Декрет о ликвидации неграмотности принят в. Декрет «о ликвидации безграмотности среди населения рсфср». Декрет о ликвидации безграмотности

«Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране,

где царит безграмотность и невежество,

должна поставить своей целью борьбу против этого мрака.

Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…».

А. В. Луначарский (Петроград, 1917)

26 декабря 1919 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.

После революционных событий 1917 г. борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры. В декабре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране. В мае 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.

В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали русские писатели М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, поэты В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также учёные Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев. В 1920–1924 гг. были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова и «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта.

Осуществление государственной программы ликвидации безграмотности проходило в период сложных экономических условий. Однако восстановление народного хозяйства России настойчиво требовало повышения общеобразовательного и культурного уровня народа. Тем, кто обучался грамоте, рабочий день на всё время обучения сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всё грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

В 1925 г. энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались по всей стране. Общество ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР: создавались школы, группы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также проводили широкую политико-просветительную работу.

Всесоюзная перепись 1939 г. показала, что грамотность среди населения в возрасте от 8-ми лет и старше в масштабах всей страны приближалась к 90%.

Лит.: Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. М., 1964; Куманев В. А. Революция и просвещение масс. М., 1973; Декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. 26 декабря 1919 г. ГАРФ . Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 1. Л. 38-40; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarchives.ru/statehood/08-41-dekret-bezgramotnost-1918.shtml ; Пергамент Л. И. Массовый поход за ликвидацию неграмотности в Вологодской губернии (1918–1922 гг.) // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вологда, 1973. С. 73–90; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// www. booksite. ru/ education/ main/ likvid/2. htm ; Петрова Я. И. Ликбез как социальный проект (на материалах Самарской губернии, 1920-1930-е гг.) // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 4. С. 519-540; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// ecsocman. edu. ru/ data/314/626/1219/ Petrova._ Likbez_ kak_ socialqnyj_ proekt. pdf ; Фрид Л. С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917–1929). Л., 1941; Штамм С. И. Управление народным образованием в СССР. (1917–1936). М., 1985.

См. также в Президентской библиотеке:

Опубликована «Декларация о единой трудовой школе» // День в истории. 16 октября 1918 г. ;

Принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // День в истории. 24 декабря 1958 г. ;

Принято постановление ЦК ВКП(б) о введении всеобщего обязательного начального обучения // День в истории. 25 июля 1930 г .

Этот Декрет был принят правительством РСФСР и гласил:

«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1. Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Наркомата просвещения.

2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.

4. К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Наркоматом просвещения и местными органами привлекаются все организации трудового населения…

5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

6. Для ликвидации безграмотности органами Наркомата просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.

8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.

Председатель СНК В. Ульянов
Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич»

Работа на местах проводилась под руководством Всероссийской Чрезвычайной Комиссией по ликвидации безграмотности.

Незапланированно был поставлен гигантский эксперимент в масштабах страны: оказалось, что в отличие от устной речи, овладение которой легко идёт лишь в первые 6 лет жизни, обучиться письменной речи можно практически в любом возрасте.

Этот день в истории:

«Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…».

А. В. Луначарский (Петроград, 1917)

26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят исторический Декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности.

К началу ХХ века уровень грамотности в России был очень низким для страны, вступившей на путь индустриального развития. Разные источники приводят цифры от 30 % до 38 % грамотного населения от общего числа жителей России.

После революционных событий 1917 г. борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры. В декабре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране. В мае 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».

Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». 26 декабря 1919 г.

В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам НКП.

2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.

4.К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности НКП и местными органами привлекаются все организации трудового населения…

5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

6. Для ликвидации безграмотности органами НКП предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.

8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.

Председатель СНК В. Ульянов

Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич

Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России. Как говорил В.И. Ленин - «нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».

Ликвидация неграмотности разворачивалась в тяжелейших условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь.

В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно). Тем, кто обучался грамоте, рабочий день на всё время обучения сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всё грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополнивший декрет от 26 декабря и установивший количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных).

В 1925 г. энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались по всей стране. Общество ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР: создавались школы, группы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также проводили широкую политико-просветительную работу.

В годы НЭПа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. - соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9 %, в селе - 67,3 и 35,4 %).

В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты - 10 млн.

Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

К концу XIX века грамотность населения Российской империи считалась очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными. В 1897 году грамотным было всего - 21,1% населения, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин. По Сибири грамотность составляла 12% (за вычетом детей до 9 лет - 16%), по Средней Азии - 5,6% из всего населения. В последующие годы уровень грамотности, безусловно, возрастал. Правда, оценки числа грамотного населения России на 1914-1917 годы сильно разнятся. Ряд западных учёных оценивают грамотность населения к 1915 году в 35-38%. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье за 1916 год приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России. Существует также оценка грамотности населения России в 45% к 1914 году.

Однако после войн и революций статистика по стране выглядела более чем плачевно. Западные губернии, где в предвоенные годы вкладывались большие средства в образовательную инфраструктуру, и где уже достигнутый уровень грамотности несколько повышал средние данные по империи, были оккупированы и не вернулись в состав страны. Много грамотных было призвано в армию и погибло на фронтах. Абсолютное большинство политической эмиграции, покинувшей страну в 1917-1920 годах, так же было грамотным. Философ И.Ильин, высланный из Советской России на «философском пароходе», предлагал считать российскую эмиграцию (более полутора миллионов человек) «самым образованным в мире народом».

Остаётся только догадываться, кто же остался в России, чтобы ликвидировать безграмотность большинства её населения…

Придя к власти, большевики сразу же приняли «чрезвычайные» меры не по обучению и просвещению, а именно по ликвидации безграмотности, и добились в этой борьбе больших успехов. В 1920 году для выполнения Декрета о ликвидации безграмотности 1919 года СНК принимает Декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Согласно постановлениям ВЧК ликбез, каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Для преподавательской работы в ликпунктах добровольно-принудительно привлекались как грамотные, так и полуграмотные люди, которые сами только что научились читать и писать. Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, простейший счёт. В начале 1920-х годов Наркомпросом было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы – не рабы, рабы – не мы»). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В.В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е.Я. Голанта. Заметим, что для крестьян специальных букварей никто не выпускал. Между тем, безграмотность именно сельского населения в некоторых районах была почти поголовной. Возможно, власть уже тогда планировала ликвидировать крестьянство вместе с безграмотностью?.. Часть учебных пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40). В программу ликбезов в обязательном порядке входил курс политграмоты, чтобы обучающиеся знали, что им дала советская власть и как они ей обязаны.

Лозунг борьбы с безграмотностью, как мы видим, был выдвинут с чисто утилитарными целями. Каждый советский гражданин обязан был уметь читать декреты и постановления своего правительства, воспринимать новые идеи и следовать им. В условиях отсутствия телевидения это значительно облегчало властям агитацию и «промывание мозгов» населения даже в самых удалённых районах. Просвещение и образование граждан в задачи ВЧК ликбез не входило.

Что же касается системы советского народного образования, якобы построенной большевиками уже в середине 1920-х годов, то следует вспомнить, что её строительство началось с полного уничтожения дореволюционной высшей и средней школы. В 1921-1922 годах, стараниями Наркомпроса и Главполитпросвета, полностью были изменены программы школ средней ступени (бывших гимназий и реальных училищ). Зачем советскому человеку мёртвые языки и древняя история? Декретом 1921 года в университетах упразднялись исторические, философские, филологические факультеты и кафедры. Другим декретом был введён обязательный научный минимум, предписывающий изучать такие дисциплины, как исторический материализм, пролетарская революция, история партии и т.д. Летом-осенью 1922 года почти вся старая профессура была выслана в удалённые районы страны или за границу.

«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно,» - прокомментировал эту акцию Л.Д. Троцкий. Тех, кто дал повод, расстреляли ещё в 1918-1920 годах.

Согласно инструкциям Наркомпроса, из библиотек и читален изымались книги Карамзина, Ключевского, Достоевского, Мережковского, Спенсера и других «вредных» авторов. Главполитпросвет, во главе с Н.К. Крупской, усиленно трудился над составлением списков произведений, ненужных едва обученному грамоте советскому человеку.

В годы нэпа (1921-1928) темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. К 1926 году СССР занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения. В 1926 году в городах проживало 88,6 % грамотных мужчин и 50, 6% женщин. В селе, соответственно, 67,3 и 35,4 %.

В 1928 году, когда страна усиленно готовилась к индустриализации, по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый «культпоход». Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 миллиона человек, а число учащихся в учтённых школах грамоты - 10 миллионов.

В 1930 году было повсеместно введено всеобщее начальное обучение, что создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью. Под малограмотностью имелось в виду, конечно, не отсутствие высшего образования или незнание иностранных языков. В категорию «малограмотных» чаще всего попадали те, кто научился читать ещё до революции и не прошёл советского курса политической грамоты. К таковым мог бы быть причислен и университетский профессор, незнакомый с основными постулатами марксизма…

В результате всех предпринятых правительством «сверху» чрезвычайных мер, к 1936 году в ликбезах было обучено около 40 миллионов неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х годов ситуация с неграмотностью в СССР перестала быть катастрофической. Большинство районов СССР торжественно отрапортовали о её полной ликвидации. Считалось, что в советской стране абсолютно безграмотных не осталось.

Между тем, лично мне уже в 1980-е годы приходилось встречать людей, которые не умели ни читать, ни писать ни на одном языке. В большинстве своём, это были древние старики, родившиеся в глухой глубинке, но один представитель молодого поколения учился со мной в одном классе средней советской школы. Этот уникальный мальчик успешно переходил из класса в класс, учителя – люди с высшим образованием - ставили ему «тройки» по всем общеобразовательным предметам. Только вдруг на экзамене в 8-м (восьмом!) классе, в присутствии комиссии из ГОРОНО, случайно выяснилось, что пятнадцатилетний подросток едва-едва может сложить буквы в слоги и не в состоянии прочесть простой печатный текст. При этом у него не наблюдалось никаких отклонений в развитии, и не было медицинских показаний для перевода в специальное учебное заведение. В начале 1980-х ещё не считалось, что ребёнок при поступлении в первый класс должен уметь читать. Очевидно, этот мальчик не умел, и за восемь лет обучения в школе никому не пришло в голову его научить.

Не исключено, что при современном состоянии российской средней и высшей школы, будущему правительству вновь придётся издавать декрет о ликвидации безграмотности в когда-то «самой читающей в мире» стране. Невероятно, но факт…

26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят поистине исторический Декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности.

К началу ХХ века уровень грамотности в России был очень низким для страны, вступившей на путь индустриального развития. Разные источники приводят цифры от 30 % до 38 % грамотного населения от общего числа жителей России.

Ликвидация неграмотности разворачивалась в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Восстановление народного хозяйства настойчиво требовало ликвидации неграмотности и повышения культуры всего народа. Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь.

Достижение всеобщей грамотности рассматривалось советским руководством как одна из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин - «нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства»

К 10-летию Октябрьской революции в ряде районов страны эта задача была решена. По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. А к концу 30-х годов массовая безграмотность была преодолена. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89,7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла — 96 %, женщин — 83,9 %, городского населения — 94,9 %, сельского — 86,7 %.

Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». 26 декабря 1919 г.

В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам НКП.

2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.

4.К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности НКП и местными органами привлекаются все организации трудового населения…

5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

6. Для ликвидации безграмотности органами НКП предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.

8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.

Председатель СНК В. Ульянов

Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич

error: Content is protected !!