, они должны заниматься не только лечебно-профилактической помощью, оказываемой в настоящее время центрами профпатологии, но также осуществлять:

· формирование и реализацию программы «Здоровье работающего населения»;

· проведение социально-гигиенического мониторинга на своих предприятиях;

· обеспечение охраны труда и техники безопасности, сохранение здоровья работающих, включая вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда;

· проведение контроля за соблюдением нормативных требований к вредным и опасным факторам производственной среды, выполнением мер по оптимизации трудового процесса;

· проведение оздоровительных мероприятий работников, особенно занятых в условиях высокого профессионального риска;

· выполнение мер по формированию здорового социально-психологического микроклимата в производственных коллективах, проведение психоэмоциональной разгрузки;

· проведение анализа и оценки коллективного и индивидуального профессионального риска для здоровья работника;

· обеспечение организации и проведения профессиональной ориентации, профотбора, предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

· создание условий для занятий оздоровительной гимнастикой, обеспечение работающих, особенно во вредных и опасных условиях труд, рациональным, в том числе лечебным питанием;

· создание рабочих мест для использования остаточной трудоспособности пострадавших к производстве и др. Измерова Н.И., Тихонова Г.И., Жаворонок Л.Г. Оценка качества и эффективности медицинских осмотров работающих. Медицина труда и промышленная экология, №6, 2008. с. 25.

Важнейшей составной частью профилактик и охраны здоровья работников остается поиск новых организационных моделей медике профилактического обслуживания промышленных рабочих. За последние годы в ряде крупных предприятии ОАО «АвтоВАЗа ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ООО «Ям бурггаздобыча» и др. созданы и эффективны функционируют центры медицины труда в результате, например, на ОАО «АвтоВАЗ» стандартизованный по возрасту показатель смертности работающих в 5,4 раза ниже смертности населения трудоспособного возраста России, уровень первичной инвалидности в 2,9 раз: ниже общероссийского, выросла производительность труда. Интересный проект воссоздания медико-санитарного обеспечения работающих с учетом новых социально-экономических условий при комплексном подходе к охране здоровья, профилактике заболеваний, медико-социальной реабилитации членов трудового коллектива, а также сохранения трудовых ресурсов и повышенно экономической эффективности производства реализуется на предприятиях нефте- и газодобывающей индустрии (как правило, с участием иностранных инвесторов). Там же, с. 26.

Реализация Глобального плана действий по охране здоровья работающих на 2008-2015 гг. будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы профилактики, сохранения и укрепления здоровья работающего населения России, а также улучшению здоровья нации - одной из важнейших функций государства, составляющих основу государственной социальной политики.

Принятие программы «Здоровье работающего населения России» и формирование в стране системы медицины труда, адаптированных к международным нормам и требованиям, будет способствовать не только улучшению всей системы охраны труда и здоровья работающих, их социальной защиты, но и, что особенно важно для развития экономики страны, обеспечит в определенной степени необходимые условия для решения проблем конкурентоспособности, продвижения России на мировой рынок, привлечению инвесторов и т. п.

Создание системы сохранения и укрепления здоровья работающего населения России позволит улучшить здоровье нации, повысить качество трудовых ресурсов государства, увеличить производительность труда и валовой внутренний продукт, что приведет к росту благосостояния населения нашей страны.

Охрана труда на предприятии является важным аспектом трудовой деятельности. Ее нормативы регламентируют определенные рамки рабочего процесса и создание комфортных условий для сотрудников. Но главная их отличительная черта — это обеспечение безопасности жизни и здоровья работников. Для этого активно разрабатываются и внедряются положения техники безопасности. Их назначение — это установление таких норм рабочего процесса и трудовой деятельности, которые минимизируют риски получить производственную травму или заболевание.

Организация охраны труда на производстве

Организация охраны труда на производстве — это одна из основных обязанностей работодателя . Для решения такой задачи должны быть предприняты следующие шаги:


  • в соответствии со статьей 217 ТК РФ необходимо организовать соответствующую службу или ввести должность специалиста;
  • на основе законодательных актов и предписанных рекомендаций разработать локальное положение, которое станет основным нормативом по обеспечению техники безопасности;
  • издать приказ, который введет указанное положение в действие, по нему также распределяется ответственность по отдельным вопросам и структуризация всей системы.

При этом специфика деятельности предприятия должна учитывать и контроль над инструктажем. Соответствующая информация предоставляется под роспись. В большинстве случаев также необходима проверка усвоенных знаний. Обычно она проводится в устном формате. Однако ряд производств предусматривает письменную или практическую аттестацию по технике безопасности, после которой сотруднику выдается удостоверение о ее прохождении.

Законодательство предписывает, что нельзя допускать к производству сотрудников, не прошедших соответствующий инструктаж или медицинский осмотр. Отсутствие положительного результата проверки также является недопустимым.

Охрана труда на предприятии — документы

Организация трудовой деятельности на предприятии должна сопровождаться документальными нормативами . Это необходимо не только для внесения определенности, но и для отчетности перед государственными органами контроля.

В перечень необходимых документов можно включить следующие акты:

  • положение по охране труда на предприятии и приказ о введении его в действие;
  • план мероприятий на текущий год;
  • отдельные нормативы по техническому и санитарно-гигиеническому состоянию помещений и оборудования;
  • документированный порядок осуществления рабочего процесса, обеспечения и использования средств защиты;
  • отдельные должностные инструкции по технике безопасности.

Все принимаемые документы должны быть согласованы с законодательной базой. Общие рекомендации при этом адаптируются к специфике компаний. Рекомендуется при составлении определенных актов и разработке мероприятий проводить консультации с государственными органами надзора, а также обмениваться опытом с другими профилирующими предприятиями.

Инструкции по охране труда в отдельных видах работ

Кроме общих нормативов в предприятии должны быть предусмотрены и отдельные предписания. Это могут быть и нормы, закрепленные в общем положении по охране труда, которые касаются отдельных должностей. Но чаще ими являются типовые инструкции — соответствующие документы, включаемые в общий перечень, но являющиеся специализированными предписаниями по технике безопасности.


К примеру электробезопасность на производстве по охране труда должна регламентироваться соответствующей инструкцией. Она предписывает не только технические нормы для оборудования, но и защитные средства для его использования, а также порядок действий, выполняемых работником. Аналогичным образом должны быть составлены и предписания для отдельных видов работ, предусмотренных на предприятии.

Комплексная система оценки состояния труда на производстве

Комплексная система оценки состояния производства — это меры по охране труда, направленные на выявление нарушений в рабочем процессе. Соответствующие мероприятия должны учитывать все аспекты трудовой деятельности:

  • техническое состояние помещений, оснащения и оборудования;
  • подготовку персонала и знание техники безопасности;
  • санитарные и гигиенические нормы и их соответствие предписанным стандартам;
  • расследование систематических и отдельных нарушений в работе.

Данные меры являются частью общего анализа и профилактики неполадок в производстве. Такая комплексная проверка может охватывать все отделы сразу, а также учитывать чрезвычайные ситуации.

    Охрана труда при работе на персональном компьютере

    Миллионы людей ежедневно садятся за свои рабочие компьютеры и проводят за их мониторами практически весь…

    Охрана труда инвалидов в РФ по Трудовому кодексу

    Трудовой кодекс предусматривает возможность работы лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью. Законодательно предусматривается, что работодатель…

    Обязанности работника по соблюдению требований охраны труда

    Законодательство предписывает в качестве одной из основных обязанностей работодателя необходимость обеспечения того уровня условий и охраны…

    Охрана труда и техника безопасности в офисе

    Вопросы техники безопасности касаются не только производственных предприятий, но и любых рабочих должностей. Это обусловлено…

В нашей стране рабочие промышленных предприятий обслуживаются по производственному принципу. На крупных предприятиях созданы медико-санитарные части, которые по существу также являются комплексным объединением стационара с поликлиникой и в которых представлены все основные врачебные специальности. Персонал медико-санитарных частей контролирует условия труда рабочих промышленных предприятий, изучает заболеваемость рабочих с временной утратой трудоспособности. На основе анализа этих данных медицинские работники совместно с дирекцией, партийной и профсоюзной организацией заводов (фабрик) принимают конкретные меры по ее снижению. Каждый завод или фабрика подразделяются на цеховые участки. Врачебные цеховые участки на предприятиях химической, угольной, горнорудной промышленности организуются из расчета 1500 работающих на один участок, в прочих отраслях промышленности и строительных организациях на один участок приходится 2000 работающих.

При отсутствии медико-санитарной части организуется врачебный здравпункт. За каждым врачом закрепляется определенный цех. В цеху врач и медицинская сестра проводят весь комплекс санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.

Небольшие промышленные предприятия, не имеющие медико-санитарных частей, обслуживаются территориальными поликлиниками. При этом один из врачей поликлиники работает по принципу цеховой участковости, т. е. обслуживает рабочих данного предприятия по производственному принципу.

На ряде промышленных предприятий в цехах имеются фельдшерские или сестринские здравпункты. Возглавляют их фельдшера или медицинские сестры. В условиях, когда работники данного промышленного предприятия получают лечебно-профилактическую помощь от врача территориальной поликлиники, фельдшерский или сестринский здравпункт является его основной базой, где он принимает больных. При необходимости оказания помощи силами специалистов больные направляются врачом в вышеназванную территориальную поликлинику.

Основными задачами фельдшерского или сестринского здравпункта являются проведение широких профилактических мероприятий среди рабочих данного цеха, оказание им доврачебной медицинской помощи при травмах, внезапных заболеваниях, профессиональных отравлениях и организация профилактических мероприятий.

Фельдшера или медицинские сестры, работающие на этих здравпунктах, должны знать особенности данного производства, условия труда и профессиональную патологию рабочих и служащих обслуживаемого цеха. Под руководством цехового врача они выполняют большую работу по охране здоровья рабочих: изучают заболеваемость с временной утратой трудоспособности работников цеха и в тесном контакте с профсоюзной организацией принимают действенные меры по ее снижению; помогают цеховому врачу проводить периодические медицинские осмотры работников цеха; участвуют во всех мероприятиях, связанных с диспансеризацией рабочих; выполняют все назначения врача при лечении больных. На каждом здравпункте должен быть почасовой график приема цеховым врачом и врачами-специалистами в медико-санитарной части или поликлинике, к которой прикреплен данный здравпункт. При необходимости фельдшер или медицинская сестра, работающая на здравпункте, может направить к ним больного.

Заведующий здравпунктом к приходу цехового врача подготавливает больных, находящихся на диспансерном наблюдении, записывает указания врача относительно дальнейшего лечения больного и проводит необходимые манипуляции. По указанию цехового врача работники здравпункта проводят прививки всем рабочим и служащим цеха.

Здравпункт осуществляет наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием цеха, бытовых помещений, пищевых объектов, выявляет факторы, способствующие заболеваемости рабочих. В этом работники здравпункта опираются на подготовленный ими санитарный актив.

Заведующий здравпунктом, согласно плану, обучает их навыкам оказания само- и взаимопомощи при травмах по программе санитарного минимума.

Из числа санитарных активистов создаются санитарные посты. Их снабжают аптечками первой медицинской помощи, следят за их пополнением. В аптечке постоянно должны быть йодная настойка, индивидуальные стерильные пакеты, бинты разных размеров, кровоостанавливающий жгут, нашатырный спирт, валериановые капли. За сохранность аптечки несет ответственность дежурный по санитарному посту.

О каждом случае травматизма или профессионального отравления составляется акт, а работники здравпункта наблюдают за тем, чтобы руководством и профсоюзной организацией цеха были приняты действенные меры к устранению причин, вызвавших травму или заболевание.

Ежедневно заведующий здравпунктом информирует начальника цеха о лицах, не вышедших на работу по болезни или вследствие травмы. Большое внимание работники здравпункта обращают на выявление у рабочих гнойничковых заболеваний. Чаще всего они возникают в результате мелких травм или действия химических веществ. Борьба с гнойничковыми заболеваниями - важная задача медицинских работников, так как эти заболевания могут привести к тяжелым осложнениям - абсцессам и флегмонам, при которых рабочий может на длительный срок потерять трудоспособность.

Работники здравпункта читают лекции и проводят беседы среди рабочих цеха, организуют санитарные выставки, выставки по гигиене труда и уголки здоровья.

error: Content is protected !!