Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых обвиняемых. Уголовно-правовые основы допроса несовершеннолетних. Для чтения с детьми

Несовершеннолетних свидетелей, потерпевших (ст. 191 УПК РФ), подозреваемых, обвиняемых обусловлены в значительной степени особенностями психики несовершеннолетних: повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, а также незначительным жизненным опытом или вообще отсутствием его, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его обстоятельств.

При подготовке к допросу следователь должен обратить особое внимание на выяснение степени развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса.

Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома, чтобы официальная обстановка кабинета следователя не сковывала и не пугала их, не действовала на них подавляюще. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долго сосредоточивать внимание на одном объекте, допрос не следует затягивать л ибо необходимо устраивать перерывы.

Для несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет официальная обстановка места допроса играет противоположную роль: проникаясь чувством ответственности, они скорее дадут правдивые показания.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно и уверенно, дружелюбно, но в то же время настойчиво и твердо. Такая манера поведения способствует установлению необходимого кон гак- та с подростком, располагает его к доверию и вызывает уважение к следователю. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или начнет путаться и лгать от испуга и волнения. Страх перед следователем может побудить допрашиваемого даже оговорить себя.

Несовершеннолетнему допрашиваемому следует облегчить переход от ложных к правдивым показаниям. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет помимо сознательного нежелания говорить правду могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчета, могут быть и плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании, немотивированной лжи в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или ими придумываются нелогичные подробности.

Основным средством изобличения малолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения иногда оказываются малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу духа противоречия, свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи.

Эффективным может оказаться и повторный допрос, позволяющий обнаружить признаки внушения или фантазирования. Если на повторном допросе допрашиваемый слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом внушения со стороны взрослого. Существенные отличия в деталях между первоначальными и повторными показаниями служат указанием на фантазирование подростка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Недостаточный уровень развития, ограниченность логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события и правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. При этом они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т. п.). Жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена, и последующие впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого, поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время.

При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Несовершеннолетний в возрасте до 16 лет вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается в связи с обстоятельствами дела.

При участии в допросе педагога, а также законных представителей нужно заранее убедиться, что характер их взаимоотношений с несовершеннолетним не повлияет отрицательно на допрашиваемого. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводяших вопросов, назидательного тона, раздражения в отношении несовершеннолетнего.

Допрос малолетних (в возрасте до 14 лет) проводится с участием педагога. Такой допрос предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке — в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений. Психологическому контакту с допрашиваемым будут способствовать спокойный, уверенный тон следователя, его благожелательная манера общения. Помощь в проведении допроса может оказать педагог, специалист-психолог, воспитатель.

При оценке показаний несовершеннолетнего следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых им сведений, использование несвойственных допрашиваемому оборотов, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии заинтересованных лиц.

При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания поэтому должны быть обязательно проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и ripo- говорок, а также противоречий с другими доказательствами.

  • Асяева Маргарита Викторовна , cтудент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
  • ДОПРОС
  • СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

В работе дано понятие допроса как следственного действия, рассмотрены особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Также в статье представлены конкретные случаи из судебной практики нарушений положений статей Уголовно-процессуального кодекса. Кроме того, в статье приведены некоторые рекомендации следователям, дознавателям относительно допроса указанной категории лиц как правового характера, так и психологического.

  • Роль центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей МВД РФ в процессе профилактики подростковой преступности
  • Новеллы уголовной ответственности за семейное насилие
  • К вопросу о форме оформления некоторых протоколов следственных действий как доказательств по уголовному делу
  • К вопросу возраста уголовной ответственности в уголовном законодательстве Российской Федерации
  • Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

Допрос является самым распространенным следственным действием, без допроса не обходится ни одно производство по уголовному делу. Допросу уделяется большое внимание в современной процессуальной и криминалистической литературе. А допросу несовершеннолетних уделяется внимание еще и в психологической литературе, так как несовершеннолетние, в силу своего возраста, обладают психологическими особенностями, отличными от взрослого человека.

Среди всех следственных действий допрос является наиболее психологизированным. Он напрямую связан с личностными особенностями допрашивающего и допрашиваемого, а также психическим взаимодействием между ними, что в совокупности влияет на характер допроса .

Допрос – это получение от допрашиваемого лица устных сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для разрешения уголовного дела . Цель допроса - получение от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Получение таких сведений осложняется, если в роли допрашиваемого выступает несовершеннолетний .

Правила производства допроса несовершеннолетних лиц закреплены в трех статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ):

  • допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля на стадии предварительного расследования (статья 191 УПК РФ);
  • допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в суде (ст. 280 УПК РФ);
  • допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425 УПК РФ).

В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения. Такое же положение содержится в ч. 4 ст. 188 УПК РФ: лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, вызывается на допрос через его законных представителей, либо через администрацию по месту его учебы или работы.

Если несовершеннолетний подсудимый не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в суд в качестве его законного представителя вызывается представитель органа опеки и попечительства.

Повестка должна адресоваться одному из законных представителей (родителю, опекуну, попечителю), администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. Следует учесть, что недопустимо вручать повестку непосредственно несовершеннолетнему.

Принимая решение об участии в допросе несовершеннолетнего его родителей или законных представителей, следует иметь в виду, что:

  • во-первых, вызов указанных лиц на допрос нежелателен, если их роль неясна или не исключена возможность склонения ими допрашиваемого к ложным показаниям, либо;
  • во-вторых, с особой осторожностью нужно подходить к вопросу об участии законных представителей в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении, т.к. это может усугубить и без того тяжелые переживания потерпевшей, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания, в таком случае нужно выяснить мнение самой потерпевшей;
  • в-третьих, вызывать законных представителей несовершеннолетнего следует лишь тогда, когда установление психологического контакта с допрашиваемым вызывает затруднения.
  • в-четвертых, следует учитывать, что их присутствие будет стеснять несовершеннолетнего; допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов или дает ответы в зависимости от реакции родителей.

По определению или постановлению суда законный представитель может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого. В этом случае допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, относит невыполнение обязанностей, вытекающих из статуса законного представителя, в том числе по воспитанию несовершеннолетнего; либо уклонение от участия в деле в качестве законного представителя, а равно злоупотребление процессуальными и иными правами; отрицательное влияние на несовершеннолетнего; создание препятствий для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела».

Так, по одному из дел суд обоснованно заменил законного представителя несовершеннолетней.

К. был признан судом виновным в том, что совершил действия сексуального характера в отношении своей малолетней дочери с использованием ее беспомощного состояния.

Законным представителем несовершеннолетней потерпевшей по данному делу была признана ее мать.

По смыслу закона, родители не вправе представлять интересы своих детей, если между интересами детей и родителей имеются противоречия и если родители используют свои полномочия во вред ребенку.

Судом по ходатайству государственного обвинителя мать потерпевшей обоснованно была отстранена от участия в деле в качестве законного представителя, и в качестве такового была допущена представитель органа опеки и попечительства администрации города, поскольку поведение и высказывания матери потерпевшей, которая стала утверждать, что она и дочь оговорили К. в совершении указанного преступления, с очевидностью свидетельствовали о том, что ее интересы противоречат интересам малолетней потерпевшей .

Ч. 1 ст. 191 и ч. 1 ст. 280 УПК РФ указывают, что допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет проводится с участием педагога, а по статье 280 УПК РФ – педагога или психолога; а также по усмотрению следователя или суда педагог или психолог может присутствовать и при допросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме того, при допросе несовершеннолетнего вправе присутствовать его законный представитель.

Как отмечает Пикалов И.А. участие указанных специалистов преследует цель оказания необходимой помощи субъекту расследования или рассмотрения уголовного дела в налаживании контакта с несовершеннолетним, а также оказания консультативных услуг по вопросам общения с несовершеннолетними и устранения возможности оказания на несовершеннолетнего незаконного психического воздействия со стороны должностного лица, расследующего либо рассматривающего дело .

В судебной практике немало случаев, когда осужденные подают в суд жалобы, в которых указывают среди прочих доводов, довод о том, что допрос несовершеннолетнего был проведен в нарушение закона – без законного преставителя.

Так, в жалобе осужденных на приговор Кемеровского областного суда, в дополнениях к данной кассационной жалобе было указано, что несовершеннолетний свидетель Д. был допрошен в отсутствие законного представителя и педагога. На период допроса несовершеннолетнего свидетеля Д. ему было 17 лет. Суд данный довод не принял, указав, что согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ участие законного представителя и педагога при допросе несовершеннолетнего от 14 до 18 лет не является обязательным .

Ч. 3 ст. 425 УПК РФ содержит обязанность участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Как указывает Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем постановлении от 01 февраля 2011 года №1 показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психологи, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами .

Так, несоблюдение требований ст. 425 УПК РФ повлекло отмену приговора и направление уголовного дела на новое судебное разбирательство.

По приговору Сахалинского областного суда с участием присяжных заседателей Г., У. и К. были осуждены за убийство двух лиц, совершенное группой лиц, из хулиганских побуждений. Кроме того, К. осужден за кражу и покушение на кражу, совершенные группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение, хранилище.

В нарушение требований закона допрос подсудимого К., не достигшего на момент рассмотрения дела судом первой инстанции шестнадцатилетнего возраста, был проведен без участия педагога либо психолога.

Признавая приговор незаконным, Судебная коллегия в своем определении указала, что показания подсудимых в судебном заседании являются доказательствами, подлежащими оценке коллегией присяжных заседателей в совокупности с другими доказательствами. Таким образом, поскольку допрос несовершеннолетнего подсудимого К. был произведен в судебном заседании с участием присяжных заседателей с нарушением установленных уголовно-процессуальным законом требований, и его показания, полученные с нарушением уголовно-процессуального закона, в судебном заседании были представлены коллегии присяжных заседателей в качестве доказательства, имеются основания для отмены приговора .

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 425 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними является обязательным участие защитника. Законный представитель несовершеннолетнего допускается к участию в деле в качестве защитника при отсутствии к тому препятствий, предусмотренных законом (ст. 72, ч. 2 ст. 428 УПК РФ и др.)

По общему правилу, установленному ст. 187 УПК РФ, допрос лиц, в том числе и несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, должен производиться по месту производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя – в месте их нахождения . Мне думается, что допрос малолетних лучше проводить в привычных им обстановках – школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение, так как в привычном месте ему будет спокойнее, он будет более раскрепощен, чем, например, в кабинете следователя, в неизвестном ему месте. В кабинете следователя следует проводить допрос несовершеннолетнего в возрасте 14-16 лет, поскольку официальная обстановка подчеркивает важность происходящего и настраивает на дачу правдивых и полных показаний.

В соответствии с ч. 2 ст. 191 УПК РФ потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, об этом также упоминается в ч. 5 ст. 280 УПК РФ. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных ст. ст. 42, 56 УПК РФ им лишь указывается на необходимость говорить правду. Также перед допросом несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля до шестнадцати лет в суде, председательствующий дополнительно обязан разъяснить им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний.

В суде по ходатайству сторон или по инициативе суда допрос несовершеннолетнего может быть проведен в отсутствие подсудимого, в целях охраны прав несовершеннолетних.

Допрос несовершеннолетнего имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом и нравственно – психологическими особенностями допрашиваемых.

Законом ограничивается время допроса несовершеннолетнего. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. Это правило в силу ч. 6 указанной статьи распространяется также на несовершеннолетнего подсудимого. Полагаю, что и на несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля данное правило распространяется в той же мере.

Допрос несовершеннолетнего следует проводить как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что несовершеннолетний быстро забывает старые воспоминания, под влиянием новых впечатлений, тем более, если интересующее событие не имеет для него резкого эмоционального значения.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователю, дознавателю следует получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, привычках, а также о взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Все это нужно для того, чтобы правильно построить алгоритм допроса, так, чтобы не нанести психических травм, так как несовершеннолетние очень уязвимы.

Также следует заранее обдумать план беседы, и сформулировать вопросы, которые предстоит задать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть понятны, недвусмысленны, не должны быть наводящими.

В криминалистической литературе отмечается, что несовершеннолетние, в силу недостаточного уровня развития, ограниченности логического мышления, отсутствия жизненного опыта и профессиональных знаний, которые мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события, не могут правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. Однако зато они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т.п.) .

В заключение хотелось бы отметить, что проведение допроса несовершеннолетнего сложно не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии. Ведь следователь (дознаватель) в какой-то мере должен обладать профессиональными навыками психолога, чтобы с правильной стороны подойти к допросу несовершеннолетнего; установить психологический контакт с допрашиваемым, провести допрос так, чтобы у подростка не осталось каких-либо психологических травм, отрицательных эмоций, чтобы он не замкнулся в себе и не отказался давать показания. В конечном итоге учет следователем (дознавателем) психологических особенностей несовершеннолетних при производстве допроса данной категории лиц способствует получению наиболее полных и достоверных сведений по существу расследуемого уголовного дела, помогает объективно оценить роль несовершеннолетнего в преступном деянии.

Список литературы

  1. Дорофеева В.Ю. Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего // Вопросы ювенальной юстиции, 2008. № 4 (18). (URL: http://juvenjust.org/index.php?showtopic=968)
  2. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 781 с.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 05 декабря 2001 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 03 февраля 2014 г. № 7-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 22 декабря. - № 249.
  4. Руководство по расследованию преступлений: научно-практическое пособие / отв. ред. А.В. Гриненко. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: НОРМА, 2008. - 768 с.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 №1 «О судебной практики применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // «Российская газета». - 2011. - 11 февраля. - № 29.
  6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года/ Электронный ресурс, URL: http://ппвс.рф/2013/obzor-sudebnoy-praktiki-vs-rf/2013.11.20-vtoroy%20kvartal, дата обращения - 15.04.2014.
  7. Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): Учебное пособие, 2005. (URL: Allpravo.Ru).
  8. Кассационное определение Верховного суда Российской Федерации от 04 августа 2010 года № 81-О10-85 / СПС Консультант Плюс, дата обращения - 15.04.2014.
  9. Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2010 года / Электронный ресурс, URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/283625/, дата обращения - 15.04.2014.

Проблемы протоколирования показаний несовершеннолетних


Скичко О.Ю. ,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского областного института управления и права,
кандидат юридических наук

Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования ч. 2 ст. 190 УПК РФ о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они «записываются от первого лица и по возможности дословно») особенно велико.

Свидетельские показания детей нередко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы даются не всегда в плане поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей. «Истинный смысл сообщения ребенка иногда открывается только после тщательного обдумывания и анализа его показаний» . Так, например, по делу о похищении ребенка с целью получения выкупа потерпевший (5-летний Н.) показал, что встречавшийся с похитителями мужчина (возможный организатор преступления - по одной из версий следствия) «из матрицы». Этим ограничилось все описание интересующего следствие лица. Как оказалось, упомянутый мужчина в день, когда его видел потерпевший, был одет в черный длинный кожаный плащ, а также на нем были черные очки характерной формы. К тому же он брил голову наголо. Внешний вид мужчины, по-видимому, ассоциировался у мальчика исключительно с героем популярного фильма «Матрица», что и определило его показания.

В свое время в литературе было высказано заслуживающее внимания мнение, что при допросе малолетних следует составлять не протокол, а справку, подписанную всеми участниками допроса: «...протокол допроса, написанный в первом лице от имени ребенка 3–6 лет, при всем старании следователя воспроизвести сказанное им, выглядит неубедительно, а подчас даже просто нелепо. Справка же, составленная от имени следователя и лиц, участвовавших в допросе (например, воспитателя детского сада, матери и др.), не только может достаточно полно и четко отразить содержание рассказа ребенка, но и позволит составить впечатление об обстановке на допросе, о характере предшествующей допросу беседы, о существе задаваемых вопросов и т.д.» .

Еще одним аргументом сторонников указанной позиции явилось то, что, по существу, допрос малолетнего - это беседа, в которой наряду со следователем и при его руководящей роли участвуют и другие лица (мать ребенка, воспитатель детского учреждения, детский психолог). Малолетнему не сообщается цель вызова к следователю, не разъясняются процессуальные права, не предлагается рассказать «известные по делу факты» и т.д. «Составление справки о беседе с ребенком наиболее точно соответствует, таким образом, фактическому характеру получаемой информации» .

Однако допрос должен заканчиваться не справкой (актом), а протоколом допроса в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона. Другое дело, что в анкетной части должны опускаться ответы на вопросы, которые не соответствуют возрастному статусу малолетнего.

С.В. Матвеев, рассмотрев существующие в юридической литературе мнения о том, что протокол допроса как основное средство фиксации показаний несовершеннолетних (в том числе малолетних) участников процесса не в полной мере отражает особенности получения показаний этих участников уголовного судопроизводства, пришел к верному, на наш взгляд, выводу: широкое привлечение к участию в допросе указанной категории лиц психологов, педагогов, законных представителей, близких родственников в значительной мере позволяет учитывать особенности их показаний и оформлять их именно протоколом допроса .

Подобной точки зрения придерживаются М.М. Коченов и Н.Р. Осипова, считающие, что независимо от возраста ребенка и особенностей речевой формы сообщения любые его показания о фактах, имеющих значение для органов следствия, полученные с соблюдением требований закона, могут быть оформлены протоколом допроса, включены в число доказательств и в дальнейшем оцениваться наравне с другими доказательствами . Таким образом, все высказывания ребенка об интересующих правоохранительные органы событиях, даже самые краткие или отдаленно связанные с ними, должны быть дословно, без искажений внесены в протокол.

С учетом того что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса следует приступить после окончания определенного его этапа либо составлять протокол после окончания следственного действия. На наш взгляд, это целесообразно еще и потому, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить факт фиксации его показаний. В ходе допроса целесообразно делать заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого). Это послужит уменьшению напряжения при допросе, поскольку допрашиваемый убедится, что его внимательно слушают, что его показаниям придают значение.

Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) производится на специальном бланке протокола допроса, где обязательно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они делались. Отражение указанных обстоятельств в протоколе имеет важное значение для последующей оценки показаний допрашиваемого, поскольку несовершеннолетнему трудно длительное время концентрировать свое внимание на допросе.

К заполнению анкетной части протокола следователю нужно подходить особенно серьезно. Б.М. Шавер еще в 1935 г. предложил особую форму протокола допроса несовершеннолетнего свидетеля, позволяющую получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний. По мнению ученого, анкетная часть такого протокола должна содержать следующие пункты:

1) фамилия, имя и отчество;

2) возраст;

3) место жительства родителей и лиц, их заменяющих, их социальное положение и род занятий;

4) где учился и учится ли сейчас;

5) состоит ли в пионеротряде и комсомоле и состоял ли в них;

7) не был ли беспризорником;

8) отношение к обвиняемому и характер связи с ним (дружат, вместе учатся, родственники и проч.).

«Заполняя такой бланк допроса, следователь уже невольно должен будет ориентироваться в том, что он ведет не обычный допрос, а допрос несовершеннолетнего» .

Сегодня бланк протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) предусматривает подлежащими обязательному выяснению следующие данные, касающиеся допрашиваемого:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) место рождения;

4) место жительства и (или) регистрации, телефон;

5) гражданство;

6) образование;

7) семейное положение, состав семьи;

8) место работы или учебы, телефон;

9) наличие судимости.

Также имеется пункт, предусматривающий получение «иных данных о личности несовершеннолетнего», однако содержание его не конкретизируется. На наш взгляд, это серьезное упущение. Наличие в форме протокола рассматриваемого следственного действия хотя бы нескольких позиций, характерных исключительно для несовершеннолетних (в настоящее время анкетная часть протокола допроса взрослого свидетеля практически не отличается от приведенной выше) позволило бы следователю, не сумевшему по каким-либо причинам собрать сведения о личности допрашиваемого на стадии подготовки, хотя бы в начале допроса восполнить этот пробел.

При оформлении показаний малолетнего потерпевшего или свидетеля заполнение анкетной части протокола должно быть направлено на выяснение лишь некоторых вопросов, связанных с несложной биографией ребенка (применительно к возрасту допрашиваемого). Главное - получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний.

В протокол рассматриваемого следственного действия следователю необходимо включить подробное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем). Целесообразной представляется запись точной формулировки задаваемых вопросов и участников допроса, от которых они исходили.

При фиксации непосредственно показаний нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон, характеризующий уровень развития допрашиваемого, окружающую его среду и привычки. Следователь не должен употреблять несвойственные несовершеннолетнему выражения и термины, поскольку это снижает значение его показаний, вызывая сомнение в объективности проведенного допроса.

На практике следователи нередко пренебрегают этим требованием и подвергают показания несовершеннолетних (особенно малолетних) обработке, состоящей в отборе информации, ее переструктурировании, редактировании отдельных выражений. Последние излагаются трафаретным «казенным» языком, присущая им индивидуальность совершенно стирается. Так, например, несовершеннолетний свидетель Б., судя по содержанию протокола его допроса, своих приятелей называет «ребятами, ведущими сомнительный образ жизни».

Попытки «упорядочить» показания ребенка могут привести одновременно к утрате и искажению части информации, исходящей от допрашиваемого, и привнесению информации, исходящей от следователя, что совершенно недопустимо. Еще Б.М. Шавер указывал на опасность выбора следователем «самого важного» из показаний не достигших 18 лет, поскольку «можно упустить такие выражения несовершеннолетнего, которые всем его показаниям придают совершенно особую окраску» .

И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с указанными показаниями только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько, например, несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремился записать гладкими и отшлифованными по одному стандарту. В тех же случаях, когда вызов в суд свидетеля или потерпевшего, допрошенного на предварительном следствии, по каким-либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление несвойственных возрасту допрашиваемого оборотов (тем более одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим-то влиянием. Так, например, указывая на зафиксированные в протоколе допроса малолетней потерпевшей А. характеризующие подсудимого выражения «азиатская внешность» и «характерный разрез глаз», защитник К. стремился убедить судью в том, что показания А. дала под влиянием заинтересованных взрослых. На самом деле в ходе допроса девочка, описывая преступника, активно использовала жестикуляцию, а следователь все это «перевел» и записал в протоколе стандартными фразами.

Допрошенным подросткам, как правило, протокол дается на подпись. Вопрос с малолетними свидетелями и потерпевшими решается в зависимости от степени их развития: либо протокол дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. Соответственно решается и вопрос о необходимости ознакомления ребенка с содержанием протокола. Если малолетний не умеет читать или читает плохо, следователь медленно прочитывает ему все записанное, и, убедившись со слов допрашиваемого в том, что запись показаний произведена правильно, делает соответствующую отметку в протоколе.

Конечно, сложно требовать от малолетнего адекватного восприятия и оценки зачитываемых следователем показаний, поэтому предусмотренное УПК РФ право участвующих в следственном действии лиц (педагога, законного представителя) делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении является гарантией точного отражения показаний малолетнего допрашиваемого.

Все заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса от участвующих в следственном действии лиц обязательно фиксируются в протоколе, так же как и замечания к нему.

Анализ вопросов, связанных с получением и фиксацией показаний малолетних, позволил О.Х. Галимову сформулировать следующую рекомендацию: получение информации от малолетнего в необходимых случаях может быть поручено специалисту в области возрастной педагогики и психологии, который самостоятельно либо с участием законного представителя произведет необходимые действия по получению искомых сведений от ребенка. В этом случае, по мнению О.Х. Галимова, должен составляться «Протокол получения показаний малолетнего свидетеля (потерпевшего)» со слов специалиста, который в соответствии с законом предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ .

На наш взгляд, подобная процедура получения и фиксации показаний малолетних недопустима, как недопустима и реализация на практике высказанной Э.А. Черных рекомендации относительно собственноручного изложения показаний применительно к несовершеннолетним различных возрастных групп . Допрос производит следователь. Он же фиксирует ход и результаты следственного действия в протоколе. Если у следователя возникают сложности в сохранении речевых особенностей допрашиваемого (как правило, малолетнего), значительно повысить точность и полноту их фиксации позволяют аудио- и видеозапись допроса. Как показали результаты проведенного анкетирования, к использованию на практике указанных способов фиксации детских показаний прибегают соответственно 21,8% и 15,7% от общего числа опрошенных работников следственного аппарата. И все же сегодня протокол допроса несовершеннолетних остается наиболее доступным, распространенным и единственно возможным способом оформления (фиксации) их показаний.

© Гулякевич Д.Л., 2014

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Согласно ч. 1 ст. 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Но УК допускает применение уголовной ответственности и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 14 до 16 лет. Перечень таких преступлений содержится в ч. 2 ст. 27 УК. Их всего 21. Таким образом, за совершение преступлений могут отвечать подростки, достигшие возраста 14 или 16 лет. Но пока им не исполнится 18 лет, они занимают и в уголовном праве и в уголовном процессе особый статус как несовершеннолетние.

В ч. 8 ст. 4 УК указано, что под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста 18 лет. Вмеждународно-правовых актах такое лицо называется ребенком. Это понятие используется и в национальном законодательстве . В силу физической и умственной незрелости ребенка в уголовном праве установлены особенности уголовной ответственности и наказания ребенка. В УК Республики Беларусь, нормы, касающиеся таких особенностей, сосредоточены в самостоятельном разделе – V, именуемом «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет». Соответственно установлены и особенности производства по уголовным делам в отношении таких лиц и в уголовном процессе. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – УПК) имеется самостоятельная глава 45, именуемая «Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет». При этом, как в УК, так и в УПК особенности предусмотрены и в отношении несовершеннолетних, то есть если они были таковыми на момент производства по уголовному делу, и в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, даже если в процессе уголовного судопроизводства они уже достигли 18 лет. Поэтому предусмотренные законодательством льготы распространяются и на совершеннолетних обвиняемых или подозреваемых, но при условии, что они совершили преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Это касается случаев совершения преступления лицом в возрасте до 18 лет. Но несовершеннолетние могут выступать и в роли потерпевших или свидетелей. Поэтому особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних предусмотрены не только в выше названной главе, но и в целом ряде норм УПК расположенных в иных разделах и главах.

Одним из следственных действий, с помощью которого устанавливается истина по уголовному делу, является допрос. Он предназначен для получения показаний, имеющих значение для уголовного дела. Допрос может производиться в отношении обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля как в процессе предварительного расследования, так и в судебном разбирательстве.

Порядку проведения допроса в процессе предварительного расследования посвящено 7 статей УПК (ст. 215 – 221). Проведению процедуры допроса в судебном разбирательстве посвящено 4 статьи УПК (327, 329, 330, 332). При этом для каждой из указанных стадий уголовного процесса зафиксированы особенности допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля (ст. 221 и 332). В главе 45 УПК предусмотрены особенности допроса несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого (ст. 433 – 435).

При допросе несовершеннолетнего на стадии предварительного расследования в качестве потерпевшего и свидетеля учитывается, прежде всего, возраст ребенка. Если он не достиг 14 лет, то следователь или дознаватель в обязательном порядке должен пригласить педагога или психолога для участия в допросе. Иными словами, участие их (того или другого либо обоих) в данном случае обязательно. Если допрашивается ребенок в возрасте от 14 до 16 лет,

педагог или психолог участвуют по усмотрению следователя или дознавателя. При допросе несовершеннолетних в любых возрастных границах могут участвовать их родители или другие законные представители.

Указанные лица наделены соответствующими правами. Как педагог или психолог, а также родитель или законный представитель несовершеннолетнего имеют право делать замечания с занесением в протокол допроса о нарушении прав и законных интересов допрашиваемых, а также задавать им вопросы с разрешения следователя или дознавателя. Эти права должны быть им разъяснены перед началом допроса.

Несовершеннолетние потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний, поскольку такая ответственность в соответствии со ст. 401 и 402 УК наступает с достижения 16-летнего возраста. Детям в возрасте до 16 лет лишь указывается говорить только правду.

Несовершеннолетним потерпевшему и свидетелю в возрасте до 18 лет разъясняется, что они имеют право отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих, членов семьи и близких родственников. Им также разъясняются другие процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. 50 и 60 УПК. Об этом обязательно делается отметка в протоколе допроса, удостоверяемая их подписью.

Такие же особенности предусмотрены для допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в процессе судебного разбирательства.

Согласно ч. 1 ст. 332 УПК при допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и при допросе этих лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет участвуют педагог или психолог, а также могут участвовать родители или иные законные представители несовершеннолетнего.

Таким образом, если в суде допрашиваются дети в возрасте до 14 лет, то при допросе обязательно должны участвовать педагог или психолог и могут участвовать родители или законные представители несовершеннолетнего. Если допрашиваются дети, достигшие 14 лет, то педагог или психолог допускаются в судебный процесс по усмотрению суда. И в этих случаях могут также участвовать при допросе родители или законные представители несовершеннолетнего.

Законными представителями подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего являются их родители, усыновители, опекуны или попечители, представляющие при производстве по уголовному делу интересы несовершеннолетних. Законными представителями не могут быть лица, признанные недееспособными. При отсутствии у подозреваемого, обвиняемого лица, потерпевшего, законного представителя из числа указанных выше лиц орган, ведущий уголовный процесс, признает их законным представителем орган опеки и попечительства.

Как педагог или психолог, так и родители или законные представители несовершеннолетнего имеют право с разрешения председательствующего задавать вопросы потерпевшему и свидетелю.

Перед допросом потерпевшего и свидетеля, не достигших шестнадцатилетнего возраста, председательствующий разъясняет им права и обязанности, предусмотренные УПК (ст. 50 и 60). Об ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.

Особенностью является и то, что по ходатайству сторон или по инициативе суда допрос потерпевшего и свидетеля, не достигших восемнадцатилетнего возраста, может быть проведен в отсутствие обвиняемого. После возвращения обвиняемого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и предоставлена возможность задавать им вопросы.

Потерпевший и свидетель, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, по окончании их допроса удаляются из зала судебного заседания, кроме случаев, когда суд признает необходимым их дальнейшее присутствие.

Имеет свои особенности и допрос несовершеннолетних в качестве подозреваемых или обвиняемых. Так, если в отношении взрослого лица продолжительность допроса в течение одного дня не может превышать восьми часов, а непрерывно он не может длиться более четырех часов (ст. 215 УПК), то допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день (ч. 1 ст. 434 УПК).

При допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого участие защитника обязательно. При этом он вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте записи показаний.

При допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого обязательно также участие педагога или психолога, которые вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, прокурор обязаны разъяснить педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего, о чем делается отметка в протоколе допроса.

Аналогичные нормы предусмотрены для участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого в судебном заседании.

УПК (ст. 436) также предусматривает обязательное участие родителей или других законных представителей несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в предварительном следствии.

Законный представитель допускается к участию в уголовном деле постановлением следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в деле законному представителю разъясняются его права, предусмотренные в ст. 57 УПК. Круг его прав достаточно широк. В частности, он имеет право: знать сущность подозрения, обвинения, содержание предъявленного иска; знать о вызовах представляемого им участника уголовного процесса в орган, ведущий процесс, и сопровождать его; участвовать по его ходатайству или ходатайству представляемого им лица в производимых органом уголовного преследования с участием представляемого им лица следственных или других процессуальных действиях; давать пояснения; представлять доказательства; заявлять отводы и ходатайства, возражать против действий органа уголовного преследования и требовать внесения его возражений в протокол следственного или другого процессуального действия, проводимого с его участием; участвовать в судебном заседании суда первой инстанции, в том числе в исследовании доказательств, а также в заседаниях судов кассационной, надзорной инстанций и при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам; выступать при отсутствии у представляемого им обвиняемого защитника в судебных прениях с речью и репликой и др. (см. ст. 57 УПК).

Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если в ходе предварительного следствия установлено, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого. Об этом следователь выносит мотивированное постановление. В таком случае к участию в деле должен быть допущен другой законный представитель несовершеннолетнего. По этой же причине законный представитель мотивированным определением суда может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве. В этом случае суд должен решить вопрос о допуске другого законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого.

Родители или иные законные представители несовершеннолетнего обвиняемого должны быть вызваны в суд. В судебном разбирательстве они пользуются такими же правами, как и в процессе предварительного следствия (ст. 57 УПК).

Неявка законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения уголовного дела и не заявившего ходатайства об его отложении, не препятствует рассмотрению уголовного дела, если суд не найдет его участие необходимым.

При допросе несовершеннолетних, как и при проведении других следственных действий, крайне важен учет требований, содержащихся в таком международном акте, как Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.

В частности, в нем указывается, что контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним правонарушителем осуществляются таким образом, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетнего, содействовать благополучию несовершеннолетнего и избегать причинения ей или ему ущерба, с должным учетом обстоятельств дела (правило 10.3). Выражение «избегать причинения ущерба», по общему признанию, является весьма гибкой формулировкой и охватывает многие стороны возможных действий (например, грубые формы словесного обращения, физическое насилие, осуждение окружающих). Уже само участие в процессах правосудия в отношении несовершеннолетних может «причинять ущерб» несовершеннолетним, поэтому термин «избегать причинения ущерба» следует толковать широко, как причинение прежде всего наименьшего ущерба несовершеннолетним, а также любого дополнительного или излишнего ущерба. При этом весьма важное значение имеет сострадание и мягкий, но требовательный подход (Комментарий к правилу 10.3) .

Основные процессуальные гарантии, такие, как презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос и право на апелляцию в вышестоящую инстанцию

должны быть гарантированы на всех этапах судебного разбирательства – говорится в указанном документе (Правило 7.1).

Поэтому для того, чтобы несовершеннолетним не был причинен моральный ущерб при их допросе, чтобы предусмотренные законодательством их процессуальные права были реально соблюдены в полном объеме, важное значение имеет участие в допросе не только педагога и адвоката (если допрашивается обвиняемый или подозреваемый), но и психолога, статус которого определен в УПК (ст. 62) как специалиста, который наделен соответствующими правами и обязанностями. Именно психолог, и не просто психолог, а специализирующийся в детской психологии, на наш взгляд, имеет возможность в полной мере оградить несовершеннолетнего от каких-либо нарушений их прав и законных интересов, реально защитить их от возможных травм их психики, неадекватных реакций на вторжение в их сознание юридических процедур.

Участие специалиста-психолога в допросе несовершеннолетнего будет успешным, если он сумеет установить с ним соответствующий контакт, который приведет к должной откровенности допрашиваемого, имеющей неоценимое значение для установления истины по уголовному делу.

Главное же заключается еще и в том, чтобы ни следователь или дознаватель, ни судья, пригласившие для участия в допросе несовершеннолетнего специалиста-психолога, не подходили к этому вопросу формально, ограничившись лишь формальной стороной: при допросе присутствует человек, имеющий диплом о психологическом образовании. А является ли он специалистом в области детской психологии, умеет ли повести сознание несовершеннолетнего в должное русло и оказать необходимую помощь в установлении истины по делу, не травмировав в то же время психику ребенка, – это осталось бы за пределами интересов компетентных лиц органа, ведущего уголовный процесс.

Специалист-психолог может выступать и в роли индикатора, осуществляющего наблюдение за ходом допроса, поведением при нем родителей или других законных представителей несовершеннолетнего, деятельностью защитника, корректируя их вопросы и в целом поведение с точки зрения нормального психологического восприятия их несовершеннолетним и адекватной его реакции на происходящее во время допроса.

Общие положения об особенностях допроса несовершеннолетних. Особенности допросов несовершеннолетних связаны с наличием специфических черт их психологии. Процессуальный порядок и тактические правила допроса несовершеннолетних обеспечивают нейтрализацию тех психологических черт, которые могут воспрепятствовать получению полных и правдивых показаний и, наоборот, использование допрашивающим черт, облегчающих получение таких показаний.

Применительно к допросу речь идет о меньшем, чем у взрослых, объеме знаний и опыта; меньшей способности к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемости; меньшем развитии аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденции к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональности суждений и действий. В частности, дети и подростки уступают взрослым в способности охватить событие в целом, нередко обращают внимание лишь на детали, характеризующие внешнюю сторону события. Они чаще, чем взрослые допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетний может использовать при даче показаний употребляемые взрослыми понятия и термины, искажая их действительное значение или не понимая смысловых оттенков, подтвердить предложенные допрашивающим формулировки, стесняясь попросить разъяснить их.

Исходя из вышеуказанных особенностей, законодатель предусмотрел особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, которые заключаются в следующем. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого.

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабатывается с учетом следующих факторов:

Несовершеннолетний подозреваемый появляется на первоначальном этапе расследования, когда следователь не располагает достаточными данными о его причастности к расследуемому событию;

допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, в связи с чем следователь не имеет достаточного времени на его подготовку; подросток эмоционально возбужден, его угнетает непривычность обстановки.

В связи с этим целесообразно осуществлять вызов несовершеннолетнего подозреваемого через посыльного или направлением телефонограммы по месту учебы, работы, жительства, причем должностное лицо, которому направляется телефонограмма или к которому обращается посыльный, желательно предупредить о неразглашении в коллективе факта и оснований вызова несовершеннолетнего на допрос. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого должен производиться в кабинете следователя. Данное место, а также порядок допроса должны побудить его к отчетливому осознанию своего положения в деле и того, что речь идет не о педагогической беседе, а о допросе по уголовному делу. Первый допрос должен быть детальным и касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого подозревается подросток, но и условий его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше у следователя будет объективных данных о подростке, его поведении и связях на первом допросе, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.

Свободный рассказ несовершеннолетнего обычно фрагментарен и недостаточно конкретен. В ходе рассказа подросток часто следует не ходу события, а возникшим ассоциациям. Однако допрашиваемого нельзя торопить, обрывать, досказывать за него. Упорядочение и пополнение полученных в этой стадии допроса сведений лучше проводить после ее окончания. Важное значение при допросе несовершеннолетних подозреваемых приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежелания выдать соучастников преступления. В силу психологических особенностей подросткового возраста некоторым несовершеннолетним импонирует такое поведение. Тактика допроса таких подростков должна предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему истинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой. Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подозреваемого имеет показ следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибегая к обману или внушению. В подобных случаях следователю целесообразно держать себя уверенно, вопросы задавать в логической последовательности, использовать при допросе достоверно установленные факты, на вопросы и реплики подозреваемого давать такие ответы, которые допускали бы многозначное толкование. Вместе с тем, этот психологический прием допроса надо применять с большой осторожностью, чтобы у допрашиваемого не создалось впечатления об обмане или введении его в заблуждение. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого доказательства, как правило, не приводятся, так как чаще всего следователь к этому времени не располагает замкнутой цепью улик, а разрозненные доказательства неубедительны. В подобных случаях несовершеннолетнему нужно разъяснить значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления. Для получения правдивых показаний можно использовать и положительные личные качества несовершеннолетнего. Но следует сразу же заметить, что неумело построенный допрос может привести к самооговору. Задача следователя состоит в том, чтобы, не обращаясь к материалам дела и не оперируя никакими обстоятельствами совершенного преступления, попытаться воздействовать на сознание несовершеннолетнего и побудить его к раскаянию. В случае отрицания своей причастности к совершенному преступлению необходимо детально выяснить, где находился подросток в момент совершения преступления. Изучение следственной практики показывает, что несовершеннолетние правонарушители заранее не подготавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о времени и месте нахождения в момент совершения преступления и сопоставления полученных данных с другими материалами дела выявляют полную несостоятельность объяснений несовершеннолетнего в случае дачи им ложных показаний. В целях установления психологического контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением. Приглашать родителей или заменяющих их лиц для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, как правило, нецелесообразно: нередко они пытаются помешать ходу следствия, влияя на допрашиваемого. Последний в большинстве случаев испытывает в их присутствии стыд, отвлекается от задаваемых вопросов для того, чтобы следить за их реакцией.

В ходе допроса особое внимание следует уделить также разграничению формы и степени участия в содеянном каждого из лиц, проходящих по делу (нередко по групповым делам в показаниях всех несовершеннолетних обвиняемых повторяются аналогичные формулировки - «мы шли», «мы напали» и тому подобные). Если изучение личности при подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого было ограничено недостатком времени и более узкими задачами, которые решаются при допросе, то при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого личность подростка, путем использования тех же источников информации, должны быть изучена всесторонне. В плане допроса следует предусмотреть обстоятельства, подлежащие выяснению, и вопросы, которые необходимо поставить перед несовершеннолетним, с учетом его позиции по отношению к предъявленному обвинению. После оглашения постановления о привлечении в качестве обвиняемого не следует сразу же выяснять у подростка, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении или нет. Такой вопрос может негативно повлиять на весь ход следствия. Подросток может замкнуться, сразу признав себя виновным, или дать ложные показания, оговорив себя. После предъявления обвинения предпочтителен свободный рассказ несовершеннолетнего, который не рекомендуется прерывать. Тактика дальнейшего допроса зависит от позиции несовершеннолетнего по отношению к предъявленному обвинению. Не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях.

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех тактических приемов, которые были рекомендованы при допросе несовершеннолетних подозреваемых, целесообразно использовать также следующие:

  • - предъявление в определенной последовательности собранных в процессе расследования доказательств. Их лучше использовать в нарастающем порядке, но в логической последовательности и без разрыва во времени. Предъявленные доказательства не должны представлять сложную систему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолетнему нужно разъяснить;
  • - в процессе допроса несовершеннолетнему можно предъявить только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления. Не рекомендуется доводить до его сведения фактические данные, которые непосредственно не уличают подростка, а раскрывают механизм преступления. В определенной ситуации этой информацией несовершеннолетний может воспользоваться, решив признаться в преступлении, которого он не совершал;
  • - допущение легенды. Такой тактический прием допустим, если следователь располагает достаточными доказательствами для опровержения ложных показаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема заключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимости ложных показаний и по другим вопросам;
  • - психологический эффект внезапности можно применять в зависимости от возраста допрашиваемого и характера доказательств, которыми располагает следователь; разъяснить значение чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления как смягчающего вину обстоятельства. Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии.
error: Content is protected !!