Инвентаризация расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования, предусматриваемых в бюджете муниципального образования «Дубровский район» за последних три отчетных года и текущий финансовый год. Проведение инвентаризации

Перед составлением годовых отчетных форм казенные учреждения должны провести инвентаризацию активов и обязательств. В рамках статьи рассмотрены вопросы, касающиеся оформления результатов инвентаризации и их отражения в бюджетном учете.

Это требование установлено п. 7 Инструкции № 191н . Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается субъектом в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н). Казенные учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств, в большинстве своем прописывают в учетной политике порядок проведения инвентаризации, руководствуясь ведомственным нормативным актом, регулирующим его. В рамках этой статьи мы не будем акцентировать внимание на том, в каком порядке проходит , а поговорим об оформлении результатов инвентаризации и их отражении в бюджетном учете.

Итак, учреждение готовится к составлению годовых отчетных бухгалтерских форм. Приказом (распоряжением) руководителя учреждения утверждаются период проведения инвентаризации, объекты проверки, члены и председатель инвентаризационной группы. Инвентаризация проводится в установленные приказом (распоряжением) руководителя учреждения сроки. На момент составления годовых отчетных бухгалтерских форм необходимо:

1) наличие надлежащим образом оформленных инвентаризационных описей;

2) наличие надлежащим образом оформленного акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);

3) наличие оформленной в соответствии с требованиями законодательства РФ ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (при наличии расхождений между фактическими данными и данными бухгалтерского учета);

4) наличие протокола собрания комиссии по инвентаризации;

5) отражение результатов инвентаризации на счетах бюджетного учета и в отчетности.

Для справки:

На сайте Минфина размещен проект, который вносит изменения в Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. После того, как проект приобретет статус нормативного акта, данные методические указания не будут применяться казенными учреждениями.

Инвентаризационные описи.

Формы инвентаризационных описей и порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина РФ № 52н . Казенные учреждения при проведении инвентаризации чаще всего используют следующие инвентаризационные описи.

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082). В этой описи указываются наименование подразделения ЦБ РФ, номер счета, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации. В случае если у учреждения имеется счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте, фиксируется курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и приводится остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. В инвентаризационной описи должны быть:

    запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками;

    подписи всех членов комиссии учреждения, осуществляющих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. В ней отражаются:

    наименование и код бланков строгой отчетности;

    единица измерения;

    сведения о фактическом наличии (цена, количество);

    подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию;

    расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступающие под ответственность МОЛ, оприходованы.

Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Инвентаризационная опись (ф. 0504087) составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам. В ней указываются:

    место проведения инвентаризации;

    расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход ценностей не имеется;

    наименование и код объекта учета;

    инвентарный номер;

    единица измерения;

    сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество);

    сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);

    сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);

Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088). Данная опись формируется комиссией учреждения и отражает:

    сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);

    сведения по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;

    номера последних приходного и расходного кассовых ордеров;

    подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Эта инвентаризационная опись формируется комиссией учреждения и включает:

    сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;

    наименование дебитора (кредитора);

    данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) (отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность);

    номер счета бюджетного учета;

    общую сумму задолженности по данным бюджетного учета (в том числе подтвержденную и не подтвержденную дебиторами (кредиторами), а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности);

    подписи председателя и членов комиссии, осуществляющих инвентаризацию.

Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

После того, как члены комиссии провели инвентаризацию активов и обязательств на основании оформленных надлежащим образом инвентаризационных описей, составляется акт о результатах инвентаризации. В нем отражается, что было установлено по результатам инвентаризации:

    соответствие данных бюджетного учета и фактических данных;

    расхождение между данными бюджетного учета и фактическими данными (недостачи или излишки объектов нефинансовых активов, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности).

В случае если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения между фактическими показателями и данными бюджетного учета, составляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом документе фиксируются установленные расхождения с данными бюджетного учета.

Протокол заседания инвентаризационной комиссии.

По результатам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии, итоги которого оформляются протоколом. Его форма не установлена, поэтому он составляется в произвольном виде. В протоколе указываются все данные о проведенной инвентаризации. В частности, в нем фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки активов и обязательств учреждения. Составление протокола не является обязательным (за исключением случаев, когда составление протокола установлено ведомственным нормативным актом).

Отражение результатов инвентаризации.

Расхождения между фактическими данными и данными бюджетного учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, подлежат отражению в учете.

Излишки, выявленные в ходе проведения инвентаризации. Пунктом 31 Инструкции № 157н определено, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. Неучтенные объекты финансовых активов (например, излишки денег, обнаруженные в кассе учреждения) принимаются к учету по фактическому номиналу.

Соответственно, перед составлением годовых отчетных форм необходимо:

    правильно определить текущую оценочную стоимость объектов нефинансовых активов, выявленных в ходе инвентаризации (излишков);

    верно отразить в учете факты неучтенных объектов нефинансовых и финансовых активов.

Напомним, что понятие «текущая оценочная стоимость» установлено п. 25 Инструкции № 157н. Так, под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату их принятия к учету. Способы определения такой стоимости предусмотрены тем же пунктом. В нем сказано, что текущая оценочная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случае невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

По активам учреждения, не имеющим аналогов и не являющимся предметами договоров купли-продажи, по которым информация о стоимости изготовления отсутствует, следует применять (Письмо Минфина РФ от 11.02.2016 № 02-07-10/7458):

    условную оценку «один объект – 1 руб.»;

    страховую сумму, определенную договором страхования, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования (в случае коллекционной, исторической и научной значимости объектов, принимаемых к учету).

На счетах бухгалтерского учета выявленные при проведении инвентаризации неучтенные объекты нефинансовых активов, а также излишки денежных средств и денежных документов отражаются следующим образом:

Оприходованы неучтенные объекты в составе нефинансовых активов:

– основных средств

– нематериальных активов

– непроизведенных активов

– материальных запасов

Оприходованы в кассу учреждения излишки:

– денежной наличности

– денежных документов

Недостачи, выявленные в ходе проведения инвентаризации. В процессе проведения инвентаризации могут быть выявлены недостачи объектов нефинансовых и финансовых активов. При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба согласно положениям п. 220 Инструкции № 157н. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

На суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанного виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранной валюте одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).

Недостача имущества отражается в бюджетном учете на соответствующих аналитических счетах счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», при этом совершаются следующие записи:

Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению недостачей объектов нефинансовых активов, в том числе:

– основных средств

– нематериальных активов

– материальных запасов

Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению недостачей финансовых активов в кассе, в том числе:

– денежных средств

– денежных документов и иных финансовых активов

Списаны объекты нефинансовых активов по причине их утраты (хищения), выявленной в ходе проведения инвентаризации, в том числе:

– основных средств

– нематериальных активов

– материальных запасов

Списаны потери продуктов в объеме норм естественной убыли

Списаны потери, недостачи материальных запасов в пределах установленных норм естественной убыли

Списаны денежные документы, иные финансовые активы, недостача которых обнаружена в ходе инвентаризации

Списание сумм дебиторской и кредиторской задолженности. При проведении инвентаризации расчетов нередко выявляются факты дебиторской и кредиторской задолженности. При этом в ходе инвентаризации важно выявить причины образования такой задолженности и возможность ее погашения. Поэтому в ходе проведения инвентаризации:

    составляются акты сверки расчетов с контрагентами и выверяются расчеты с ними;

    делается анализ сумм дебиторской и (или) кредиторской задолженности, выявленной в учреждении на отчетную дату;

    проверяется правильность оформления операций по списанию сумм задолженности со счетов бухгалтерского учета, забалансовых счетов;

    проверяется соблюдение учреждением методологии учета при совершении операций по списанию сумм задолженности.

Напомним, что по правилам бюджетного учета списанию с баланса учреждения подлежат нереальная к взысканию задолженность неплатежеспособных дебиторов и задолженность, по которой отсутствуют требования кредиторов. Списание задолженности со счетов бюджетного учета производится при наличии фактов, подтверждающих невозможность погашения задолженности, истечение срока исковой давности.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, если в отношении дебиторской задолженности не выполняются критерии отнесения ее к активам , в соответствии с решением комиссии о списании данной задолженности с балансового учета ее учет осуществляется на забалансовом счете. Указанное решение принимается с учетом:

    сведений, выявленных в ходе инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;

    документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.

Если по итогам проведения инвентаризации будет выявлена , нереальная к взысканию, такая задолженность списывается со счетов бухгалтерского учета следующими записями:

Дальнейший учет такой задолженности ведется на забалансвом счете (п. 339 Инструкции № 157н). На этом счете она учитывается в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.

Также по результатам проведения инвентаризации может быть выявлена , подлежащая списанию со счетов бюджетного учета. Основаниями для списания такой задолженности являются:

    истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

    прекращение обязательства в связи с невозможностью его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

    прекращение обязательства по акту государственного органа (ст. 417 ГК РФ).

Операции по списанию кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, отражаются так:

Списана кредиторская задолженность по доходам, не востребованная кредиторами

Списана с балансового учета задолженность по принятым к бюджетному учету суммам произведенных подотчетным лицом расходов, не востребованным подотчетными лицами

Списана с балансового учета задолженность по принятым обязательствам, не востребованная кредиторами

Учет сумм не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором (далее – задолженность учреждения, не востребованная кредиторами), ведется на забалансовом счете 20 (п. 371 Инструкции № 157н). Списание задолженности, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном для бюджетных учреждений, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством РФ, актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В завершение статьи отметим, что со следующего года начинает применяться Федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н. В разделе VIII данного стандарта установлены основные требования к инвентаризации активов и обязательств. Из положений этого раздела следует, что инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных учета и составления отчетности. Инвентаризация активов и обязательств осуществляется по основаниям, в сроки и порядке, которые предусмотрены субъектом учета в рамках формирования учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным. Такие случаи обозначены в п. 81 данного стандарта.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того периода, в котором она была закончена. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, показываются в данной отчетности.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Понятие актива дано в Федеральном стандарте «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Согласно п.1.2 Методических указаний дебиторская задолженность относится к имуществу организации, а кредиторская задолженность и резервы - к финансовым обязательствам.

Под финансовыми обязательствами понимаются:

1) кредиторская задолженность;

2) кредиты банков;

4) резервы.

Инвентаризации расчетов.

Задача инвентаризации - определение реального состояния расчетов и выявление задолженности, не реальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме ИНВ-17 (Приложение У). В этой справке указываются:

реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;

дата и причина возникновения задолженности;

сумма задолженности.

Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17.

Инвентаризация включает проверку расчетов с:

1) покупателями и поставщиками (сч.60, 62, 76);

2) банками по займам, кредитам (сч.66, 67);

3) бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам (сч.68,69);

4) работниками, в том числе подотчетными лицами (сч.70, 71, 73, 76/4);

5) другими дебиторами и кредиторами (сч.76).

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам (по терминологии Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств), с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия в результате документальной проверки должна установить обоснованность, полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с формированием и движением дебиторской и кредиторской задолженности по всем видам расчетов.

1. Последовательно анализируется каждый вид инвентаризируемого расчета:

Расчеты по кредитам и займам (сч.66, 67).

Проверяются кредиты, выданные организации банками и другими кредитными учреждениями по каждому кредитному учреждению и кредитному договору. Проверяется правомерность их учета в составе краткосрочных (со сроком погашения не более 12 месяцев) или долгосрочных (со сроком погашения более 12 месяцев) обязательств в соответствии с договором.

Займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются обособленно.

Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно. Учет расчетов с кредитными организациями, заимодавцами и векселедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется обособленно.

Проверяется правильность и своевременность начисления к уплате причитающихся процентов по полученным кредитам и займам. Начисленные суммы процентов учитываются обособленно.

Расчеты по налогам и сборам (сч.68).

Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду налога. Проверяется своевременность расчетов с бюджетом по исчисленным налогам.

Проверяются акты сверки с бюджетом по налогам. Выявляется задолженность перед бюджетом и дата ее образования.

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (сч.69).

Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду страхования (социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование).

Проверяется своевременность расчетов по страховым взносам. Проверяются акты сверки с фондами. Выявляется задолженность по страховым взносам и дата ее образования.

Расчеты с покупателями и заказчиками (сч.62).

Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов полученных по каждому покупателю (заказчику).

Данные аналитического учета за поставленные товары (работы, услуги) должны обеспечивать возможность получения необходимой информации:

1) по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

2) по покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

3) по векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

4) по векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

5) по векселям, денежные средства по которым не поступили в срок;

6) по покупателям и заказчикам в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность.

Проверяются акты сверок с покупателями и заказчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

1) задолженность, подтвержденная дебиторами;

2) задолженность, не подтвержденная дебиторами;

Проверяется обоснованность списания безнадежной задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя. Списание безнадежной задолженности возможно:

1) по истечении срока исковой давности. Срок исковой давности составляет 3 года с момента возникновения задолженности;

2) при неплатежеспособности должника. Суммы списанной задолженности сопоставляется с суммами, отраженными на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" (задолженность учитывается за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников).

Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому покупателю (заказчику).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (сч.60)

Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов выданных по каждому поставщику (подрядчику).

Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимых данных о расчетах с поставщиками (подрядчиками):

1) за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п.;

2) по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

3) за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

4) по излишкам товарно-материальных ценностей, выявленным при их приемке;

5) за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Проверяется обоснованность отражения задолженности по авансам выданным (в соответствии с условиями договора и платежными документами).

Проверяются акты сверки с поставщиками и подрядчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:

1) задолженность, подтвержденная кредиторами;

2) задолженность, не подтвержденная кредиторами;

3) задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Проверяется обоснованность списания кредиторской задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя. Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому поставщику и подрядчику.

Материальные ценности, поступающие от поставщиков, принимаются на учет независимо от того, когда они поступили на предприятие - до или после получения расчетных документов поставщика. Фактически прибывшие материальные ценности, по которым не поступили расчетно-платежные документы, считаются неотфактурованной поставкой. Такие ТМЦ принимаются по приемному акту, составляемому на складе по факту их поступления по цене, указанной в договоре (см. п.24 ПБУ 5/98). Если до конца месяца расчетные документы на поступят, то такие ТМЦ отражаются в балансе в приемной оценке, а в следующем месяце при поступлении расчетных документов стоимость неотфактурованных поставок сторнируется и производится запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.

Расчеты с подотчетными лицами (сч.71)

Аналитический учет ведется по каждой сумме, выданной под отчет. Выявляются подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки. Предприятия выдают наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Проверяется правомерность выдачи наличных денег под отчет. Круг лиц, имеющих право на получение денежных средств в подотчет, устанавливается приказом руководителя.

Проверяется соблюдение порядка выдачи наличных денег под отчет:

1) выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу;

2) передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому лицу запрещается.

Расчеты с персоналом по оплате труда (сч.70)

Аналитический учет ведется по каждому работнику организации.

Сопоставляются данные расчетной (расчетно-платежной) ведомости с регистрами бухгалтерского учета.

Выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов.

Выявляются суммы и причины возникновения переплат работникам.

Расчеты с персоналом по прочим операциям (сч.73)

Аналитический учет ведется по каждому виду расчета (расчеты по предоставленным займам. уплате процентов по ним, расчеты по возмещению материального ущерба работниками в результате брака, недостач, хищений и др.).

Проверяется обоснованность расчетов с работниками (договоры займа, товарного кредита, акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач, брака, приказы).

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (сч.76)

Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимой информации по каждому дебитору и кредитору о расчетах:

1) по имущественному страхованию;

2) по личному страхованию;

3) по страхованию предпринимательских рисков и гражданской ответственности;

4) по претензиям;

5) по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов;

6) по договорам аренды, поручения, комиссии, цессии и др.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете обособленно.

Проверяются акты сверок с дебиторами и кредиторами. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственные расчеты (сч.79)

Аналитический учет ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчеты по договорам доверительного управления имуществом - по каждому договору.

Проверяются расчеты по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.

2. Данные инвентаризации заносятся в приложение к форме № ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (Приложение У). Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.

3. На основании справки заполняется форма № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

Инвентаризация счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

1. Проверяется обоснованность возникновения недостач и потерь от порчи ценностей (акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач). Недостачи и потери от порчи материальных и иных ценностей (включая денежные средства) могут возникать в процессе их заготовления, хранения и продажи.

2. Проверяется правильность формирования учетной стоимости потерь и недостач:

1) по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - их фактическая себестоимость с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

2) по недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации) с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

3) по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость и т.п.

3. Проверяется обоснованность списания недостач и порчи ценностей:

1) на себестоимость продукции (в пределах норм естественной убыли);

2) на виновное лицо (сверх норм естественной убыли и в соответствии со статьями ТК РФ);

3) на прочие доходы и расходы (при отсутствии конкретных виновников, а также недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков);

4) на убытки отчетного года как некомпенсированные потери от стихийных бедствий (по потерям ценностей, возникшим в результате стихийных бедствий).

Инвентаризация счета 86 "Целевое финансирование"

1. Проверяются расходование средств на цели, предусмотренные целевыми программами и сметами расходов. Целевое финансирование - это финансирование целевых программ за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Данные аналитического учета должны обеспечить возможность получения необходимой информации по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

2. Проверяется наличие документов (отчеты об использовании средств с приложенными первичными документами), подтверждающих целевое использование бюджетных средств, т.е. сопоставляются произведенные расходы с соответствующей экономической статьей расходов бюджетных назначений.

3. Выявляются суммы превышения расходов по соответствующим статьям бюджетного финансирования. Проверяется наличие документов, подтверждающих целесообразность и правомерность расходов сверх утвержденной сметы.

4. Инвентаризационные описи заполняются в разрезе источников финансирования.

Инвентаризация счета 98 "Доходы будущих периодов"

1. Проверяется правомерность отнесения полученных доходов к доходам будущих периодов.

К доходам будущих периодов относятся:

1) доходы, полученные в счет будущих периодов (доходы от аренды, абонентская плата, выручка от перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам и др.);

2) стоимость активов, полученных безвозмездно;

3) предстоящее поступление задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы и признанным виновным лицом или присужденным судом;

4) разница между подлежащей взысканию с виновных лиц суммой за недостающие материальные и иные ценности и их учетной стоимостью.

2. Проверяется правильность формирования оценки доходов будущих периодов. При принятии к учету доходов будущих периодов их оценка производится в следующем порядке:

1) доходы, полученные в счет будущих периодов, принимаются к учету в сумме фактически поступившей оплаты (в соответствии с договором);

2) стоимость активов, полученных безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;

3) задолженности по недостачам прошлых лет, выявленные в отчетном году, принимаются к учету по рыночной стоимости на дату признания недостачи виновником или на дату вынесения судом соответствующего решения;

4) сумма разницы в оценке недостач, взыскиваемых с виновных лиц, определяется как разница между рыночной стоимостью недостающих ценностей и их учетной стоимостью.

3. При инвентаризации, проводимой на конец года, проверяется обоснованность наличия остатков, числящихся на следующих субсчетах:

1) субсчет "Доходы, полученные в счет будущих периодов" - должны быть отражены только доходы, относящиеся к следующему отчетному году;

2) субсчет "Безвозмездные поступления" - рыночная стоимость безвозмездно полученного имущества в части, относящейся к недоамортизированной стоимости (по амортизируемому имуществу), или рыночная стоимость МПЗ, не списанных на счета учета затрат на производство;

3) субсчет "Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы" и субсчет "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей" - рыночная стоимость имущества или разница в его оценке, относящиеся к непогашенной части задолженности по недостачам.

4. Проверяется правильность списания сумм, учтенных на счете по безвозмездно полученному имуществу. Списание сумм производится в корреспонденции со счетом 91.2 "Прочие расходы" в следующем порядке:

1) по безвозмездно полученным основным средствам - по мере начисления амортизации;

2) по иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере списания на производство (расходов на продажу).

Списание просроченной задолженности

По результатам инвентаризации расчетов выявляются сомнительные и безнадежные долги покупателей, заказчиков, персонала перед организацией.

Согласно п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в бухгалтерском учете сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Таким образом, по результатам инвентаризации дебиторская (кредиторская) задолженность по каждому обязательству в соответствии с условиями заключенных договоров и с учетом срока погашения может быть классифицирована следующим образом:

1) задолженность, по которой срок погашения еще не наступил;

2) задолженность, по которой срок погашения уже прошел.

Кроме того, по просроченной дебиторской и кредиторской задолженности определяется срок ее исковой давности, и устанавливаются обстоятельства, прерывающие данный срок. Согласно ст. 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности - три года. При этом срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (ст. 192 ГК РФ). Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. И прерывается, согласно ст. 203 ГК РФ при предъявлении иска в установленном порядке, а также при совершении обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (например, подписания акта сверки, соглашения о реструктуризации и т.д.). После перерыва течение срока исковой давности начинается заново и время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Если организация создала резерв по сомнительным долгам, то суммы списываемой задолженности относятся на счет средств резерва сомнительных долгов, иначе - на финансовые результаты.

Признание дебиторской задолженности убытком из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Списанная дебиторская задолженность должна учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" с целью контроля за изменением имущественного положения должника. Аналитический учет по счету 007 ведется по каждому контрагенту, чья задолженность списана в убыток, и каждому списанному в убыток долгу.

Списание дебиторской задолженности. Типовые проводки

С помощью приведенных ниже типовых проводок отражаются результаты инвентаризации расчетов с дебиторами в бухгалтерском учете организации.

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Порядок отражения инвентаризации расчетов с дебиторами в случае, если в организации создан резерв по сомнительным долгам

Отражаем списание дебиторской задолженности при наличии в организации резерва по сомнительным долгам

Сумма списанной задолженности

Сумма списанной задолженности

Бухгалтерская справка-расчет, Акт сверки с контрагентом

Порядок отражения инвентаризации расчетов с дебиторами в случае, когда резерва по сомнительным долгам нет

Отражаем списание дебиторской задолженности при отсутствии в организации резерва по сомнительным долгам

Сумма списанной задолженности

Бухгалтерская справка-расчет, Акт сверки с контрагентом

Отражаем списанную дебиторскую задолженность на забалансовом счете для дальнейшего контроля

Сумма списанной задолженности

Бухгалтерская справка-расчет, Акт сверки с контрагентом

Порядок отражения сумм, поступивших в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности

Отражаем поступление взысканной задолженности на расчетный счет

Банковская выписка

Списываем поступившую сумму задолженности с забалансового счета

Сумма взысканной задолженности

Бухгалтерская справка-расчет

Списание кредиторской задолженности в бухгалтерском и налоговом учете

Для своевременного и полного списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности необходимо регулярно проводить инвентаризацию такой задолженности.

При обнаружении кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, она списывается в состав доходов организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

При этом признание доходов для целей налогового учета происходит в том налоговом периоде, в котором истек срок исковой давности и не привязывается к датам проведения инвентаризации и приказа руководителя о ее списании.

Документы, подтверждающие кредиторскую задолженность и истечение исковой давности по ней:

1. Договор или счет, документы подтверждающие факт полученной оплаты.

2. Полученные накладные, акты об оказанных услугах, выполненных работах.

3. Акты сверок, подтверждающие задолженность (очень важный документ, подтверждающий срок течения исковой давности).

4. Письменные ответы на требования о погашения задолженности и сами такие требования.

5. Прочие документы, подтверждающие факт задолженности и начала течения срока исковой давности.

При списании кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности составляется бухгалтерская справка-расчет.

В бухгалтерском учете делаем следующие проводки:

Дт 60,62,70, 71,73,76 Кт 91/1 - списана в состав прочих доходов кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

В налоговом учете: кредиторская задолженность списывается в состав внереализационных доходов на дату истечения срока исковой давности.

Во избежание налоговых рисков в части налога на прибыль при проведении налоговых проверок, нужно своевременно признавать кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности в составе доходов организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Одной из острых проблем, стоящих перед органами власти всех уровней, остается закредитованность бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В последние годы долговая нагрузка на консолидированные бюджеты субъектов значительно возросла и, по данным Счетной палаты на 1 апреля 2016 года, составила 2,4 трлн. рублей.

Принимая во внимание значимость указанной проблемы, Советом Федерации при подготовке федерального бюджета на 2016 год были даны рекомендации Правительству Российской Федерации, предусматривающие возможность ежегодного предоставления финансовой помощи регионам
на замещение коммерческих кредитов менее обременительными бюджетными кредитами. Правительство нас поддержало в этом вопросе, и в 2016 году на указанные цели в федеральном бюджете предусмотрены ассигнования в объеме 310 млрд. рублей.

Однако бюджетное кредитование не устраняет первопричину сложившейся ситуации: дисбаланса между расходными обязательствами и доходными источниками. Поэтому сенаторы в 2015 году предложили провести сложную, но необходимую работу по инвентаризации расходных обязательств на всех уровнях власти, что нашло поддержку со стороны Правительства Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация во многом связана с теми решениями и изменениями в законодательстве, которые принимались в последние 11 лет, и привели к увеличению количества полномочий регионов по вопросам совместного ведения с 46 до 105, а делегированных полномочий с федерального уровня – с 11 до 117. При этом не всегда передача расходных обязательств сопровождалась передачей доходных источников, что, в свою очередь, и вызвало дисбаланс и появление в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях «нефинансируемых мандатов» и «недофинансированных мандатов».

В этом и заключается основная цель проводимой работы – анализ сложившихся расходных обязательств и их стоимостная оценка.

В конце 2015 года на площадке Правительства Российской Федерации было проведено совещание, по результатам которого Председателем Правительства Российской Федерации было принято решение провести инвентаризацию расходных обязательств регионов и муниципальных образований, в том числе переданным на осуществление органам власти другого уровня бюджетной системы.

Работа по инвентаризации будет состоять из трех основных этапов.

На первом этапе предполагается составление перечня расходных обязательств на основе нормативных правовых актов с одной стороны и на основе данных, предоставляемых субъектами, о фактически реализуемых полномочиях, с другой.

На втором этапе предстоит провести классификацию расходных обязательств по уровням власти, за которыми они закреплены и по уровням бюджетной системы, из которых производится их фактическое финансирование.

И наконец, на третьем этапе работы, в соответствии с нормативами и стандартами, будет посчитана стоимость каждого обязательства.

В связи с необходимостью повышения прозрачности и актуализацией расходных обязательств, при внесении изменений в нормативные правовые акты предлагается ведение реестра осуществлять на площадке информационной системы Минфина России «Электронный бюджет», в которой в настоящее время главные распорядители формируют бюджет и ведут сводную бюджетную роспись. Чтобы такая грандиозная работа не выполнялась каждые пять-десять лет необходимо создать условия, при которых данный перечень будет вестись постоянно и актуализироваться при внесении соответствующих изменений в нормативные акты.

Совет Федерации заинтересован в скорейшем и качественном завершении данной работы, т. к. ее результаты будут использованы при формировании расходной части бюджетов на всех уровнях власти. Устранение дублирования полномочий приведет к оптимизации расходов, а анализ распределения по уровням бюджетной системы позволит более качественно предоставлять услуги населению и выполнять работы.

И наконец, посчитав стоимость расходных обязательств, реализуемых на том или ином уровне власти, мы можем вернуться к вопросу о перераспределении доходных источников в пользу субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что приведет к снижению долговой нагрузки.

Главная > Документ

2. 3. Формирование порядка планирования и обоснования бюджетных обязательств

Аналитическая записка.

7.1,7.5. Инвентаризация расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования, предусматриваемых в районном бюджете расходов на текущий финансовый год.

Перечнем программных мероприятий районной целевой программы «Реформирование муниципальных финансов Мышкинского муниципального района на 2009-2011 годы», утвержденной постановлением Администрации Мышкинского муниципального района от 12.11. 2009 г. № 927, запланировано проведение ежегодной инвентаризации расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования предусматриваемых в районном бюджете расходов на текущий финансовый год.

Указанное мероприятие направлено на решение программной задачи «Внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат».

Целью инвентаризации расходных обязательств является обеспечение возможности эффективного использования реестра расходных обязательств в бюджетном планировании для совершенствования бюджетного процесса в Мышкинском муниципальном районе.

Начиная с 2006 года в Мышкинском муниципальном районе в соответствии с Федеральным законодательством и приказами Министерства финансов РФ, составляется реестр расходных обязательств. С 2007 года вопросы формирования реестра расходных обязательств регулируются постановлением главы Мышкинского муниципального района от 21.07.2006 г. № 471.

До настоящего времени реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района составлялся по формам, утвержденным приказом Минфина РФ № 77 от 07.09.2007 года.

Данная форма включает в себя следующие разделы:

Сведения о главном распорядителе (распорядителе, получателе) средств районного бюджета;

Информация о полномочиях, при осуществлении которых возникают расходные обязательства Мышкинского муниципального района, и нормативных правовых актах, устанавливающих указанные полномочия;

Информация о расходных обязательствах Мышкинского муниципального района и нормативных правовых актах, являющихся основанием возникновения расходных обязательств и определяющих порядок исполнения и финансового обеспечения расходных обязательств;

Код бюджетной классификации;

Финансовая оценка объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств;

Дополнительные сведения о расходных обязательствах.

В 2010 году инвентаризация была проведена специалистам отдела финансов Администрации ММР с использованием программного модуля «Реестр расходных обязательств» программного комплекса АС «Бюджет»». Это позволило систематизировать расходные обязательства в соответствии с полномочиями, осуществляемыми органами местного самоуправления Мышкинского муниципального района и провести оценку соответствия расходных обязательств бюджетным обязательствам.

В 2010 году реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района представляет собой масштабный аналитический документ, включающий в себя в настоящее время 131 правовых актов, обуславливающих возникновение расходных обязательств.

Реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района имеет публичный характер и размещается на официальном интернет-сайте Администрации ММР.

В ходе проведения инвентаризации осуществлялась оценка соответствия расходного обязательства бюджетному обязательству. По результатам оценки соответствия расходных обязательств бюджетным обязательствам, сделан вывод о том, что все расходные обязательства, внесенные в реестр расходных обязательств, обеспечены средствами районного бюджета.

Так же в ходе инвентаризации осуществлялся анализ нормативной правовой базы. В реестре расходных обязательств Мышкинского муниципального района для каждого расходного обязательства приводится информация о правовом основании для его возникновения (включая федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты, принятые Ярославской областью, нормативные правовые акты, принятые Мышкинским муниципальным районом и нормативные правовые акты, принятые поселениями Мышкинского района).

В таблице приведена информация по объему базы данных нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства Мышкинского муниципального района, используемых при составлении реестра расходных обязательств.

Количество нормативных правовых актов, обуславливающих

публичные обязательства (или) правовые основания для иных

расходных обязательств и используемых в реестре расходных

обязательств Мышкинского муниципального района

Вид нормативного правового акта

Количество нормативны правовых актов, включенных в базу данных

Федеральные нормативные правовые акты

в том числе:

Федеральный закон

Постановление, распоряжение Правительства Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации

Нормативные правовые акты, принятые в Ярославской области

в том числе:

Закон Ярославской области

Постановление Администрации Ярославской области

Постановление Губернатора Ярославской области

Постановление Правительства Ярославской области

Нормативно-правовые акты органов государственной власти Ярославской области

Мышкинском муниципальном районе

в том числе:

Решение Собрания депутатов ММР

Постановление Администрации ММР

Нормативные правовые акты, принятые в поселениях Мышкинского муниципального района

в том числе:

Решение Муниципальных Советов ММР

Постановление Администрации поселений ММР

ИТОГО:

Инвентаризация показала, что все расходные обязательства, отраженные в реестре, имеют правовые основания для финансирования.

В случае внесения изменений в нормативные правовые акты, обуславливающие и регулирующие бюджетные расходы, их отмены, а также в случаях некорректного заполнения отдельных позиций реестра расходных обязательств в реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района вносятся соответствующие поправки.

Таким образом, в настоящее время благодаря реестру расходных обязательств появилась возможность четкого отделения действующих (включенных в реестр) расходных обязательств от принимаемых расходных обязательств, подлежащих или планируемых к включению в этот реестр, в случае выделения на эти цели бюджетных ассигнований, в пределах нераспределенных (в зависимости от экономического прогноза и политики заимствований) ресурсов.

Инвентаризация реестра расходных обязательств определила следующие выводы:

Не все расходные обязательства, внесенные в реестр расходных обязательств, урегулированы нормативными правовыми актами;

В некоторых нормативных правовых актах определяющих финансовое обеспечение и порядок расходования средств отсутствуют методики расчета расходов на реализацию соответствующих расходных обязательств.

Главным результатом проведения инвентаризации расходных обязательств является формирование реестра расходных обязательств, учет в реестре расходных обязательств всех расходных обязательств Мышкинского муниципального района и обеспечение соответствия учтенных расходных обязательств действующему законодательству. Сопоставление бюджетных обязательств с реестром расходных обязательств показало, что все расходы районного бюджета, предусмотренные действующим решением Собрания депутатов Мышкинского МР о бюджете, имеют нормативно-правовое регулирование и отражены в реестре расходных обязательств Мышкинского муниципального района.

В дальнейшем работа по ведению реестра расходных обязательств требует тесного взаимодействия с главными распорядителями средств бюджета. По результатам выявления расходных обязательств, имеющих недостаточное нормативное правовое обоснование, главным распорядителям данных расходных обязательств будут направлены письма о необходимости разработки нормативных правовых актов, регулирующих исполнение данных расходных обязательств.

Так же будет проводиться работа по ежегодному обновлению путем исключения прекращенных в текущем финансовом году и включения в него принятых в текущем и принимаемых при среднесрочном планировании обязательств, а также корректировки финансовой оценки обязательств, объем которых изменяется.

Дальнейшее совершенствование процесса составления и ведение реестра расходных обязательств будет связана с вовлечением реестра расходных обязательств в процесс планирования ассигнований, а также ужесточением требований к обоснованности расчетов стоимости расходных обязательств на основе применения детальных методик расчета в соответствии с приказом отдела финансов Администрации ММР от 29.07.2010 г. № 23-ос «Об утверждении порядка планирования бюджетных ассигнований из районного бюджета на исполнение действующих и принимаемых обязательств и методики планирования (расчета) расходов на реализацию расходных обязательств».

Правительство начало процесс инвентаризации региональных бюджетов. Рабочая группа правительственных структур, парламента и Счетной палаты, по данным "Ъ", намерена создать в 2016 году "минимальный бюджет" для каждого субъекта РФ — составленный из первоочередных видов расходов, которые определены исходя из полномочий регионов и полномочий РФ, переданных им из федерального центра. Полную информацию об обязательных региональных расходах Минфин будет иметь к 1 июля, а в 2017 году должен начаться процесс ревизии законодательства о региональных полномочиях.


Как стало известно "Ъ", начала деятельность рабочая группа Минфина, Минюста, Минэкономики, Счетной палаты, Госдумы и Совета федерации по инвентаризации расходных полномочий органов госвласти. Заняться этой работой было поручено 9 февраля на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, следует из письма замминистра финансов Леонида Горнина, информирующего вице-премьера о решениях первого заседания группы 15 марта.

Минфин сообщает, что группа приняла предложение о создании в будущем так называемого минимального бюджета для каждого региона — совокупности первоочередных расходных обязательств региональных властей, вытекающих из их полномочий, а также из переданных им федеральных полномочий, которые оплачиваются субсидиями. Расходы на такие полномочия в региональных бюджетах предполагается нормировать, таким образом, на выходе Минфин сможет представить в правительство информацию о том, какие минимальные траты нужны в силу закона каждому субъекту РФ и насколько они обеспечены доходами.

Тема "минимального бюджета" обсуждалась еще в рабочей группе Минфина по совершенствованию межбюджетных отношений — 18 февраля ведомство обсуждало ее с регионами, а в марте ведомство Антона Силуанова запросило у всех регионов информацию для будущего нормирования расходов их "минимального бюджета". Очевидно, тема возникла в ходе обсуждения в Минфине кризиса региональных финансов и выкупа росшего регионального коммерческого долга: регионы в ряде случаев не могли объяснить свою долговую политику, ссылаясь на то, что их собственных доходов не хватает на исполнение обязательных полномочий. "Минимальный бюджет" и инвентаризация полномочий позволят впервые создать достоверное представление о реальном качестве финансового управления в субъектах федерации.

Работа, впрочем, будет долгой. Минюст на заседании 15 марта оценил время на сбор информации обо всех полномочиях, которые требуется финансировать регионам, согласно федеральным законам, не менее чем в шесть месяцев. Дело в том, что значительная часть этих обязательств вытекает не из законов, а из подзаконных актов, по крайней мере от них зависят суммы, требующиеся на эти обязательные, по сути, региональные платежи.

Реестр имеющихся сейчас расходных обязательств и их объемов Минфин рассчитывает получить довольно быстро — к 1 июля. Впрочем, выяснить точно, сколько регионы обязаны расходовать по законам и подзаконным актам (в том числе и по нефинансируемым сейчас), можно будет, видимо, лишь к концу 2016 года. Вероятно, уже в 2017-м будет возможна и работа по систематизации этих обязательств. Господин Горнин предполагает, что часть обязательств, предусматриваемых многочисленными федеральными законами, нужно будет включить в закон 1999 года "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ", а часть — отменить. Очевидно, в число последних попадет и некоторое число "спящих" норм: принятых до 1999 года и в период 1999-2003 годов — до реализации Минфином запрета на нефинансируемые полномочия. Уже в апреле 2016 года рабочая группа должна обсудить постоянное закрепление за субъектами части федеральных полномочий, переданных им РФ вместе с обязательствами субсидий. В перспективе это потребует отказа от субсидий и передачи регионам от РФ части доходной базы.

Рабочая группа также исполнила поручение Дмитрия Медведева по рассмотрению инициативы бизнес-омбудсмена Бориса Титова о передаче регионам 75-процентного прироста объема платежей малого и среднего бизнеса муниципалитетам — эти поручения даны Минфину в декабре 2014 и в августе 2015 годов. Рабочая группа поддержала предложение Минфина отказаться от реализации этой идеи — она объявлена "неприемлемой" в силу состояния бюджетной системы.

Пока неизвестно, приведет ли инвентаризация к попытке изменения всей системы разделения полномочий между центром и регионами, создававшейся с начала 2000-х. Вероятно, они будут предприниматься — система создавалась (в том числе Минфином) под другие экономические и политические реалии.

error: Content is protected !!