Когда дополнительная жилплощадь положена инвалидам. Перечень заболеваний дающих право на внеочередное получение жилья

Одной из основных социальных гарантий государства является защита жилищных прав незащищенных слоев населения, в том числе различных категорий инвалидов. В соответствии с нормами федерального и регионального законодательства государство приняло на себя обязательство по обеспечению жильем инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В представленном материале узнаем, может ли инвалид получить квартиру от государства, и каким образом действуют жилищные программы, позволяющие указанной категории граждан бесплатно получить жилье.

Обеспечение жильем инвалидов

Возможность получить жилье инвалиду напрямую связана с постановкой его на учет в качестве нуждающегося в улучшении условий проживания. К сожалению, закон не позволяет получить квартиру по инвалидности немедленно при обращении в уполномоченные государственные органы, для этого придется соблюсти ряд обязательных формальностей.

В настоящее время обеспечение указанной категории льготников жилыми помещениями осуществляется по следующим направлениям:

  • социальное жилье для инвалидов за счет государственного или муниципального жилищного фонда;
  • субсидии на жилье инвалидам, размер которой не зависит от количества членов семьи, так как денежные средства выделяются только на самого льготника.

Для любого варианта получения жилья инвалиду нужно встать в очередь, подав соответствующее заявление в местный орган власти. Порядок и сроки предоставления квартир напрямую зависит от даты постановки лица на учет, и регламентирован Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов РФ», а также региональными нормативными правовыми актами.

Социальное жилье

Жилые помещения государственного или муниципального фонда предоставляются гражданам, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий. Это правило в полной мере распространяется и на инвалидов всех групп.

Городская очередь ведется органом местного самоуправления или уполномоченным органом муниципального имущества. Для постановки на учет необходимо представить следующие документы:

  • заявление от инвалида;
  • документы, подтверждающие отсутствие квартиры или нуждаемость в предоставлении жилья;
  • справку органов МСЭК об установлении группы инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • документы, подтверждающие статус малообеспеченных граждан.

Региональным законодательством может устанавливаться льготная очередь для отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов.

Льготное социальное жилье появляется в распоряжении местных органов власти путем возведения многоквартирных домов, приобретения отдельных квартир на первичном и вторичном рынке, а также в результате использования квоты в домах коммерческой застройки.

Субсидии

Еще одним вариантом улучшения жилищных условий инвалидов является выделение субсидии за счет бюджетных средств на приобретение квартир. Данный способ доступен при условии выделения средств при утверждении бюджета на очередной год. Чтобы выделить бюджетные средства, выдается сертификат инвалидам на жилье, который носит строго целевой характер.

Размер субсидии при покупке жилья рассчитывается следующим образом:

количество инвалидов в семье умножается на среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. в регионе проживания и умножается на федеральный норматив обеспечения жильем (в настоящее время этот критерий составляет 18 метров на человека).

Важно! Государство обеспечивает жильем только самого инвалида, на членов его семьи деньги не выделяются. Исключением являются семьи, где воспитываются дети-инвалиды.

По данному направлению должно приобретаться только благоустроенное жилое помещение, так как ключевым правилом является улучшение условий проживания граждан.

Право на жилищные льготы

Какой группе инвалидов положено жилье? Группа инвалидности не имеет значения при решении вопроса улучшения жилищных условий, достаточным основанием будет являться официальная справка МСЭК.

Если установленная группа инвалидности имеет определенный срок действия, льготнику предстоит проходить ежегодное переосвидетельствование и представлять новую справку в органы местного самоуправления. Льготы инвалидам детства на жилье позволяют избежать этого требования, такой правовой статус устанавливается пожизненно.

Помимо этого, право на отдельное жилье для инвалида будет зависеть от характера основного или дополнительного заболевания, которое подтверждается медицинскими заключениями. Также порядок реализации льгот будет различаться в зависимости от сроков постановки на учет.

Порядок предоставления льгот

Если инвалид официально поставлен в очередь до 1 января 2005 года, то он вправе рассчитывать на получение средств из субвенций, которые субъекты РФ получают из федерального бюджета. На данный момент такой порядок действует только в отношении инвалидов и ветеранов ВОВ. При этом остальные категории инвалидов, которые уже числились в очереди на 01.01.2005 года, имеют право получить жилье по договору социального найма.

Если инвалид встал на учет после 1 января 2005 года, то порядок представления ему квартиры устанавливается в соответствие с Жилищным кодексом. Региональными нормативными актами могут регулироваться дополнительные льготные основания для первоочередного выделения жилья такой категории граждан.

Условия предоставления жилья лицам с ограниченными возможностями

Правила предоставления жилья инвалидам, либо семьям, в которых воспитываются дети - инвалиды, устанавливают основания для постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:

  • обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже нормативов, установленных законодательством РФ;
  • проживание в квартире, которая не отвечает санитарно-техническим нормам (например, инвалид, проживая на последнем этаже, имеет приоритетное право на переселение на первый этаж);
  • проживание в жилом помещении нескольких семей, в одной из которых есть лицо, страдающее тяжелой формой заболевания, вследствие чего совместное проживание с ним опасно для окружающих;
  • ситуация, в которой в неизолированных комнатах живет две и более семьи, которые не являются родственниками;
  • проживание в общежитии, за исключением лиц, работающих на сезонных работах, по срочному договору или в связи с обучением.

В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ одним из оснований получения жилья по договору социального найма вне очереди является наличие тяжелой формы хронического заболевания. То есть, если причиной инвалидности является тяжелое хроническое заболевание, то инвалид может претендовать на внеочередное получение такого жилого помещения, а в некоторых случаях - на дополнительное расширение жилплощади.

Перечень заболеваний инвалидов для получения жилья

Перечень заболеваний, которые учитываются при определении льготных категорий граждан, регламентирован Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. На получение квартиры площадью большей, чем установлено федеральными нормативами, могут претендовать граждане, страдающие следующими заболеваниями:

  • активные формы туберкулеза;
  • психические заболевания, при которых обязательно диспансерное лечение;
  • ВИЧ-инфекция у несовершеннолетних;
  • большие поражения кожных покровов с выделениями;
  • проказа;
  • иные тяжелые заболевания.

Необходимые документы

Документы для постановки на учет подаются в соответствующий отдел местной администрации лично, либо через представителя, действующего на основании нотариальной доверенности. Пакет документов включает в себя:

  • заявление;
  • справку, подтверждающую инвалидность;
  • выписку из домовой книги;
  • личную реабилитационную программу.

В зависимости от основания постановки на учет, также может понадобиться: документ, подтверждающий факт проживания в одной квартире нескольких семей; акт обследования жилищно-бытовых условий; справку из БТИ и т.д.

Жилье для инвалидов-колясочников

Квартиры для инвалидов - колясочников должны соответствовать определенным требованиям. Создание подобного жилого фонда входит в компетенцию региональных и местных властей.

Так, например, в рамках программы «Социальная поддержка жителей Москвы» в столице будут построены новые дома с квартирами, спроектированными специально для колясочников. Реализацию проекта планируется завершить до 2017 года. В таких квартирах будут расширены дверные проемы, розетки для электроприборов будут находиться на доступной высоте, увеличится площадь балконов.

Жилье инвалидам боевых действий

В отношении данной категории льготников действует аналогичный механизм, который зависит от даты постановки на учет. Гражданин вправе рассчитывать на получение денежных средств, исходя из стоимости 18 квадратных метров в его регионе, если:

  • принимал участие в боевых действиях на территории СССР, России, а также других государств;
  • получил ранения, контузии, увечья в связи с несением службы в рядах Вооруженных сил или иных военизированных формирований;
  • встал на учет в качестве нуждающегося до 1 января 2005 года.

Форма и порядок представления средств определяется в каждом регионе самостоятельно. В ситуации, когда постановка на учет произошла после 1 января 2005 года, то для инвалида боевых действий преимуществ не возникает, он получит жилое помещение на общих основаниях.

Дополнительные жилищные льготы

Помимо указанных льгот инвалиды вправе претендовать на дополнительные меры социальной поддержки:

  • выплаты за покупку жилья при обращении за предоставлением имущественного налогового вычета (доступны для всех граждан);
  • льготы по оплате коммунальных услуг (размер и основания предоставления данных льгот устанавливается на местном уровне).

Необходимо помнить, что точный перечень льгот может различаться в зависимости от региона проживания граждан. Подробную информацию, как правило, могут предоставить органы соцзащиты населения.

Если у вас возникли вопросы по выделению жилья инвалидам, либо чиновники необоснованно отказывают в реализации данного права, рекомендуем обратиться за помощью к нашим специалистам. Мы поможем составить все необходимые документы в точном соблюдении с законом. Для консультации позвоните по телефонам горячей линии или оставьте заявку в форме обратной связи.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"

Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы

1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. При обеспечении заявителей жилыми помещениями с учетом размера площади занимаемых жилых помещений суммарная площадь всех жилых помещений должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.

5. Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.

6. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

7. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.

8. Права граждан, состоящих на жилищном учете, на дополнительную площадь, установленные федеральным законодательством, применяются при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, на основании их заявлений и при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы.

9. Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

10. Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.


ЖК РСФСР (ст. 38) устанавливал норму жилой площади в размере 12 кв. м на одного человека. Эта цифра являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. В настоящее время нормы предоставления жилой площади изменились. На практике жилое помещение предоставляется гражданам в России в размере от 9 до 12 кв. м жилой площади на человека.
Норма жилой площади имеет важное практическое значение и учитывается, в частности, при исчислении платы за жилое помещение, при предоставлении нанимателю жилого помещения в связи с капитальым ремонтом жилого дома или при выселении нанимателя, разделе жилой площади, сдаче помещения в поднайм или вселении временных жильцов, решении вопроса о предоставлении дополнительной жилой площади.
Современное законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:
Its” норма предоставления (норма предоставления жилой площади по договору социального найма);
Its” учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий); pis’ социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг).
Под нормой предоставления площади жилого помещения понимают минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимо-
сти от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.
Под социальной нормой площади жилья подразумевают размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на сегодняшний день составляет 18 кв. м обшей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. До 2010 г. пересмотр этого стандарта не предполагается.
Размер общей площади квартиры определяется исходя из совокупности суммы площадей всех помещений квартиры, включая площадь комнат и мест общего пользования в квартире. Местами общего пользования в квартире называют вспомогательные нежилые помещения, которые предназначены для обслуживания только этой квартиры. К ним относится кухня, внутриквартирный коридор, иные подобные помещения.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливается законодательством РФ.
В настоящее время не существует конкретного единого нормативного документа, устанавливающего категории граждан, имеющих право на получение дополнительной площади; такие категории указываются в разных нормативных актах.
Дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв.м общей площади предоставляется гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, если иное не установлено законом.
При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения). Что касается военнослужащих, то согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления. Этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Муниципальным органам предоставлены широкие полномочия в сфере определения размера нормы представления и учетной нормы, что предполагает ответственность за принятые решения низовых звеньев «управленческой вертикали». Некоторые аналитики, например, М.Ю. Тихомиров, склонны считать, что не закрепление размера нормы представления на одного человека на федеральном уровне (как это планировалось изначально, в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения) не способствует улучшению жилищный условий ряда регионов России.

ЖК РФ прямо не предусматривает право на дополнительную жилую площадь (в то время как ст. 39 ЖК 1983 г. устанавливала, что сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м.). Подробнее в «Комментарии к Жилищному кодексу Российской Федерации» под ред. М.Ю. Тихомирова (М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005).

Отдельным категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут устанавливаться иные нормы предоставления (п. 3 ст. 50 ЖК РФ). Примером может служить Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.), в соответствии с которым Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» был утвержден такой перечень.

Правом на дополнительную жилую площадь (не менее 15 кв. метров и не более 25 кв. метров) пользуются также определенные законом категории военнослужащих (Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с посл. изм. и доп.):

Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше;

Командиры воинских частей;

Военнослужащие – граждане, имеющие почетные звания Российской Федерации;

Военнослужащие – граждане преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Военнослужащие – граждане научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) предполагает определение еще одного норматива – федерального стандарта социальной нормы площади жилья: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. метра на семью из двух человек; 33 кв. метра на одиноко проживающих граждан.

error: Content is protected !!